Всем известно, что без регистрации никакая яхта полноценно функционировать не сможет. Тем не менее, сколько ни рассказывай новичкам об этой деликатной процедуре, они все равно норовят верить слухам и сплетням.
Чтобы не попасть впросак, стоит детально изучить все «за» и «против», а уж затем обращаться к брокерам и регистраторам.
Начнем с самого мифологизированного элемента регистрации – налога на добавленную стоимость.
НДС (некоторые с ним знакомы под обозначением VAT или TVA)
Нужно ли платить этот злосчастный НДС или можно как-то съехать с темы? Вопрос этот на самом деле весьма серьезный, особенно если учесть, что в некоторых государствах он равен 23 % от стоимости лодки.
Аксиоматично звучит утверждение, что любой приобретенный в ЕС товар, в случае, если он не отправляется на экспорт, подлежит налогообложению, то есть НДС Вам таки насчитают. Исключением являются общественные, спортивные или благотворительные европейские организации, которые теоретически платят налог, на практике равный 0 %.
Еще одна аксиома: НДС могут платить или таможня, или зарегистрированные в Евросоюзе юридические лица. А вот бытующее среди яхтовладельцев мнение типа уплачу НДС и никаких проблем больше не будет, по сути, теория, ведь физлицо этот налог законодательно уплатить не сможет. Яхту сперва стоит «импортировать» в Евросоюз, тогда налог точно будет. Очень порадовали испанские таможенники, заявившие, что не хотят иметь дела с неместными моряками (уж больно много мороки). Им проще поймать чужеземное судно и только тогда выписать штраф в полтысячи евро, плюс предписание оплатить НДС. Хотя это утомленные сиестой испанцы. Их коллеги, тоже любители сиесты – итальянцы, правда, более щепетильно относятся к этому делу. Поймали лодку из страны, не входящей в ЕС, – заставили заплатить штраф в размере до 100 % от неоплаченного НДС, плюс сам НДС. Пока же яхтовладелец будет денежки искать, его суденышко будет под арестом.
Резидент – не-резидент
Представим ситуацию. Вы являетесь гражданином одной из стран СНГ, к примеру, Украины, но живете в Евросоюзе, например, во Франции, причем срок Вашего пребывания здесь перевалил за 183 дня. Мало того, Вы уже и вид на жительство получили, и статус резидента также. В таком случае, приобретая яхту, Вы обязаны уплатить НДС, только вот если с налогами можно решить вопрос в любом государстве ЕС, например, в Германии, то вот зарегистрировать лодку разрешено исключительно в стране резиденции, то есть во Франции.
Но вот если Вы не-резидент какой бы то ни было страны Евросоюза, то, осуществляя покупку нового судна, НДС можете не платить. Зато нужно вывезти свою покупку за границы ЕС в течение 30 дней. Хотя и в этом вопросе стоит обратить внимание на тонкости законодательства отдельно взятого государства.
Экспорт лодки – процедура скорее формальная. Ее суть состоит в том, что таможня занята оформлением экспортной декларации, а верфь, у которой Вы купили лодку, или же дилер, используют этот документ как основание или вообще не платить НДС, или же вернуть его в полном размере, если ранее налог уже был оплачен.
Пройдя процедуры экспортного оформления и регистрации лодки, то есть разрешения плавать под флагам своего государства, яхтовладелец получает право вновь оказаться на своем судне в ЕС, однако срок его пребывания здесь составит не более 18 месяцев на основе режима временного импорта (temporal importation). При этом НДС уже не платится. Но хитрить ни в коем случае нельзя. Если будет установлено, что Ваша лодка ввезена в ЕС как груз (на любом судне или авто), то срок ее эксплуатации ограничат лишь шестью месяцами. Не забудьте по истечении разрешенного законодательством срока (описанные выше 18 или 6 месяцев) оформить необходимую документацию на выход, а также закрыть режим временного импорта.
Что интересно: покинув пределы ЕС, Вы можете спустя несколько мгновений вернуться вновь и плавать в водах Европы очередные 18 месяцев. Законодательно не прописано, каков должен быть временной промежуток между уходом/возвратом. То есть Вам достаточно предъявить чек с любой заправки в Гибралтаре или же из магазинчика на Герниси. При этом важно, чтобы документ принадлежал Вашей лодке, а на нем была четко видна дата.
Чаще всего такими точками «выхода» являются Гибралтар, английский Гернси, голландский Гельголанд, Норвегия, а также Алжир и Марокко.
Да, Вы можете не раз услышать от бывалых мореходов, что, мол, стоят они не год и не два, и никто их не трогает. Не делайте так, как они. Может, они просто везунчики. Нынче госструктуры, наоборот, заинтересованы в том, чтобы выжать из любого смертного все по максимуму. Поэтому увидеть суда налоговиков или таможенников, ищущих «неправедных», вовсе не редкость. Капитания с ними также за одно, с легкостью передает им списки всех стоящих в марине яхт. Согласитесь, что заплатить штраф – удовольствие не из приятных, а вот осознать, что твое судно под арестом, стоит опечатанным – это из ряда вон.
Регистрация и регистраторы
Действующие международные морские конвенции оговаривают, что каждая яхта обязана иметь госрегистрацию, а также идти под флагом своей страны. Что же это означает? Все просто: если яхта несет флаг, скажем, Франции, значит вся ответственность, возникшие юридические нюансы и форс-мажоры в открытом море будут возложены на французскую сторону. И решение всех этих спорных ситуаций будет в соответствии с законодательством этого (в данном случае – Французского) государства. Стоит, тем не менее, запомнить, что не во всех странах законодательно предусмотрена государственная регистрация плавсредств. К примеру, в Швеции такой процедуры нет, зато принадлежность судна определяют по гражданству его владельца.
В России тоже не все понятно, бюрократические дебри, да и только. Кучу нервов потратишь, десятки чинуш обойдешь, а толку от этого никакого. Если же брать теорию, то полномочиями по вопросам регистрации яхт и катеров наделены Министерство транспорта и ГИМС.
Указанные выше организации обязаны Вам выдать судовой билет (возможен и другой документ). Переведенный при надобности на иностранный язык, он, по сути, и есть абсолютно легитимный регистрационный документ судна. И принять его обязаны в любой точке земного шара.
Проблема российского законодательства в том, что сложившиеся структуры ГИМС и необъятный Минтранс отказываются регистрировать любое имущество (в нашем случае – яхты), если оно находится за пределами Родины, требуя обязательного ввоза плавстредства и прохождения процедуры растаможки. Да и техосмотр разрешен исключительно в определенном порту Российской Федерации.
Это, как вы понимаете, не радует! Взять хотя бы то, что у собственников пароходов подобных трудностей нет и близко. Так, существуют сюрвейеры различных регистров, обладающие взаимным признанием. Проще говоря, Морской Регистр РФ без пререканий примет осмотр, произведенный регистром Ллойда где-то там в Австралии. Но вот у яхтовладельцев такой возможности нет! Нет у них и еще одной важной штуки: четких и однозначных требований, которые выдвигаются к состоянию и правильному оборудованию судов-маломерок. Официально бумажки с непонятными зубодробительными фразами имеются, но вот написаны они явно людьми, либо очень далекими от моря, либо давно забывшими, что это такое.
Обидно до слез, что законодателю нужно внести какие-то крохи в пресловутые акты. Например, достаточно: 1) позволить регистрацию без таможенного оформления; 2) начать наконец-то прием актов сюрвейеров регистров и 3) утвердить международные правила (ISO/CE). Всего-то делов! Введи эти три пункта завтра, так и очередь на регистрацию появится, и налог на имущество бюджетик наполнит. Ан-нет. Это для нас уж больно просто, мы же любим с заковыркой все делать, поэтому пусть сперва гражданин помучается, иначе столько народу яхт понакупает-то.
Также российское законодательно требует, чтобы регистрация яхты в госоргане произошла в течение 30 дней с момента покупки. Но ведь это невозможно! Органы запрашивают таможенный документ о ввозе лодки (ТПО) и оговаривают наличие лодки на их территории.
Конечно, можно попробовать выкрутиться. Один из вариантов – получение в консульстве РФ временного документа сроком на 6 месяцев, удостоверяющего принадлежность Вашего судна. Жаль только, что функция этого документа отлична от свидетельства о регистрации и судового билета.
Данная ситуация называется просто – «дыра в законе»: вроде бы и бумажка есть, и на ней что-то написано, но вот решения никакого она не подразумевает.
Интересно, что одной госрегистрацией Вы не отделаетесь. Российское законодательство предусматривает еще и негосударственную – в той или иной общественной организации. Ею может быть яхт-клуб, имеющий собственную судовую книгу.
Конечно, можно рискнуть и опробовать ряд полулегальных или даже нелегальных схем. Как вариант – печать на обычном принтере бланков какого-то эфемерного Спортсудорегистра (кто будет проверять, или эта организация была в реале?). Или, например, приобретение в Богом забытой деревушке судового билета ГИМСа. А можно поступить еще проще и ходить без всякой там регистрации, имея на руках оригинал договора купли-продажи яхты или Bill of Sale. Однако, всегда есть шанс столкнуться с законом и жестоко за это поплатиться…
К сожалению, подобный беспредел происходит исключительно в России. На планете всей все чинно и организованно: платят хоть и все яхтовладельцы, зато по минимуму. Вот в Соединенном Королевстве, к примеру, его граждане и резиденты тратят на интернет-регистрацию от силы 10 минут времени и всего лишь 30 фунтов стерлингов. Несколько позже (примерно на это уходит неделя) почта доставит оригиналы документации прямо домой.
Не то, что техосмотр в Питере. Кто смог пройти эту нервотрепку, реально супермен. Но надежда умирает последней. Дай Бог дожить до того времени, когда и у данный бардак сменится четкой и прозрачной системой.
Очередная проблема – получение номера MMSI, необходимого для радиостанций и радиобуев. В России это сплошная запарка. В нормальных странах человек платит мизер, а запрос посылает по интернету. А тут же это целая кавалькада, тянущаяся месяцами и необязательно заканчивающаяся результативно для клиента.
Посему у многих россиян и не остается иных вариантов, как оформить судно под флаг какой-то там банановой республики, становясь её донором и преданным почитателем.
Что такое оффшор? Слово наверняка знакомо всем. Суть процедуры такова. Регистрируют компанию или на несколько номинальных директоров, или на владельца (стоит оформление бумажек пару-тройку тысяч евро), затем в банке открывается счет (на это уйдет сотня-другая). На втором этапе – самой регистрации – Вы потратите несколько тысяч у.е., зато приобретете у сюрвейера регистра тоннажный сертификат (суда покрупнее должны иметь сертификаты на оборудование). Да, Вы потратите не один месяц и заплатите тоже немало. Зато каков результат! У Вас отныне есть компания со своим банковским счетом плюс гордый флаг. Только вот помните, что юридически владельцем яхты является компания, а вовсе не Вы. Так что для управления лодкой нужна будет доверенность на Ваше имя. Еще тысяча у. е. уйдет регистратору, это ежегодный взнос за поддержание компании. Хотя, если фирма Вам нужна для коммерции, то расставаться с тысячей евро будет не так больно.
Рассмотрим несколько примеров банановых республик. Возьмем Сьерра-Лионе. Флаг интересненький, сервис полный, в общем – мечта! Все бумажки оформят по высшему разряду, права на управление по всемирной паутине перешлют, лишь бы Вы деньги платили.
Штат Делавер в США. Жаль, что в Америке каждый штат со своими причудами и ограничениями. Вам, конечно, зарегистрируют лодку «типа под американский флаг». Только регистрация сия действительна исключительно для судов-маломерок, и то в пределах одного лишь этого штата: Ваша легитимность теряет силу, если судно более полугода находится за пределами Делавера. Народ ведется на звездно-полосатость из-за дешевизны, оперативности, доступности по Интернету. Но минусов все же предостаточно.
Популярна регистрация и в Латвии. Например, общественная организация, уплачивая нулевую ставку НДС, включает владельца лодки в состав своих учредителей. Иными словами, происходит приобретение лодки организацией, но за Ваш членский взнос. В функции организации входит регистрация судна под флаг своей страны. Все круто, пока не случится форс-мажор. Если дела пойдут неважно, то имущество организации, в том числе и яхты ее членов, окажется под вопросом. Многие не рискуют связываться с прибалтийскими компаниями – себе дороже. Управление неизвестных людей – намного хуже проверенного десятилетиями оффшорного бизнеса.
Испания тоже имеет как плюсы, так и минусы. В этой стране неплохо регистрировать новые яхты, приобретенные у местных дилеров. Вы покупаете судно и не платите ни НДС, ни другие налоги, получаете туристическую регистрацию на год, а также действительный в течение пяти лет техосмотр. Стоимость подобного удовольствия – всего лишь тысяча евро плюс траты на осмотр. Проводя последний, яхту обязательно поднимут, а затем проверят наличие необходимого снабжения. Спустя парочку дней Вы получите копии регистрационных документов и сможете насладиться плаванием на своей красотке. Оригиналы документации подоспеют где-то через месяц. Необходимо также посетить местную налоговую службу, чтобы пройти там регистрацию и получить так называемый номер иностранца (процедура заберет дней десять). В итоге Вы можете путешествовать на яхте под испанским стягом, однако всего лишь год. Причём продление регистрации яхты по цене обойдётся в 500-800 евро.
Если же в один прекрасный момент Вы захотите расстаться со своей яхтой, то Ваш покупатель Вам будет благодарен за одну вещь: он, как резидент ЕС, оплатит НДС с б/у, а это существенная экономия по сравнению с новинкой. А вот российский покупатель будет счастлив вдвойне.