На речном маршруте водное такси в Петербурге появилось еще в 2010 г. На тот момент в этой отрасли было 4 компании: МБС, «Водоходъ», «Интер-яхт-сервис» и «Русские круизы». Невзирая на то, что параметры госсубсидий составляли до ста тридцати миллионов рублей в год, компании отказались от данной сферы бизнеса, поскольку считали его достаточно убыточным. Так, в 2016 г. госкомитет по транспорту города сообщил о том, что регулярные рейсы аквабусов больше работать не будут, но тем не менее каждый летний сезон жители Питера пребывают в очень томительном ожидании феноменального возрождения водного такси.
Экспертное сообщество Петербурга 8 августа текущего года провел встречу со специалистами в сфере транспорта, а также представителями малого судоходства. Это было сделано для того, чтобы выяснить, нужен ли городу общественный водный транспорт, в чем его плюсы и минусы.
«Водный транспорт имеет два недостатка – достаточно дорогой и медленный»
Согласно мнению гендиректора НПК «Системы и технологии» А. Стрелкова, при условии, что Питер обладает довольно-таки колоссальным количеством водных объектов, такой вид общественного транспорта должен обязательно развиваться. При этом, поддержку для воплощения проекта в жизнь необходимо искать не только у государства, но также и у частного бизнеса.
Специалист по транспорту проекта Урбаника И. Резников уверен, что аквабусы не будут отвечать в полном объеме всем необходимым требованиям, которые выдвигаются для городского вида транспорта.
«Необходимо четко понимать, что каждый отдельно взятый вид общественного транспорта максимально эффективнен только в какой-то конкретной отрасли. У общественного водного транспорта существует два недостатка – дороговизна и медленность хода. Существуют в Российской Федерации примеры городов, где подобный транспорт работает достаточно эффективно. К ним относят Мурманск, Севастополь, однако там нет фактора сезонности, поскольку морская акватория не замерзает. Тогда нужно вопрос поставить следующим образом: существует ли в Питере та ниша, где такой бы транспорт был бы эффективен, то есть сможет ли он перевозить пассажиропоток, который сейчас имеется? Очень сомнительно, хотя, если смотреть с точки зрения пользователя, то такая идея является довольно-таки интересной. Проект аквабуса умер, поскольку он не соответствовал тем потокам, которые он бы мог перевозить.
Кроме того, данное удовольствие очень дорогое.
Стоит отметить, что основная проблема, которая стоит перед специалистами – это сезонность. Есть ли пассажиропотоки в городе, которые были бы сезонны? Да, такие существуют, однако такой водный транспорт является частным, а не общественным».
Еще Илья Резников выступил с предложением создать в Питере ночные перевозки через Неву в рамках ночных автобусных маршрутов, отмечая, что общественный водный транспорт должен, как и обычный общественный транспорт, в противном случае это превратится в коммерческие перевозки.
«Но есть ли уверенность в том, что в данный общественный транспорт не сядет большое количество китайцев, желая существенно сэкономить и тем самым оставить частный бизнес без средств к существованию? В конечном итоге может случиться так, что частное предпринимательство недополучит колоссальную сумму денежных средств, а сам транспорт, организованных для горожан и который был профинансирован местными властями, петербуржцев вовсе никуда и не повезет. Например, до Петергофа можно добраться как маршруткой, так и «метеором» за 1 500 рублей. До того времени, покуда стоимость билета на транспорт будет стоит 1 500 рублей, когда метро 45 рублей, то такой транспорт нельзя считать общественным. По стоимости, это дороже такси».
Безопасность и комфорт – на первом плане
Представитель сообщества Архитекторов Петербурга, урбанист О. Манов считает, при разрешении данного вопроса нужно всегда помнить прежде всего о комфорте проживания в этом городе.
«Естественно, мы должны позаботиться об окупаемости, однако не стоит забывать и о местных жителях. Нужно сказать о том, что Питер становится достаточно комфортным, когда его жители сменяют практику повседневной жизни: когда до работы и обратно дорога занимает менее часа, который просто выброшен из их жизни. Мы давным-давно позабыли о том, как получить настоящее удовольствие от данного процесса. Мне почему-то кажется, в таком случае водный транспорт предоставит такую возможность, тем более, что речь идет о Петербурге. Путешествуя по Венеции, там можно увидеть, что 5-10% зданий находятся в очень ужасном состоянии и порой возникает ощущение, что оно может на вас упасть. У нас же водная панорама находится в отличном состоянии. К большому сожалению, только туристы могут по-настоящему оценить город с воды. И это есть большой минус».
Не обошли специалисты и такую важную тему, как безопасность на воде. Так, главинспектор по безопасности на акваториях организации «Восвод» В. Поляков отметил, что беспорядки в данной сфере происходят всегда. А порядок, к сожалению, наводится тогда, когда уже случилась трагедия.
«В России существует такая традиция: изначально мы все запрещаем, а затем, наоборот, разрешаем. Бытует мнение, что к общественным перевозкам планировали приобщить собственников маломерных судов, которые не так давно окончили курсы. Только представьте на минуточку: посадили на водный транспорт какую-нибудь семью и поехали по волнам на максимальной скорости – ветер в лицо, в ушах звон, но что с ними будет дальше? Куда они могут заплыть? Неизвестно. Как потом их найти, если что-то да случится? Безусловно, необходимо субсидирование и возрождение, но очень аккуратно и вдумчиво».
Соцтуризм для жителей Петербурга
Подвел итоги дискуссии представитель комитета по законодательству, правопорядка и законности А. Цивилев. Он сообщил, что проблематика водного транспорта обсуждалась на собрании еще в 2017 г. Есть различные пути развития данного проекта.
«Я хочу отметить, что вместо аквабусов были возведены и обустроены причалы. Какая цена швартовки к нему? 700 рублей на 15 минут. Проще говоря, по факту такие причалы просто простаивают. Ими пользуются лишь 6 аффилированных организаций, а другие маломерные суда к ним и близко не подходят. Мы от одной малоэффективной системы пришли к другой, которая оказалась еще более неэффективной. Система пристаней, к большому сожалению, ни к чему не причаливает. Люди таким не пользуются. Поэтому, я бы в рамках соцтуризма возродил бы аквабусы.
Санкт-Петербург – очень красивый город, особенно с воды. Поэтому задача властей отделить местных жителей от туристов. Построить туристический маршрут, но только для петербуржцев, исходя из их регистрации. Я полностью солидарен с общественными деятелями, которые отмечают, что общественный водный транспорт довольно-таки проблематичен сам по себе. Подобного рода такси создавать попросту нерентабельно, поскольку будут в него вкладываться миллионы и ничего не получить взамен, а мы хотим открыть жителям доступ к воде, чтобы те поняли, что это вполне доступно. Такое выполнить можно в рамках каких-то соцпрограмм. К данному проекту, естественно, нужно тщательно готовиться, по этой причине это решение на следующий год, но его необходимо делать обязательно», – подметил депутат.
Помимо этого, эксперты затронули тематику обустройства пляжей для горожан, ввиду чего выдвинули инициативу о необходимости обустройства пристаней в центральной части города и сообщили о том, что разрешить проблему касательно общественного водного транспорта удастся еще не скоро. i