Во время путешествия по воде главное – плыть туда, куда вы планировали, то есть уметь удерживать курс лодки при любом направлении и силе ветра. Дрейф (отклонение от курса) существует при любом, даже самом слабом ветре, и его постоянно нужно компенсировать.
Галфвинд
На парусном флоте боковой ветер называли солдатским бризом, потому что в таких условиях с лодкой мог справиться любой солдат, далекий от морской науки. Галфвинд считается наиболее простым курсом. Для выхода в галфвинд сначала нужно настроить стаксель, потом грот, и в последнюю очередь бизань, если она есть. Выберите наиболее эффективный угол парусов для наивысшей тяги. Обратите внимание: чем ближе парус к корме, тем меньше должен быть угол относительно продольной оси симметрии самой лодки. Это делается потому, что ветер от каждого впереди стоящего паруса немного отклоняется. Шверт должен быть поднят наполовину.
Прелесть галфвинда в том, что даже при не должным образом выбранных парусах лодка будет идти верным курсом, управляемая рулем. Именно поэтому начинающим яхтсменам рекомендуют первый выход в море совершать галфвинд. Но, конечно, во время путешествия все время нужно следить за направлением ветра, чтобы вовремя регулировать паруса, и не терять скорость.
Бейдевинд
Прямо против ветра на паруснике идти невозможно, поэтому, максимум, что вы можете, это крутой бейдевинд. Для того, чтобы максимально круто идти к ветру (т.е. 45° отклонения от истинного ветра и 30° от вымпельного) полностью опустите шверт и втугую выберите стаксель-шкоты. Роль стакселя состоит в том, чтобы поток воздуха попадал в щель между ним и гротом. Поэтому, его нижняя шкаторина пусть будет немного изогнута (не делайте его совершенно плоским) – это позволит парусу выполнять роль крыла, т.е. аэродинамического профиля. При правильно сформированной щели между гротом и стакселем, воздушный поток будет значительно усиливать тяговую мощность грота за счет ускорения потока на его подветренной стороне.
Далее нужно заняться гротом: медленно травите его, пока передняя шкаторина не потеряет форму, а затем вновь выбирайте парус до восстановления его формы. Теперь грот и стаксель работают вместе. На большой яхте оба паруса можно просто закрепить и спокойно идти бейдевинд, но на лодке поменьше, подверженной опрокидыванию, их нужно постоянно держать на контроле. То есть, например, при сильном порыве ветра их сразу же нужно травить.
Постоянно следите за передним краем стакселя – если он начинает подрагивать, значит вы забрали слишком круто к ветру. Начинайте уваливаться – до тех пор, пока передний край вновь не станет тугим (не переусердствуйте).
Как ни крути, ход под крутым углом к ветру влияет на скорость. Чтобы ее как-то сохранять, идя, например, бейдевинд, вам придется периодически уваливаться под ветер. Иначе вы рискуете просто соскользнуть в наветренную сторону и сильно замедлиться. В яхтенном деле есть два понятия: лифт – сдвиг на корму, поднимающий лодку против ветра; хэдер – сдвиг на нос, поворачивающий лодку по ветру. Для успешного хода против ветра рекомендуется чаще пользоваться лифтом (постоянно отслеживая курс ветра), одновременно следя за стакселем, и вовремя уваливаться.
С помощью таких нехитрых манипуляций, немного потренировавшись, вы сможете ходить не только галфвинд, но и брать самый крутой бейдевинд, уверенно прокладывая путь даже при достаточно сильном ветре.