В летописях истории русского парусного флота хранится огромное количество интересных событий. Флот строили люди, и каждый из них достоин упоминания. Как строились лодки, как весла звались?
Клязьминское водохранилище. Послевоенные тяжелые годы, когда еще в памяти были свежи звуки свистящих пуль, люди начали строить новую жизнь. Израненные души не утратили любовь к родине и авантюризму, потому не забыли о парусном флоте. Тогда понятие «суперяхта» еще было далеко впереди, а пока лодки звали «каютными» и на слуху была одна из них, особенная – «Яхта Геринга».
После войны основные силы, конечно, были брошены на восстановление сломленной экономики и промышленной сферы. Большие надежды неравнодушные к парусникам возлагали на репарации, потому к берегам повергнутого Рейха советские люди направили комиссии, состоящие из профессиональных инженеров. Парусный штаб сформировали при Спорткомитете Советского Союза через два года после официального окончания войны, назначив руководить организацией Б.М.Кудрявцева, великого яхтсмена. В 45 лет после демобилизации он возглавил яхт-клуб «Спартак». Перед комиссией стояла благородная задача: объехать порта Германии, собрав самые хорошие яхты на плаву. Комиссия Кудрявцева трудилась в рамках деятельности яхтенного сообщества в Куксхагене. Это было местом локации лодок для проведения техосмотра, консервации и подготовительных работ для отправки в СССР.
Во время этой полномасштабной работы всплыли некоторые документы, указавшие на рейсхминистра Геринга, назначенного здесь на роль почетного командора. Немцы на ряд лодок прикрепили таблички с техническими параметрами, и имя Геринга тоже на них присутствовало. Любопытно, что в одном судовом журнале значилась надпись, что лодку Гитлер подарил возлюбленной Еве Браун.
На другом судне команда из СССР обнаружила запись Эйнштейна.
К июлю москвичи отправили на родину 20 лодок и уехали в столицу. Трофейный состав с яхтами пришел в город в удручающем состоянии: по дороге эшелоны грабили. На лодках выломали двери, люки, утащив посуду, инвентарь, ценные вещи из коробок, тросы, паруса, диванные подушки.
За разгрузку эшелона отвечал боцман этого сообщества «Спартак» Елизаров. Михаил Петрович был племянником Ленина, он также отметился в гонке на Клязьминском водохранилище в первый день войны. Тогда один из гонщиков произнес фразу «Проведем гонку назло Гитлеру!».
Так, в арсенале клуба было 7 зарубежных яхт с интересными историями.
Чем запомнилась «Jungfrau» – «Мария»?
Лодка попала в руки Болховитинову. Виктор Федорович был генералом-майором, создавал в годы войны истребители, оборудованные соосными винтами. Также этот мужественный человек выполнял задачи конструктора бомбардировщика ДБ-А. Этой яхте в отличие от других повезло: ее не тронули грабители. Сталин решил подарить лодку генералу-майору. На борту хранились военные мундиры немецкого авиафлота, даже с орденами.
Мародеры не заметили серебряный сервиз с немецкой символикой люфтваффе, навигационное оборудование, спальные комплекты и инструменты. Но особенной деталью лодки был рундук с инкрустацией под шкатулку, с легкостью трансформируемый в камбуз, где стоял примус с карданом. Каюта была рассчитана на 6 человек.
Генерал-майор отписал благодарственное письмо Сталину, после чего яхта приплыла в Севастополь. Только военный целых 7 лет не навещал борт, отчего тот пришел в удрученное состояние. Теперешняя «Мария» перекочевала в руки многократного чемпиона страны в парусном спорте К.А. Александрову. Заслуженный тренер жил в Москве, потому лодка прибыла в столицу, но в полной разрухе. Остатки яхты пролежали в Химках в военно-морском сообществе ЦВМК. Благо, «останки» лодки попались на глаза талантливому инженеру В. Розвадовскому, художнику-архитектору, строившему столичные здания. Упросив спортсмена отдать ему судно, тот рьяно взялся за ремонт. На это ушло много времени, но архитектор покрасил детище немецкого флота, почистил корпус, пролачил и сшил новенькие паруса.
Наметилась другая проблема: поиск места для стоянки лодки, и Розвадовский уговорил руководство яхтенного клуба «Буревестник» подержать ее у себя. Но в клубе согласились держать лодку недолго из-за приближающейся реконструкции Дмитровского шоссе. Художник вынужден был просить друга Карибова, участвовавшего в строительстве трассы, помочь. Тот тоже увлекался парусным хобби, потому согласился пойти на уступки товарищу, завернув строительство вокруг клуба. Благодаря Георгию Павловичу дорога получилась с нетрадиционным изгибом, и все это из-за одной лодки. Но усилия оказались ненапрасными, ведь, вдохнув жизнь в судно, Розвадовский дал жизнь новым стартам. «Мария» гордо участвует в регатах с 60-х годов по сей день!
После кончины отца-художника лодка перешла к сыну Сергею Розвадовскому, продолжившему династию и перенявшему отеческую любовь к паруснику.
Судьба лодки «Adler – «Орелъ»
Хищный орел со свастикой красовался на борту судна, внушая инстинктивный страх советскому человеку. Но подойдя к названию с другой стороны, люди перестали пренебрежительно относиться к конструкции, ведь такое название носило российское дебютное военное судно. Это был «Орелъ» с 22 пушками на борту (1668–1689 гг.), выстроенный в эпоху Петра I.
Команда из 12 человек размещалась на бермудском шлюпе, длиной в 9 метров. Специально для этого строительства завезли югославский белый дуб. Конструкция включала 7 кают с возможностью швартоваться у любого берега благодаря осадке в 30 см при поднятом шверте. Люди за столом помещались свободно, не мешая друг другу локтями.
Управлял судном М. Марук, мастер спорта Советского Союза. Капитана «Орла» знали и как инженера, конструировавшего металлургические предприятия страны. Последние годы карьеры он отдал должности директора в лаборатории ГИМС.
Благодаря «Орлу» столица узнала о возможности отправляться по воде в дальние странствия. Лодка проявила превосходные качества в кругосветном путешествии вокруг Москвы, заходя в порты Ярославля, Рыбинска, Дубны. Побывало судно и в Рязани, Горьком, прибыв обратно в Москву. Команда отличалась превосходным чувством юмора, здесь царила атмосфера добра, понимания, позитивного настроя. Пожалуй, задал тон такому теплому общению и сам шкипер. Марук придумал дополнительный судовой журнал, помимо вахтенного. Бортовая летопись расписывала правила вежливого поведения на борту.
Кроме того, моряки заполняли экземпляр о вкусной и полезной пище, записывая рецепты бюджетных блюд, которыми можно разнообразить скудный рацион в условиях лимита продуктов.
Каждого приглашенного на борт матроса «короновали» в почетные члены команды. Только ему предстояло обе книжки вызубрить, да обязательно пройти обряд посвящения в моряки. Матрос должен был поставить на пятую точку фиолетовую печать судна, выпить рюмку водки и закусить бутербродом. После этого член команды мог свободно перемещаться по судну, прилечь там, где ему захочется.
В 90-е годы командование судном перешло к А.Мартвелю. Андрей Феликсович был известен как «золотых рук мастер». Его талант и природная харизма помогли Андрею Феликсовичу выстроить маленькое крейсерское судно «Пинта». Мини-крейсер должен был стать подмогой старенькому «Орлу», видавшему виды. Великовозрастный корабль приближался к 80-летию, требуя капремонта. Яхта первоначально нуждалась в восстановлении корпуса, потому мастера создали новенькие шпангоуты в количестве 120 штук. Во время работы мастера решили соорудить килевую балку, чтобы придать образ килевой лодки, уйдя от стиля швертбота. Через пять лет «орлиная» команда вновь ощутила свободу ветра под парусами в столичном море.
И лодка звалась «Волна»…
В Советском Союзе гордостью страны в парусном спорте слыла яхтсменка Архангельская. Елена Борисовна однажды обнаружила искореженный яхтенный остов на одной из военных свалок. Были деформированы релинги, высох корпус из красного дерева. Парусов и рангоута не было. Проведя осмотр шильдика, обводов мастера констатировали факт принадлежности борта к немецкому флоту. Каким образом лодка очутилась на свалке, история умалчивает. Поскольку лодку ждала участь огня, комдив военной части мастерам лодочку отдал, да еще и «спасибо» сказал за очистку от железного хлама. Восьмиметровую яхту с осадкой в 1,3 м назвали «Волной». Два года мастера бились над восстановлением судна, подрезав корму из-за большого объема гнили. Транцевую доску полностью заменили, соорудили рангоут, пошили паруса. Спуская на воду судно, вдруг заметили протечку в районе прикрепления киля. Пришлось наспех заделать дыру цементом.
Водный трофей отдали детской спортшколе, на котором ученики ходили до Рыбинска по Волге. Только век старенькой лодки завершился в 1974 г., когда краснодеревщик подписал приговор материалу, уже не годному для воды. Снова над лодкой навис Домоклов меч, угрожая огневой расправой, да тут Михаил Елизаров уговорил руководителя клуба «Волна» передать ему «старушку».
Вновь свершилось чудо: спасение пришло в третий раз!
В 1987 г. произошло неожиданное. Фраза «от судьбы не уйти» в полной мере выразилась в этой ситуации. «Волна» только что причалила после похода, и экипаж пользовался газовым баллоном вместо плитки. Ребята, уставшие с плавания, обнаружили, что газ кончился. Тогда они попросили чая у соседа, и уехали потом на электричках по домам. Наутро на яхте стояла девушка Света, наблюдая, как яхты поднимают с воды, закатывая в эллинг. Тут ей вздумалось покурить, и через пару минут послышался глухой хлопок. Крышку кокпита снесло, девушка напугалась, пытаясь прикрыть дыры в горнолыжной одежде. В руках ее остаток сигареты… Но пламя удалось затушить довольно быстро. Оказалось, ребята, уходя чаевничать к соседу, оставили баллон открытым. Утром, когда девушка закурила, скопившийся в трюме газ взорвался. Все же «старушка» «Волна» выжила!
Прелести очаровательной «Nika»
Единственная алюминиевая «ласточка» прибыла из Германии все в том же послевоенном эшелоне. Красотка, названная в честь древнегреческой богини «Никой», гордо поблескивала эмблемой-гравюрой на корпусе. Название решили не менять. К такому решению пришел Николай Муранов, добрейшей души человек. Частенько Николая Николаевича звали за глаза «профессором морского узла». Первоклассный гонщик прославился кладезем знаний о морском деле. Его страсть к морю, парусам разделяла супруга Клавдия Петровна, ставшая правой рукой капитана. Женщина стала мастером спорта, и руководила парусным «Спартаком» с 1963 г.
Победоносная «Ника» отлично справлялась со штормами в походах, с гонками. Только в 1970 г. второго сентября хозяйке лодки не повезло. Во время гонок на первенство столицы неожиданный шквалистый ветер опрокинул лодку, утянув его на дно. Но его подняли, вернули в рабочее состояние. Через два года «Ника» пропала, и никто не знает, кому ее передали…
Кто такой Kapitan Prien – интересные факты о «Капитане Петрове»
О капитане Прине доселе ничего не было известно. Наступил 1947 год, но спартаковцы не продвинулись в вопросе понимания истории его личности. О том, что офицер немецкой армии Прин участвовал в военных походах, германская сторона поведала только в 1987 г. Тогда в парусный клуб прилетели два гостя из Германии, рассказавшие о знаменитом подводнике, друге Адольфа Гитлера. Соотечественники из яхтенного сообщества «Спартак» долго над названием голову ломать не стали, решив переименовать ее в «Капитан Петров». Позже укоротили название до первого слова.
Эта легенда стала учебным судном для многих новичков, которые впоследствии стали заслуженными гонщиками, гордостью государства. Больше всего запоминается первый и последний капитан. Последним стал знаменитый моряк Вадим Петров, прославившийся как заслуженный мастер спорта. Мужчина перенес инсульт, но поскорее мечтал встать на ноги, оправиться и снова оказаться на борту любимого корабля. Так и произошло: Петров встал у штурвала, приведя судно к заветной виктории.
После кончины легендарного корифея парусного спорта на всеобщем собрании участников клуба приняли решение назвать лодку в его честь.
Секреты «Eos»
Спартаковцы узнали историю этого судна от прибывших из Германии гостей, навещавших яхт-клуб в 1989 г. У прибывших с собой на руках был список двух десятков немецких лодок. Они же и рассказали о капитане Прине. Но у этой лодочки особая подноготная: Гитлер в подарок Еве купил парусник. Немецкие гости тщательно обследовали яхту, фотографируя ее тут и там. Особо пристальное внимание обратили на шильдик, записывая замечания в блокнот. Затем гости уехал, заставив забыть о себе на 16 лет.
Яхтой, построенной в 1937 г., сначала управлял Елизаров, потом транспорт достался Николаю Богданову. Главный архив РФ в 2005 г. решил устроить выставку на тему 60-летия со дня Победы в ВОВ. Среди яркой коллекции экспонатов гости выставки заметили значок из золота, принадлежавший главному члену нацисткой партии. Также был замечен вахтенный журнал с «Эоса».
Любопытный факт! В те времена итальянское издание Corriere Paese della Sera опубликовало информацию, подтверждая факт дарения лодки Гитлером свое жене.
О «Корсаре»
Команду «Корсара» составляли кадровые матросы, четко привыкшие выполнять команды шкипера. Ответственность рулевого взял на себя капитан первого ранга Сукачев. Валентин Клавдиевич вел парусник в гонках достойно. Экипаж побеждал часто, и особенно запомнилась борьба с главным конкурентом, немецкой «Практикой» из ГДР.
Необычным на борту было латунное приспособление-пушка, пышащее дымом от пороха во время зарядки с дула. По аналогии с этой пушечкой матрос Вячеслав Грушин старательно изготовил такое приспособление для другого борта – Mercury. Только в качестве сырья он выбрал нержавейку. Пушкой пользуются по знаменательным датам.
В дальнейшем «Корсар» перешел к Анатолию Черепанову, прямому наследнику паровозной империи Черепановых.
Как выглядит «Викинг», что стало с «Садко»?
Воды Клязьменского водоема бороздят два грандиозных судна – «Викинг», бывший «Корсар» и «Садко». Второй парусник произошел от Jollenkreuzer, построенного, как имитация лодки Эйнштейна. Хотя, никто не исключает, что это и есть детище гениального изобретателя! Вторую жизнь дал ему Д. Шадрин, владеющий пакетом акций в Ost Yachts. После коррекции бортового содержимого и дизайна Денис Шадрин переименовал его в «Брунгильду».
Что за лодки «Беда» и «Водяной»?
Военный железнодорожный состав привез еще два шхера. Одна модель сконструирована из красной древесины, вторая – из белой. Крейсера бороздили воды с высокими мачтами, имея роскошные паруса, приспособленные срабатывать в условиях узких фиордов (шхер). Уже тогда парусники засветились необычным для той эпохи бермудским снаряжением.
На трофейной «беленькой» гонял Андрей Некрасов, создатель «Капитана Врунгеля». Только назвав ее «Бедой», любитель парусных свобод ошибся. Став на волну, лодку тут же потонула. Эксперты заметили, мол, вполне понятное явление: после длительного пребывания на суше корпус рассохся, стал непригодным для удержания на воде. Практически 24 часа пришлось откачивать воду. Дерево изрядно «насытившись» водой, взбухло и всплыло. Да только писательское название, заранее сулившее горести паруснику, прочило ему дальнейшие заварушки.
Первый же ветер безжалостно разорвал парусную ткань в лохмотья! Ремонтники разочарованно вздыхали, констатируя случившийся факт: паруса не пригодны, неверно выбрана ткань. Клуб тогда еще только мечтал соорудить боксы для «парковки» яхт. Пока же яхтсменам приходилось пользоваться бонами. Однажды произошел нетривиальный случай. Команда решила понырять с борта, предложив Некрасову присоединиться к веселой компании, ведь скоро отплывать.
Некрасову не захотелось плавать, он отказался. Приятели с чувством юмора сговорились подшутить над коллегой, потихоньку отвязав канат, удерживающий судно на причале. По их предположению, лодка чуток отойдет от бережка, и Андрей все равно нырнет, «как миленький». Погоды стояли хорошие, дул легкий бриз. «Беда» принялась за свое: старательно унося Андрея на лодке к судостроительной верфи. Стальные ванты лодки «наехали» на электропровода, став причиной для возгорания. В итоге парусам пришел конец, мачта с грохотом рассекла поверхность воды. Случилось короткое замыкание. Борта вдоль ватерлинии сильно пострадали.
Печальным стало завершение истории – яхта отправилась в ремонтную мастерскую, в стенах которой провела целых два года.
Кудрявцев Борис Михайлович, получивший вторую шхерную лодку, решился ее назвать «Водяным». Теперешний «Водяной» стал ходить по воде под управлением опытного шкипера, заслуженного мастера спорта, отвечавшего за него в 60-е годы. Дальше оба судна отплыли в Коломну.
Но и в этом славном городе газеты писали, что в 2001 г. город пострадал от бури. Яхту под управлением молодого шкипера наклонило, затем потянуло в толщу воды. Лодку пришлось тащить за мачту…Конечно, мачта сломалась, после чего ремонту ничего не подлежало.
До свидания, легендарные крейсера!
Трофейные яхты по сей день ходят по Клязьме. Только большая часть из них ушла на списание, канув в Лету. Только в истории парусного спорта вышеуказанные суда, и их «собратья», как «Нерпа», «Волна», трофейная «Черепаха», «Самарга», «Гемма», «Феникс», «Шторм», «Акула», «Гагара» и др., навсегда оставят в памяти достойный след, положив начало развитию яхтинга.
Немецкие историки вновь вспомнили о трофеях, доставшихся Советскому флоту, прибыв в том эшелоне (1947 г.). Они приехали в «Спартак» в 2005 г., огорошив неожиданной весточкой. Какой? Об этом автор вскоре пообещал рассказать!