В мире распространено огромное количество мифов о яхтинге, и в данной статье развенчаны некоторые из них.
1. На озерах нет штормов
На озерах берега совсем недалеко, а глубина практически всегда небольшая. Именно из-за этого многие считают, что яхтинг на озерах является абсолютно безопасным занятием, хотя на самом деле это не так. Из-за того, что в сравнении с морями или океанами озера небольшие, волны на них создаются гораздо более высокими, и это при том, что сила ветра одинакова. Длина океанической волны гораздо больше, чем на озере или в искусственном водоеме. Это несет гораздо большую опасность: например, если в океане встретить трехметровую волну, то столкновение с ней пройдет без особых трудностей и будет напоминать подъем вверх на машине. Если же в озере попадется двухметровая волна, то нос судна поднимется очень высоко, а потом судно упадет. Близкие берега делают волны еще сильнее. Спокойные озера — просто миф, который не имеет под собой основания. Понять, что это ложь, можно просто почитав о способе образования волн.
2. Парусники всегда быстрее
Многие владельцы парусных судов считают, что их лодки должны пропускать первыми. Однако фактически при переходе парусного судна на мотор, он становится простой лодкой и больше не имеет существенных преимуществ. Его сможет обогнать даже простой танкер.
3. Перед зимовкой судно заправляют полностью
Вера в данный миф наносит непосредственный вред судну, и большая часть производителей судов рекомендует не делать так. Многие считают, что если залить полный бак горючего, то из него уйдет мешающий кислород и станет в разы меньше испарений. Вообще, это когда-то было правдой, однако сейчас технология изготовления топлива существенно изменилась и теперь в бензин добавляют этанол. У этанола есть огромное количество плюсов: например, абсорбация воды. Однако есть и недостатки: например, если в баке окажется лишняя вода, то она разделится: этанол покинет бензин, и вместо хорошего топлива останется лишь непонятная жижа, которая не годна ни на что.
К тому же, самостоятельно ее не достать, и придется прибегать к услугам экспертов для проведения очистки.
4. На турбированных судах стоит двигатель от самолета
Это также достаточно распространенный миф, который, однако, не имеет ничего общего с правдой. Многие считают, что на газотурбинных судах используются самолетные двигатели. Однако на самом деле большая часть подобных моторов, которые используются в судостроительстве, используются также и на вертолетах, но никак не на самолетах. Вырабатываемая мощность уходит на винты.
5. От количества лопастей зависит скорость судна
Данный миф очень легко развеять: на реактивных моторных лодках количество лопастей не играет абсолютно никакой важной роли. И это учитывая то, что данные суда относятся к самым высокоскоростным из существующих в мире, которые используются для проведения соревнований и для обычной жизни не подходят. На них установлены очень мощные двигатели на бензине, а винта всего два. В своем произведении The Nature of Boats автор заявляет, что самыми высокоскоростными являются винты с одной лопастью, однако они очень сильно вибрируют и их использование достаточно затруднительно. От количества лопастей напрямую зависит сила вибрации, и чем их меньше, тем она сильнее. С увеличением их количества судно становится более медленным, но тихим.
6. Наибольшее количество аварий случается с быстроходными лодками
Как заявили представители береговой охраны Соединенных Штатов Америки, скоростные суда очень опасные, однако далеко не все: например, наибольшее количество происшествий происходит с судами, которые оснащены стационарным или подвесным двигателем, а вот лодки с высокоскоростными двигателями от Sterndrive попадают в аварии гораздо реже. Большая часть скоростных судов оснащена именно двигателями данного производителя, однако они не сталкиваются.
7. Лимит топлива
Многие считают, что если количество горючего в баке упадет до половины, то судно вскоре сломается. Это связано с распространенным мнением о том, что двигатель засоряется осадком, который находится на дне бака. При его попадании в двигатель он перестает работать. Однако на самом деле это не так, ведь топливо подается в мотор таким образом, что выкачивается из самого дна. Выходит, в двигатель судна всегда передается часть топлива, которая лежала на дне, однако он не ломается и продолжает исправно работать, что опровергает миф.
8. Губительное влияние этанола на моторы
Двигатели на судах способны работать на бензине Е10, который на десять процентов состоит из этанола и на девяносто — из бензина. И при сжигании двигателям не наносится какой-либо вред. Однако повреждения можно получить, если горючее находилось в баке более тридцати дней. В таком случае чаще всего проходит процесс, который ученые называют «фазовое разделение». При достижении определенных условий, этанол и бензин разделяются, создавая отдельный слой, расположившийся на дне. Топливо, которое осталось после разделения, станет менее качественным и, к тому же, может навредить системе двигателя. Однако наибольшую опасность представляет то, что остается на дне после процесса разделения: если эта жидкость каким-то образом попадет в мотор, то он практически со стопроцентной вероятностью будет уничтожен.
То есть, этанол, который находится в бензине и смешан с ним, не наносит существенного вреда, но если они разделяются, то двигатель может выйти из строя или серьезно пострадать.
9. Килеватость — главная характеристика, влияющая на скорость и маневренность судна
Килеватость суда, несомненно, является одним из самых важных частей, которые создают условия мореходности и скорости судна, но данная характеристика далеко не единственная. Также одну из важнейших ролей занимает то, как ватерлиния относится к ширине судна. Судно, ширина которого слишком велика, набирая скорость будет врезаться в волны, идущие впереди. Удар будет гораздо более ощутимым из-за того, что днище широкое. Из-за этого люди, находящиеся на судне, получают неприятные ощущения, а сама яхта существенно теряет в скорости. Именно по этой причине большая часть гоночных судов имеет длинные и узкие корпуса. Это можно понять, увидев известные на весь мир Cigarette.
Факторов, благодаря которым судно становится быстрым и маневренным, очень много. Корпус должен быть правильно сконструированным, точно развесован, также необходимо оптимально распределить нагрузку, изучить разнообразные характеристики судна и сопоставить их для достижения лучших ходовых качеств. По-настоящему хорошее судно балансирует между всеми этими характеристиками.
10. Яхтинг – очень дорогое занятие
Для сравнения можно привести американские цены на яхтинг. В штате Вермонт прокатиться на лыжах стоит четыре тысячи долларов (длительность — один сезон, количество человек — четыре, то есть тысяча долларов на человека). Однако один сезон путешествия на судне стоит гораздо меньше — две с половиной тысячи. Также можно сравнить с другим популярным развлечением — гольфом. В штате Южный Мэн стоимость абонементов на четырех человек составляет 5 760 долларов.
11. Четырехтактные моторы экономят топливо гораздо лучше двухтактных
Для того, чтобы приводить лодку в движение, необходимо, конечно, использовать горючее. Однако сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей проводится совершенно неверно и факты меняются специально: дело в том, что сравниваются старые двухтактные и новые четырехтактники, в которых, к тому же, присутствует система впрыска. Топливо экономится благодаря тому, что горючее подается в двигатель по другой системе, и обороты не влияют на это. При сравнении современных моделей моторов с различной тактовой частотой разница в потреблении топлива практически минимальна.
12. Если намазать судно воском, то оно станет быстрее
Во время яхтенных соревнований на ремонтных станциях нередко встречаются предприимчивые молодые люди, которые вовсю рекламируют удивительный воск, используя который судно станет развивать просто невозможные скорости. Однако практически никто из яхтсменов не пользовался их услугами. А в результате исследований и опыта многих яхтсменов выяснилось, что вощение оказывает прямо противоположный эффект, замедляя судно. Дело в том, что в неровных частях судна скапливается кислород, который снижает трение воды о корпус. Как заявил Гэри Бал, который неоднократно занимал первые места в различных яхтенных соревнованиях, включая чемпионат мира, заявил, что при шлифовке дна судна скорость значительно увеличится. Нельзя делать это только в сторону спереди назад, ведь это отрицательно влияет на лодку.
Лично гонщик пользуется так называемой технологией штриховки, которая состоит в том, что «штрихи» соединяются, находясь под углом в сорок пять градусов.
13. Аккумуляторы и бетонный пол
Многие считают, что хранение аккумуляторных батарей на бетонном полу негативно влияет на их качество и может вывести из строя. На самом деле, разницы в способе хранения нет, ведь абсолютно всегда батареи покрываются пластиковым корпусом, который играет роль изолятора. Однако данное мнение было справедливым в то время, когда изоляторы для батарей производились из резинового материала. Дело в том, что резина отличается пористостью, и если поставить ее на пол, то внутренности батареи могут вытечь. Однако данный недостаток давно был исправлен в результате замены изолятора на пластик.
14. V-образные лодки быстрее, чем катамараны
На самом деле это не так, и опровергнуть данный миф можно, увидев, как передвигаются высокоскоростные катамараны. В сравнении с V-образными судами они отличаются гораздо большей маневренностью и скоростью разгона.
15. Нельзя швартовать суда, на которых установлен привод Арнесона
На самом деле это сделать можно, хотя и несколько другим способом. Его используют при швартовке двигателей Number Sixes и Mercury Racing.
16. Лодки, стоящие на причале, находятся в большей опасности, чем стоящие на воде
Единственная угроза, которая вредит пришвартованным к причалу судам — погодные условия. Пока порт находится в хорошем состоянии, судно сможет легко выдерживать стихийные бедствия вроде высоких волн и ветра. Столкновение с другими судами или повреждение корпуса исключено.
17. При хорошей погоде на море можно видеть на расстоянии в пять миль
Этот миф легко разрушается благодаря простым законам математики. Радиус планеты Земля – 3 440 морских миль. Кроме этого числа стоит учесть, например, расположение человека на судне и его высота. Для того, чтобы понять, какое расстояние человек сможет увидеть, необходимо извлечь квадратный корень из высоты, на которой расположены глаза человека.
Средняя высота над уровнем моря во время нахождения на судне – 2 метра, то есть человек сможет видеть 2,5 мили вперед. Если подняться на мост, то можно увидеть 3,6 мили.
18. Нержавейка — лучший материал, стойкий к коррозии
Наблюдательные люди могли заметить, что производители судов используют ниже ватерлинии только материалы вроде бронзы или пластика, но никогда не применяют нержавеющую сталь. Дело в том, что для того, чтобы такой материал боролся со ржавчиной, необходим постоянный доступ к воздуху. Однако внутри корпуса его очень мало, из-за чего начинает происходить коррозия.
19. Приливы и отливы
Прилив и отлив по сути представляет собой гигантскую волну. Когда ее гребень приближается к определенной отметке, начинается прилив, а когда она начинает спадать, то происходит отлив.
20. Выходить в море с одним мотором опасно
Частично это выражение верно. У многих рыбаков или владельцев небольших моторных судов часто случались ситуации, когда мотор переставал работать и им приходилось надеяться только на течение. Однако даже если установить на своем судне два или три мотора, подобных ситуаций избежать не выйдет, ведь чаще всего проблемы происходят с недостатком топлива или встречей с препятствием.