Вы потенциальный покупатель или уже являетесь владельцем яхты в ЕС? Вы хотите импортировать судно в одно из государств-членов Европейского Союза? Тогда вопрос об НДС станет для вас крайне важным для рассмотрения.

Эксперты по вопросам яхтинга из компании ScanMarine TM (Cofrance SARL) изложат вам необходимые рекомендации и укажут на потенциальные подводные камни.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это налоговая схема, установленная ЕС. Это косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и взимается правительством каждого государства-члена ЕС. Вследствие этого НДС взимается за каждое морское судно, ввозимое в ЕС, также как и на суда, купленные и принадлежащие жителям ЕС, которые пользуются своими суднами в пределах ЕС. НДС также взимается за яхты, независимо от формы собственности, которые в течение любого календарного года более 6 месяцев находятся в ЕС, хотя есть возможность позволить владельцу использовать яхту в ЕС, не облагаясь НДС. Жители ЕС имеют право использовать судно в ЕС только в том случае, если за него было уплачено НДС или в данный момент осуществляется его оплата (см. ниже).

Владельцам яхт следует знать, что каждое государство-член имеет определенный уровень дискреционных полномочий в отношении толкования, осуществления, администрирования и применения законодательства ЕС в отношении НДС. Это может вызвать трудности в разъяснении и, конечно, в понимании, почему разные государства-члены ЕС взимают НДС по разным ставкам. Как правило, налоговое законодательство государства-члена применяется соответствующим таможенным органом. Следует отметить, что Нормандские острова и Гибралтар находятся за пределами зоны НДС ЕС, однако на остров Мэн это правило не распространяется.

Яхта, принадлежащая резиденту или юридическому лицу ЕС, имеет право на свободное передвижение по всему ЕС, при условии уплаты НДС на это судно в одной из стран ЕС. Обратите внимание, однако, что если вы проводите более 6 месяцев в некоторых странах, вы можете попасть под необходимость соблюдения местных правил. Важно также убедиться, что каждый раз, когда вы плаваете на территории ЕС, вы подтверждаете уплату НДС, например, предоставляя такие документы как: квитанцию застройщика, оплаченный счет или сертификат НДС, которые предоставляют некоторые государства ЕС. В качестве альтернативы вы должны оставить на борту документ (ы), выданный таможней или другим соответствующим органом, в котором указывается причина освобождения от необходимости выплаты налога.

Должен ли за яхту уже быть уплачен НДС, и если да, как мне об этом узнать?

Все яхты, построенные или ввезенные в ЕС 1 января 1995 года или после этой даты, должны иметь возможность подтвердить статус уплаченного НДС. Судно, построенное до этой даты, получает статус уплаченного НДС, если оно находилась в частной собственности и в пределах ЕС в полночь 31 декабря 1992 года. Подтверждение этого может потребоваться местной таможенной службе и предоставление доказательств данного факта может быть затруднено из-за того что регистрационный журнал, квитанции о маринах или счета-фактуры, часто бывают утеряны или уничтожены во время передачи судна другому владельцу. Если документальное подтверждение местонахождения судна 31 декабря 1992 года не может быть предоставлено, вам необходимо предоставить все документы, которые у вас есть, чтобы местная таможенная служба могла составить представление о местонахождении судна на основании документов, которые у вас есть. Некоторые продажи терпели неудачу, только потому, что такая информация не могла быть предоставлена, и потенциальный покупатель мог столкнуться с повышенным риском быть остановленным и оштрафованным за отсутствие уплаты НДС на судно.

Если яхта объявляется как судно с уплаченным НДС, крайне важно запросить документальное подтверждение этого у продавца или его брокера. Для яхт, построенных после 1 января 1985 года, НДС должен был быть оплачен первоначальным покупателем или импортером. Доказательства могут быть получены в виде счета-фактуры или сертификата НДС. В идеале вам необходим оригинал этого документа, но при его отсутствии заверенных копий может быть достаточно. Если продажа яхты осуществляется какой-либо компанией, вам необходимо будет проверить, была ли возвращена уплата НДС, совершённая при покупке яхты, и, таким образом, судно теперь имеет статус неоплаченного НДС, данный пункт особенно важен для брокеров.

Если НДС должен был быть уплачен, однако этого сделано не было, или же нет подтверждения статуса НДС или компания владевшая судном сделала возмещение уплаченного НДС, то ответственность за оплату любого НДС, подлежащего уплате, лежит на текущем владельце и перейдет к покупателю при приобретении яхты.

Может ли судно потерять свой статус уплаченного НДС?

Если яхта с уплаченным статусом НДС экспортируется из ЕС, она обычно будет иметь право на освобождение от повторной уплаты НДС при возвращении обратно в ЕС в течение 3 лет после ее экспорта, при условии, что она импортируется тем же лицом, которое ее экспортировало, то есть, находясь за пределами ЕС яхта не должна менять владельца. Однако это не освобождает его от любых таможенных пошлин, которые могут быть применены. Если ваше судно будет вывезено за пределы ЕС более чем на 3 года, вам следует проверить её статус в таможне.

Если НДС не был уплачен, когда это необходимо сделать?

НДС уплачивается при наступлении налогооблагаемого события. Налогооблагаемое событие происходит, когда яхта импортируется в Великобританию или продается предприятием в ходе его деятельности.

Если вы покупаете новую яхту у продавца с зафиксированной уплатой НДС в Великобритании, тогда НДС оплачивается по цене покупки. Если продавец имеет зарегистрированную уплату НДС в другом государстве-члене ЕС, однако яхта располагается в Великобритании, применяются различные правила, чтобы определить, требуется ли уплата НДС в Великобритании или в стране продавца.

Если вы покупаете подержанное судно у продавца с зарегистрированной уплатой НДС, тогда НДС может взиматься по цене продажи. Общее правило в Великобритании заключается в том, что, если стоимость яхты увеличилась в цене с даты покупки продавцом, НДС будет начислен на сумму, на которую увеличилась стоимость, даже если НДС был ранее оплачен при покупке яхты и не был возмещён. Покупатель несет ответственность за уплату любого причитающегося НДС. Если у продавца не зафиксирована уплата НДС, НДС не подлежит уплате при покупке.

Если вы покупаете яхту у предприятия, которое не взимает НДС с продажи или у частного лица в ЕС, и продавец информирует вас, что НДС был ранее уплачен, вы должны получить от продавца или брокера доказательства того, что НДС был оплачен ранее.

В отношении яхт, ввозимых извне в пределы ЕС, НДС должен быть оплачен на месте в момент импорта. Он оценивается по стоимости яхты на момент импорта. Таможня не обязательно будет полагаться на стоимость, указанную в накладной или договоре по продаже, таможня может запросить оценку у брокеров, если она посчитает стоимость яхты недооценённой.

Резидент-импортер или зарегистрированный в ЕС должен будет уплатить НДС при импорте, даже если судно зарегистрировано на Нормандских островах или в Гибралтаре.

Что делать, если статус НДС не может быть подтверждён и налогооблагаемого события не происходило?

Некоторые таможенные органы могут быть готовы ознакомиться с имеющейся документацией (и, следовательно, любые имеющиеся квитанции или журналы регистрации должны быть сохранены) и могут предоставить письменную поддержку о том, что яхта рассматривается ими как судно с уплаченным НДС. Однако подобная ситуация редко случается, и противоречит практике соблюдающейся в Великобритании. В любом случае такое письмо не является доказательством того, что НДС считается уплаченным. В отношении яхт, построенных до 1 января 1985 года, и яхт находившихся в ЕС в полночь 31 декабря 1992 года такая документация и просьбы о предоставлении письменной поддержки должны направляться в таможенный орган страны, где яхта находилась 31 декабря 1992 года.

Вывод

Оплата налогов редко бывает простой, и оплата НДС в отношении к яхтам ничем не отличается. Очень редко случается, что есть простой ответ — «да» или «нет». Вы должны всегда требовать предоставления доказательств оплаты НДС перед покупкой яхты.