Давно запланированный круиз под парусами, великолепная мега-яхта, синее бескрайнее море, отменная компания, прекрасные метеоусловия – все, что нужно для хорошего отдыха на воде и, кажется, ничего не предвещает беды.

Однако это происходит до тех пор, пока Вы не увидите непонятную лохань, которая будет увешена изможденными людьми. И тут радость от странствия моментально рассеивается – кто они, разбойники или все-таки беженцы? Оставить их или оказать людям помощь? Какими будут последствия для капитана ввиду одного из таких решений в аналогичной ситуации?

Подсчет потерь

С начала 2015 г. при крушении морских судов с беженцами, пресекающие нелегально границу, жертвами стали 2 500 человек. По официальной статистике, предоставленной Организацией Объединенных Наций, а согласно неофициальным данным – погибших значительно больше.

Так, 20 сентября 2015 г. у турецкого побережья надувное судно столкнулось паромом. Тогда среди погибших было 4 ребенка. Лодка шла по маршруту через греческий остров Лесбос. Из 46 пассажиров, находящихся на борту лодки, спасли только 20 человек. А 13 сентября того же года у побережья Греции опрокинулась лодка, на которой находились нелегальные беженцы. Тогда погибло 28 пассажиров, 68 пассажиров посчастливилось спасти и еще 29 – самостоятельно добрались до берега.

Также 28 августа 2015 г. произошло столкновение морских судов с нелегальными беженцами у побережья Ливии. На тот момент число погибших достигло трехсот человек.

18 апреля того же года также произошло еще одно крушение корабля у ливийского побережья, где количество погибших достигло уже 700 человек.

Тремя днями ранее (15 апреля), произошло еще одно ЧП с участием морского судна, на котором находились беженцы. На тот момент погибло 400 пассажиров.

Согласно официальной статистики, на протяжении 2015 г. в водах средиземноморья погибло свыше двух с половиной тысяч мигрантов, которые пытались пересечь Европу из Африки.

Так, 17 сентября 2014 г. приблизительно в пятистах километрах от гавани Мальты пошел ко дну корабль, на борту которого находилось 500 беженцев. Корабль вышел из порта Дамиэтта, находящегося в Египте.

3 октября 2013 г. неподалеку от гавани Лампедуза затонуло судно с африканскими нелегалами. На его борту было 500 человек, но спасти удалось только 155.

1.06.2013 г. сел на мель корабль с пассажирами из Туниса. Тогда на нем пребывало 8900 нелегалов из которых 270 погибли.

20 июня 2003 г. пошел ко дну катер, на борту которого находились нелегальные беженцы их Ливии, направляющиеся в Италию. Спасено 41 человек и свыше 200 пассажиров погибли.

Также 25 декабря 1996 г. судно с 390 пассажирами село на мель. Спастись посчастливилось всего лишь 107 пассажирам, а 283 – трагически погибли при крушении.

Невозможно не отметить то, что ситуация с нелегалами из Сирии, а также Ливии на сегодняшний день напрямую затрагивает либо может затронуть яхтсменов, особенно тех, кто укладывает свой путь к востоку от средиземноморья между турецкой территорией и островами Греции либо между Ливией и Италией. Другие морские акватории средиземноморья пока что не охвачены подобным кризисом.

И в действительности, яхтсмен, который столкнулся в морской акватории с терпящим крушение судном, на борту которого находятся нелегальные беженцы, может очутиться между Харибдой и Сциллой в рамках действующих на сегодняшний день законов и практического применения.

В одном случае, у капитана любого судна есть правило: помогать всем, кто терпит крушение на воде, но в другом – возможности любителя яхтинга по оказанию какой-либо помощи, а также спасению достаточно ограничены. Как правило, суперяхта у такого яхтсмена имеет компактные размеры. К тому же, команда нередко огромным количеством опыта не обладает.

Однако у такой медали есть еще и другая сторона: оставление в морской акватории терпящих крушение без помощи является уголовно наказуемым делом, и любая страна имеет на сей счет определенную статью в УК. Также стоит отметить то, что капитан, взявший к себе беженцев, после чего высадивший их в чужой стране, может быть обвинен в транспортировке нелегальных мигрантов. И что здесь можно сделать?

Для этого была сделана попытка прояснить данную ситуацию, установив контакт с определенным количеством оперирующих на Средиземноморье чартерными организациями, задав вопрос: предоставляют ли заказчикам указания на то, как поступать на случай, когда будет замечен корабль с беженцами?

Вместе с тем, корреспонденты вступили в переговоры с береговой охраной Италии, Турции или Греции, чтобы точно узнать, существуют ли указания госорганов этих государств для любителей яхтинга о последовательности действий на случай обнаружения в акватории судна, попавшего в бедствие с нелегалами.

Стоит отметить, что ответы очень удивили корреспондентов. Первыми на их вопрос откликнулась турецкая береговая охрана, которая сообщила о том, что при виде тонущего судна яхтсмен должен в обязательном порядке оповестить прибрежную охрану и больше ничего.

Ему не разрешается проводить какие-либо другие действия по спасению людей.

Помимо этого, им также был задан вопрос, что делать, если кто-нибудь из мигрантов погибнет? Не обвинят ли капитана в том, что тот не оказал помощь потерпевшим?

Журналисты установили контакт с несколькими организациями, специализирующиеся на чартерах, которые расположены на территории Турции, и попросили представителей компании прокомментировать им, предоставляют ли они заказчикам какие-то определенные рекомендации, арендующим у них суперяхты, на случай появления тонущего корабля с беженцами. Так, представитель одной из фирм, согласился прокомментировать данную ситуацию при сохранении анонимности:

«Мы не желаем, чтобы подобная тема активно муссировалась в журналах по яхтингу, так как это может крайне негативно отразиться на чартерном рынке. Наша фирма на протяжении года продает около 1 300 чартерных недель, где среди клиентов есть и граждане Российской Федерации, поэтому даже минимальное падение спроса может нанести компании колоссальный ущерб. Поэтому представители фирмы рекомендуют при появлении на горизонте тонущего судна с беженцами тут же сообщить турецкой береговой охране. Во времени это не займет много времени, а всего лишь пару секунд. Что касается спасать или не проводить работы по спасению тонущих людей, то тут менеджеры компании не дают однозначного ответа. Все это они оставляют на личное усмотрение самого капитана, однако стоит отметить что их главная база находится в Мармарис. В акватории этой местности все достаточно спокойно, поэтому в настоящий момент данная проблема компанию не затронула. Основной поток нелегальных мигрантов, как правило, идет намного западнее, а именно с островков Лесбос, Кос и прочих».

Итак, что тут можно сказать? Единственное, что можно сказать, так это то, что, проходя сквозь турецкую акваторию капитан должен обязательно соблюдать предельную осторожность. Очень похоже, что в случае неудачи яхтсмены могут с легкостью очутиться между двух жерновок. Более того, судебная система этой страны достаточно сурова и всем это известно.

Официальные госслужбы Хорватии ответили журналистам, что сегодня они не дают каких-либо специальных указаний для чартерных организаций и индивидуальных судовладельцев, которые касались бы рекомендаций при встрече в морской акватории:

«Никаких конкретных рекомендаций на данный случай мы не прописываем. Тем не менее, на сегодняшний день, от Министерства водного туризма и судоходства подобных распоряжений на официальном уровне не поступало».

Совсем другое дело обстоит в Италии. Данное государство уже давным-давно является лидером по приему беженцев, которые стали прибывать сюда еще задолго до начала кризиса. Соответственно, здесь проблема обнаружения тонущего корабля с мигрантами если не отработана до мельчайших деталей, то, как минимум, не будет предметом умолчания.

В действительности, организация Сансейл в сентябре текущего года отправила всем подразделениям, находящиеся в их подчинении, а также компаниям, которые оперируют чартерной флотилией в Эгейской акватории и около южной стороны Италии, краткое распоряжение. Его необходимо обязательно довести до сведения капитанов любых судов, фрахтующих лодки у этих организациях.

Указание для капитанов

Итак, что говорит указание:

«При виде терпящего крушение корабля либо тонущих людей Вы в обязательном порядке должны оказать им посильную помощь, согласно действующим сегодня нормам мирового морского права, если человеческая жизнь находится в крайней опасности. Также необходимо проинформировать прибрежную охрану либо проинформировать чартерную базу организации Сансейл. Помимо этого, нужно будет находится поблизости от судна, которое тонет до того момента, пока прибудет помощь. Также необходимо будет тщательно задокументировать сложившуюся ситуацию с использование видео- и фототехники, а также мобильных телефонов. Категорически запрещается проводить спасательные виды работ самостоятельно, если вашей жизни также угрожает большая опасность. В случае, если мигрантам угрожает незамедлительная опасность, то следует предупредить прибрежную охрану, что Вы планируете принять к себе пострадавших. Это нужно для того, чтобы Вас не обвинили в торговле людьми или незаконной перевозки беженцев».

Официальные органы Италии были не такими конкретными, но довольно-таки многословными:

«Мы призываем всех любителей яхтинга строго соблюдать все действующие международные стандарты, а также правила безопасности и спасения человеческой жизни в морской акватории. Но в тоже время им дается рекомендация о том, чтобы они не при каких обстоятельствах не вступали в отношения с нелегальными перевозчиками, чтобы в дальнейшем избежать проблем в виде обвинения за торговлю людьми либо нелегальную их перевозку. При виде судна, терпящего бедствие, на котором находятся мигранты, обязательно нужно оповестить прибрежную охрану Италии. Также в качестве рекомендации идет документация всего происходящего. Тем не менее, яхтсменам перед тем, как выйти в море, желательно получить консультативную поддержку от итальянской прибрежной охраны, так как ситуация может поменяться стремительно. Помимо этого, не рекомендуется без острой надобности идти к югу от гавани Лампедуза, однако данное указание не является официальным, так как мы нацелены на свободу судохождения и не имеем какого-либо права ставить ограничения для яхт-бизнеса в нашей морской акватории».

Отсюда следует, что указания довольно-таки неопределенные и расплывчатые. Да, мигрантов необходимо спасать, однако тогда, когда это ничем не угрожает вам, вашей команде и судну. Нет, оказывать помощь по спасению нельзя, но в случае смерти пассажиров капитан будет отвечать. Да, спасать необходимо, однако при спасении пассажиров капитан может быть получить обвинение касательно противозаконной перевозки мигрантов. Итак, сколько уже можно ходить около подобных аниномий?

Также не дает определенного ответа официальная инструкция «Инструкция касательно принципов и практики, которые применяются к мигрантам и беженцам», изданная в мае текущего года IMO.

Так, в разделе Руководства «Действия капитана», прописано следующее:

«После получения просьбы касательно оказания помощи для спасения людей, терпящих крушение в морской акватории, а также при изменении маршрута с тем, чтобы последовать к месту проведения спасательных работ, капитан корабля должен по возможности:

  • определить корабельное оборудование и спассредства, которые могут использоваться при проведении спасательной операции;
  • точно определить, нужны ли для проведения операции специальные устройства, комплекс мероприятий, вспомогательное оборудование либо помощь;
  • реализовать всевозможные планы и процедуры с целью обеспечения безопасности как экипажа, так и судна;
  • сообщить об спецоперации касательно спасения собственника или агента морского судна в ближайшем порту, заход в который запланирован заранее.
  • при проведении спасательных работ на море капитан корабля, оказывающего помощь, должен в обязательном порядке после просьбы передать СКЦ, который является ответственным за определенный участок поиска и спасения, следующую информацию, разумеется, если такое возможно:
  • информацию о корабле, который оказывает непосильную помощь. Сюда входит наименование, порт приписки, флаг, а также имя, адрес судовладельца либо агента лодки в ближайшем порту, месторасположение судна, максимальные скоростные характеристики, следующий спланированный заход в портовой городок и способность выдержать вспомогательного количества пассажиров на борту;
  • информацию о спасенных пассажирах, включая численность, имена, возрастную категорию, половую принадлежность, а также сведения о состоянии здоровья и проблемы с медицинской точки зрения;
  • действия, которые были выполнены капитаном либо запланированные к их реализации;
  • комплекс мероприятий, предлагаемый капитаном по высадке, а также по месту их высадки либо передачи спасенных пассажиров с учетом того, что люди не должны быть высажены либо переданы в тех местах, где существует большая опасность для их жизни;
  • всевозможная поддержка, которая требуется для судна, оказывающего помощь пострадавшим;
  • различные особые факторы, к примеру, безопасность судоходства, метеоусловия, груз и прочие.

Капитаны, которые приняли на свой борт людей, терпящих крушение в море, должны в обязательном порядке обращаться с ними исключительно гуманным способом в пределах технических возможностей корабля.

Помимо этого, стоит отметить, что капитаны кораблей, находящиеся под строжайшим контролем страны, обладают вспомогательными служебными обязанностями, которые тут не будут рассматриваться.

Получается, что в данный момент, спасение утопающих – это дело рук самих утопающих. Представителям спаслужбы также необходимо позаботиться и о себе, по крайне мере, с юридической стороны.

Тем не менее, одно точное указание все же существует. Если возникли такие обстоятельства, что пришлось взять к себе пассажиров, в которых не без причины подозреваете нелегалов, то ни в коем разе не нужно идти в первый ближайший порт, иначе тогда могут действительно возникнуть большие проблемы.

На территории любой страны, сталкивающегося с колоссальной проблемой касательно огромного количества миграции нелегалов, существуют, так называемые, «безопасные зоны», которые включают участки для высадки мигрантов со спассудов. Согласно действующих правил, транспортировка мигрантов в эти зоны свидетельствует о том, что спецоперация полностью завершена.

Важно! Взяв на борт таких людей, Вы сможете высадить их исключительно в определенной зоне. Ее координаты можно узнать у прибрежной охраны и других морских спасслужб.

Еще все впереди

Кризис с мигрантами, внезапно разразившийся мгновенно практически по всей Европе, застал как властей, так и граждан Евросоюза врасплох: столь массового переселения не было уже давно. Хотя, если упомянуть только о количестве вынужденных переселенцев, то европейские страны видали и масштабы побольше. Это было в сороковых годах, где победители выгоняли немцев из западных земельных участков Польши и Чехословакии, в шестидесятых годах, когда правительство Польши развязало крупномасштабную антисемитскую кампанию, выдворив из своих земель всех евреев. Однако по территориальному охвату, которые были вовлечены в кризисную ситуацию стран, нынешнее положение не имеет себе аналогов в недавней истории. Но все только еще начинается…

На свое усмотрение

Регина и Кристофер Катрамбоне из гавани Мальты для спасения беженцев, терпящих бедствие в акватории Средиземного моря, приобрели 140-футовую лодку стоимостью в 5,2 миллионов американских долларов. Она оснащена всем необходимым медоборудованием, надувными плотами и беспилотниками. В первый выход в морскую акваторию они приняли к себе на борт свыше двухсот двадцати человек. Преимущественно потерпевшие были выходцами из Палестины и Сирии.

Однако супружеская пара Катрамбоне не были первооткрывателями. Они всего лишь последовали примеру 34-х летнего американского миллионера К. Катрамбона. Уже на протяжении нескольких лет Крис бороздит Средиземноморье на переделанном под спассудно рыбацком траулере. Так, на его счету уже насчитывается приблизительно десять тысяч спасенных людей, которые пытались добраться в Европу из разрушенной войной Ливии. Это два ярких примера в ответ на вопрос, спасать или не спасать?

В конечном итоге, это личный выбор каждого, причем тяжелый выбор. Это хорошо понимают менеджеры некоторых организаций, специализирующихся на чартерах, предлагая клиентам частичное решение: нет, не пройти мимо, но и не походить очень близко к лодке с мигрантами. Для этого достаточно будет связаться с береговой охраной. Не исключено, что возможен и такой вариант: люди, в частности дети и женщины, находятся в воде, тонут, а капитану и команде – держаться в стороне? Мелитопольский яхтсмен С. Белошкуров не прошел мимо беды. На возведенной совместно с друзьями суперяхте «Альтер Эго» он шел к итальянскому побережью, когда внезапно поздним вечером он заметил в море проблесковый огонек. И ним оказалась яхта с 50-ю пассажирами, среди которых, помимо мужчин, были женщины и дети. Ими оказались беженцы из Ливии. Они пытались добраться до Сицилии, но немного сбились с курса. Вода, еда и топливо у них закончилось, и тогда мелитопольский яхтсмен передал им воду, за которую они готовы были перегрызть друг другу глотку.

Однако так делали далеко не все. Многие смиренно дожидались своей очереди. Также он оповестил береговую охрану, но ему ответили, что на данный момент свободных судов нет. Тогда яхтсмен со своей командой пытались привлечь внимание мимо проходящих судов, но все напрасно, никто не оказал им помощь. И только утром пришло судно, капитан которого согласился отбуксировать судно к ближайшему греческому островку. Мигрантов переправили туда при помощи вертолетов.

Государственный долг

Согласно ст. 12 Конвенции об открытой морской акватории от 1958 г. и ст. 98 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому законодательству, датированного 1982 г. прибрежные страны должны в обязательном порядке поспособствовать организации и содержания максимально эффективной спасательной операции. Категорически нельзя сказать о том, что это не выполняется… Хотя делается это далеко не везде – в необходимом объеме, не всегда – с надлежащим качеством. Однако особенность проблемы мигрантов заключается в следующем: она набирает сложность значительно быстрее, нежели успевают реагировать на новые вызовы прибрежные службы средиземноморских стран.

Тем временем, ситуация стала достаточно критической. Так, одним из доказательств этого стал сверхсрочный саммит глав стран и правительств стран, входящих в ЕС, который состоялся 23 апреля 2015 г. На данном саммите было принято решение о том, что необходимо увеличить финансирование ультрасовременного проекта «Тритон», главной задачей которого является надежная защита границ стран, входящих в Евросоюз, а также проведение спецопераций по спасению людей. Данный проект стартовал еще 1 ноября 2014 г., что свидетельствовало об автоматическом прекращении крупномасштабной спецоперации по спасению мигрантов Маре Нострум, при которой было спасено более ста пятидесяти тысяч человек. Однако представитель МВД Италии А. Альфано сообщил о том, что Маре Нострум обошлась Риму в девять миллионов евро ежемесячно, и его власть не знает, как объяснить своим соотечественникам то, что их государство проводит спецоперацию по спасению и принимает на своей стороне все больше и больше беженцев, при этом не получая какой-либо финансовой поддержки из Брюсселя.

Прежде всего, это связано с позицией того, что Германия и Британия, считавшие Маре Нострум «приносящей колоссальный вред»: якобы спецоперация поспособствовала тому, что все чаще мигранты решались пробраться в Европе через морскую магистраль, поскольку были точно уверены в том, что их спасут при любых обстоятельствах.

А представить МВД Германии Томас де Мезьер упомянул слово «пособничество», тем самым утверждая, что комплекс мероприятий, принимаемый в рамках Маре Нострум, хоть и косвенно, но оказывает поддержку контрабандистам среди перевозчиков.

Спустя некоторое время, место Маре Нострум занял новенький проект под названием «Тритон», который спустя шесть месяцев на саммите было принято решение о том, что пора бы «углубить и расширить» его. Представитель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер объяснил, что отныне бюджетные средства проекта «Тритон» будут увеличены до 120 миллионов евро в год. Помимо этого, государства определились с принятием участия в спасательных работах военных кораблей. Так, к примеру, Британия, ранее отказавшись от принятия участия в проекте «Тритон», сообщила о том, что готова направить в Средиземноморье корабль HMS Bulwark и 2 сторожевых корабля, но премьер-министр Кэмерон выставил одно условие: мигранты не должны просить убежища в Британии. Свои суда туда уже была отправила Германия, тем самым оказав помощь 200 тонущим беженцам. Так, 8 мая немецкие военные мореплаватели спасли немалое количество беженцев с тонущего судна, произведенного из дерева, в двухсот пятидесяти километрах от побережья гавани Лампедуза.

Перехват и проведение спасательной операции на море людей в поисках убежища, нелегальных мигрантов, а также беженцев

Согласно Резолюции ПАСЕ под номером 1821, датированной от 21.06.2011 г., указано следующее:

  1. Осуществление контроля за южными границами Европы стало главной заботой региона. Так, континент Европы столкнулся с крупномасштабным наплывом мигрантов, которые приплывают из Африки, держа курс на Европу через Италию, Испанию, Грецию и Кипр.
  2. Беженцы, нелегальные мигранты, а также лица, ищущие убежища с риском для собственной жизни добираются до европейских стран на неприспособленных для плавания в открытой морской акватории судах;
  3. Большинство людей с кораблей, терпящих крушение, были благополучно спасены, однако также немало людей были выдворены из территориальных вод. Тем не менее, список погибших растет с каждым годом;
  4. Недавний поток мигрантов, прибывших на Мальту или Италию, вызванную результатом волнений в Северной Африке, подтверждает тот факт, что Европа должна всегда быть готова к различным массовым прибытиям на ее южную часть побережья нелегалов, беженцев, а также лиц, ищущих убежище;
  5. Ассоциация отмечает, что комплекс мероприятий направленный на борьбу с потоками мигрантов, прибывающих через водную магистраль, в свой черед приводит к появлению огромного количества проблем, пять из которых вызывают особое внимание:
    • Множество стран несогласно с объемом и характером их ответственности в конкретных ситуациях, другие же страны ставят под сомнение применимость в открытой акватории принципа невыдворения;
    • Невзирая на то, что абсолютным приоритетом на случай перехвата в открытых водах является как можно быстрая высадка пассажиров в «безопасной зоне»;
    • Разногласия подобного рода подвергают большой опасности людей, нуждающихся во спасении, в частности, по причине задержки либо срыва спецопераций по спасению;
    • Прибытие через водную магистраль этих пассажиров ложится тяжелым грузом на государства, которые расположены в южной стороне ЕС;
  6. Ассамблея постоянно напоминает странам-членам ЕС об их обязательствах согласно международно-правовых актов, включая Женевскую конвенцию от 1951 г. о статусе беженцев;
  7. Также Ассоциация напоминает странам об их моральных и юридических обязательствах принимать все необходимые меры касательно спасения людей с тонущего корабля;
  8. Ассамблея призывает страны, входящие в Евросоюз:
    • без каких-либо исключений и промедлений выполнять свои обязательства касательно спасения пассажиров с тонущего корабля;
    • гарантировать в полном объеме всем лицам, которые подверглись перехвату, гуманное отношение и соблюдение их прав человека;
    • рассматривать как приоритетную задачу беспромедлительную высадку спасенных людей в безопасном месте;
    • гарантировать в полном объеме, которые нуждаются в мировой защите, доступ к истинной и эффективной процедуре ходатайств на счет предоставления убежища;
    • использовать весь комплекс мероприятий, чтобы взятие под стражу перехваченных лиц производилось исключительно с санкцией судебных органов и только на основании предписанных в законодательстве оснований;
  9. Ассоциация также считает крайне важным предпринять все меры по устранению причин, заставляющих по-настоящему отчаявшихся людей рисковать своей жизнью, направляюсь по водному пути в Европу.
  10. В виду с серьезными вызовами, с которыми пришлось столкнуться морскими государствами, Ассоциация призывает мировое сообщество в стиле солидарности и разделения ответственности касательно оказания помощи, в которой очень нуждаются эти страны.

«Спасение в открытом море»: руководство по правам мигрантов и беженцев

Международная морская организация, Мировая палата судоходства, а также управление Верховного комиссара ООН по делам мигрантов и беженцев в ответ на кризисную ситуацию, сложившуюся в Средиземноморье, требующий проведения поисково-спасательных операций десятков тысяч беженцев и мигрантов, в январе месяце 2015 г. произвели обновление руководства «Спасение в открытом море», который применяется к беженцам.

Данная инструкция дает какое-то представление о соответствующих правоустанавливающих норматив, где также в ней присутствует руководство касательно замещения немалого количества людей на корабле, не приспособленном для пассажирских перевозок. Отдельные пункты посвящены медпомощи и санитарным нормам. Инструкция дает советы мореплавателям, как управлять кораблем, вовлеченным в операцию по спасению людей, а также как минимизировать риски для собственной жизни, занимаясь спецоперацией по спасению мигрантов. Кроме указанных мер документ получил активную поддержку со стороны Ассоциации судовладельцев европейского сообщества, Международной федерации транспортных рабочих, Европейской ассоциации транспортных рабочих, Мировой ассоциации независимых собственников танкеров и сухогрузных судов.

В то же время, авторы документа отмечают, что такая документация не обладает очень высокой степенью обязательности, как всевозможные директивы, ориентированные на борьбу с пиратством. Так, судовые менеджеры смогут самостоятельно принимать решения, насколько уместно будет использовать его положения в какой-либо ситуации. Помимо этого, новые предписания вовсе не обозначают, что гражданские морские суда возьмут на себя обязанности, которые должны исполнять спасательные госслужбы.

Наоборот, инструкция подчеркивает насколько важно соблюдение морскими государствами мирового законодательства о спасении людей на море.

Именно об этом упоминает П. Хинчлиф, занимающий пост генерального секретаря ИКС: «Мы и дальше продолжаем оказывать давление на власть прибрежных государств, чтобы те выполняли все от них зависящее с целью преодоления миграционной кризисной ситуации. Однако проблематика уже разрослась до таких масштабов, что без помощи гражданских судов попросту не обойтись». Также его слова дополняет и секретарь Международной морской организации К. Секимизу: «Данное руководство правовую базу для проведения спасательной операции людей, терпящих крушение корабля, хотя необходимо признать тот факт, что гражданское судоходство не предназначено для проведения подобных спецопераций с целью спасения десятки и сотни тысяч людей».

Проблема международного масштаба

На самом деле, проблема нелегальных мигрантов и беженцев не является только «Средиземноморской». Также она коснулась и других континентов, к примеру, Таиланда, Австралии, Карибов и т.д.

Немалое количество мигрантов из Бангладеш и Мьянмы оставались на плаву в открытой акватории у таиландского побережья, поскольку береговая охрана очень жестко пресекает любые попытки как высадиться, так и приблизиться к берегу. Львиная доля беженцев относятся к представителям народной расы рохинджа, проживающий в штате Ракин, что находится на западе Мьянмы. Исповедуют они ислам, поэтому данный народ нередко подвергается жесткой дискриминации со стороны других соотечественников, которые исповедуют буддизм. Этот фактор заставляет рохинджа мигрировать в другие страны. Достаточно длительное время таким государством стал Таиланд, откуда они направлялись в Индонезию, а также Малайзию, где исповедуют ислам.

Но за последние годы эти страны наотрез отказались принимать своих единоверцев.

Особо враждебно настроена к ним Индонезия. Суда ее прибрежной охраны перехватывают корабли эмигрантов, после чего выгоняют мигрантов из территориальных вод. «Наше государство не является конечной точкой их назначения, дальнейший путь рохинджа для нас не представляет никакого интереса, для нас главное, чтоб они не попали в территориальную акваторию государства», – так прокомментировали представители военного ведомства, расположенного в Индонезии.

В то же время, находящиеся на корабле нелегальные беженцы находятся в очень ужасных условиях: они беспрерывно проводят время под агрессивными солнечными лучами, испытывая постоянный голод и дефицит воды. Этот факт заставляет некоторых делать отчаянные попытки, чтобы добраться до побережья близлежащих гаваней Индонезии и Малайзии вплавь. Они четко понимают, что там их возьмут под стражу, однако останутся живы.