11 июня этого года кабинет министров Италии принял постановление, согласно которому любое судно, без разрешения вышедшее в итальянские воды, может быть оштрафовано на сумму до 50 000 евро. На следующий день, Карола Ракете, немецкий капитан Sea-Watch3, получила французский сигнал бедствия о дрейфующей лодке, содержащей 53 стеснённых мигранта.
Отказавшись отвезти их обратно в Ливию, страну, из которой они только что бежали из-за конфликта, Ракете провела две недели в международных водах, прежде чем 29 июня приняла решение отправиться в Лампедузу, считая, что здоровье находящихся на борту людей находится под большой угрозой.
Вскоре после прибытия Sea-Watch3 в Лампедузу мигрантов забрали с корабля, а Ракете арестовали и предупредили, что ей грозит до 10 лет тюрьмы. Судья во время судебного разбирательства в конечном итоге встал на сторону Ракете и её интерпретации морского права.
Выступая на BBC, Ракете сообщила: «На резиновой грязи было 53 человека, которые, как мы знаем, крайне нестабильны, и никто из них не был в спасательных жилетах. У них не было навигационного оборудования, еды и воды, поэтому в соответствии с морским законодательством это квалифицируется как бедствие».
Однако, в более недавних событиях, жесткая линия, взятая итальянским правительством, ослабла с распадом коалиционного правительства Маттео Сальвини и образованием коалиции между Движением Пяти Звёзд и Демократической партией. Впервые в 2019 году правительство Италии предоставило благотворительному спасательному катеру, на котором было 82 беженца, разрешение на высадку в Лампедузе.
По сообщениям, было достигнуто специальное европейское соглашение между Италией, Францией, Германией, Португалией и Люксембургом, разрешающее такую посадку. Франция и Германия договорились принять четверть мигрантов с лодки, а Италия согласилась взять 10%.
Министр внутренних дел Германии также отметил, что необходимо предпринять шаги, позволяющие положить конец «болезненному процессу» торга за каждую лодку с грузом спасённых мигрантов.
Этот случай поднимает много вопросов, если взглянуть на него со стороны индустрии суперяхт, и заставляет задуматься, отвечает ли она также за помощь мигрантам. Если принять во внимание толкование итальянским судом морского права в деле Ракете, то тогда и капитаны суперяхт также будут обязаны заботиться о попавших в беду мигрантах.
Во время плавания по известным миграционным маршрутам, таким, как Средиземное море, суда могут быть лучше оснащены такими предметами, как плоты, одежда и медицинское оборудование.
Это то, что наша отрасль должна учитывать при путешествии в зонах, являющихся хорошо известными миграционными маршрутами. В настоящее время существует ограниченная система поддержки для помощи таким мигрантам. Такая, как – «Врачи без границ» и судно SOS Mediterranee «Ocean Viking».
Современная индустрия суперяхт, с её многочисленными и вместительными судами, более чем способна обеспечить основные поставки и поддержку мигрантам, но кажется, гораздо легче просто закрыть глаза на эту проблему.
В беседе с журналом Telegraph Альбрехт Бек, управляющий директор международной консалтинговой компании Prepared International, специализирующейся на ликвидации последствий стихийных бедствий, отметил, что такое поведение чаще всего происходит на коммерческих судах.
«Некоторые компании перенаправляют свои коммерческие суда, чтобы избежать опасной зоны, в то время как другие суда, уже призванные оказать поддержку мигрантам, часто не делают этого и продолжают свой путь дальше».
Конечно, такое поведение нельзя назвать сюрпризом, и ему также есть разумное объяснение. Многие владельцы просто не желают ставить под угрозу безопасность своего судна, привлекая незнакомцев на борт, и это совершенно понятно, но нужно учитывать и человеческую сторону, и тот факт, что эти люди были вынуждены совершить столь опасное путешествие из чистого отчаяния. Их жизнь на родине больше не в безопасности.
Безусловно, помощь мигрантам доставляет некоторые неудобства владельцам суперяхт. Но вероятность такого исхода событий должна учитываться в современной морской отрасли, особенно при выполнении круизов по известным миграционным районам.
Можно черпать вдохновение из историй о героизме яхтинга, которые произошли во время недавних стихийных бедствий на Багамах, в Карибском бассейне и на Вануату, а также из хорошо документированной работы Copasetic.
Реджина Катамброне, владелец 40-метрового переоборудованного рыболовного траулера — моторной яхты Phoenix, который спас десятки тысяч мигрантов, поделилась своим мнением. Она была вынуждена посвятить своё время и деньги, чтобы помочь нуждающимся. И сегодня она испытывает некоторое презрение к морскому сообществу из-за отсутствия симпатии среди владельцев по отношению к таким людям.
«В океане есть суда для изучения загрязнения воды, для защиты дельфинов, для защиты китов, для проецирования животных в море, но нет судов для защиты людей и это большая ошибка», – прокомментировала она.
Подобные проекты всё же являются обнадёживающим доказательством того, что даже одно судно может внести существенные изменения в ход гуманитарного кризиса. Такие примеры должны послужить вдохновением для индустрии суперяхт.