Наиболее габаритные парусные суда, оставившие след в истории и несмотря на то, насколько давно они были построены – продолжают оставаться в строю!
«Крузенштерн»
Одним из крупнейших парусных судов, имеющих долгую историю остаётся, находящийся на настоящий момент в собственности Российской Федерации, знаменитый барк «Крузенштерн». Сейчас он имеет статус учебного судна. Изначально корабль с четырьмя мачтами был возведён на немецкой верфи в Гестемюнде. Его строили два года, с 1925 по 1926 и после окончания работ новое судно было наименовано «Падуя». Немецким оно было не долго.
Сразу после войны, в 1946 году оно было передано СССР, согласно планам репараций. После передачи его переименовали в честь знаменитого российского адмирала, путешественника, первооткрывателя и мореплавателя, совершившего совместно с Ю. Ф. Лисянским первую русскую кругосветную экспедицию, – И. Ф. Крузенштерна. Сам корабль также не один раз совершал кругосветные плавания и экспедиции через Атлантику. Сейчас судно расположено на территории Калининграда.
Длина судна равна 114.5 м, а ширина – 14.04 м. Высота борта составляет 8.48 м. Высота мачты «Крузенштерна» над палубой – 55 м. Площадь его парусов равна 3400 м2. Корабль имеет пять палуб и может развивать скорость в 17 узлов, двигаясь на парусах и 10 – на двигателях. Количество экипажа – семьдесят человек, а курсантов – сто двадцать.
«Седов»
Судно, носящее имя «Седов» меняло его уже трижды на протяжении своей истории. Барк был построен в Киле (Германия), в 1921 году. Четырёхмачтовый корабль после спуска на воду был назван «Magdalene Vinnen II». Но уже в 1936 году его переименовали в «Kommodore Johnsen».
СССР получил корабль в 1945 году, как часть уплаты репарации, сам акт передачи свершился с санкции Великобритании. Сразу после получения корабль переименовали в «Седов» в честь учёного и полярного исследователя – Г. Я. Седова. Ныне корабль остаётся один из самых больших учебных судов с парусами. Барк в последние десятилетия часто участвует в различных экспедициях.
Например, в 2010 корабль был в Нидерландах, Исландии и некоторых других государствах европейского континента. В 2015 судно совершало почетную экспедицию, которая была посвящена празднику 70-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. При этом корабль побывал в различных городах Европы.
Длина корабля – 117.5 м, ширина – 14.66. Площадь парусов составляет 4192 квадратных метра. Скорость хода судна достигает до 18 узлов на парусах и до 10 на двигателе. Экипаж составляет 146 курсантов и 54 моряка.
Хуан Себастьян Элькано
На третьем месте по размеру среди исторических парусных кораблей находится испанское судно – “Хуан Себастьян Элькано”. Оно является учебным и принадлежит Королевским военно-морским силам государства Испания. Судно было возведено испанцами на верфи в городе Кадис, в 1927 году.
Историческим фактом стало участие испанского короля – Альфонсо ХIII в первом вояже, который был совершён кораблём. Корабль был назван в честь путешественника и моряка, участвовавшего в экспедициях знаменитого Фернана Магеллана.
После революции корабль был переведён в собственность военно-морского флота испанской республики. В 1958 в учебный круиз на барке отправился испанский принц Хуан Карлос I. Его сын и нынешний король – Филипп VI практиковался также на этом паруснике, но уже в 1987 году.
Корабль является четырёхмачтовым. Его длина равна 113 м, а высота возвышающейся над водой части – 48 м. Он может развить немалую скорость – 24 километра в час на двигателе и 32 на парусах. Не заходя в порт корабль может плыть до 73 дней, а экипаж его немногим более двухсот человек.
«Стадсраад Лемкуль»
«Министр Лемкуль» – парусное судно с тремя мачтами, которое принадлежит Норвегии. В этой стране оно остаётся наиболее крупным и старейшим из парусных кораблей. Этот барк был построен в 1914 году и расположился на территории порта Берген.
Изначально он был немецким, но после 1918 достался Великобритании в качестве военного трофея. А в 1921 судно было выкуплено Норвежским судоходным союзом. Глава этого общества в Бергене – К. Лемкуль был инициатором покупки и в результате именно его имя и было присвоено судну.
После того, как началась Вторая мировая судно захватили германские войска и долгое время владели кораблём, который был переоборудован в склад. Однако, в 1967 корабль вновь приобрёл норвежец Х. Рекстен. Спустя одиннадцать лет он подарил парусник фонду К. Лемкуля. С того периода и до сегодняшнего дня собственник корабля не менялся. С 1978 барк официальным постановлением норвежских властей стал национальным достоянием страны.
Длина корабля равна 98 метрам, ширина 12. Он может ходить только под парусами и не оснащён двигателями.
«Эсмеральда»
Корабль начали строить на верфи испанского города Кадиса в 1946 году. Через шесть лет Испания продала «Эсмеральду» Чили, чтобы погасить финансовый долг перед южноамериканским государством. В 1953, в мае судно успешно спустили на воду. А ещё через год оно начало плавать под флагом Чили. Сейчас это учебный корабль военно-морских сил Чили. Кроме того баркентина является и послом доброй воли.
«Эсмеральда» много раз отправлялась в экспедиции через Атлантику. Неоднократно парусник участвовал и в регатах. За всё время своего существования он побывал более чем в трёх сотнях портов. Также, судно дважды было удостоено Кубка «Катти Сарк» – в 1982 и, спустя восемь лет, в 1990 году.
Длина баркентины равна 113 м, ширина – 13.1 м, высота достигает отметки в 48.5 м. Площадь парусов – 2870 квадратных метров. В экипаже задействованы девяносто курсантов и триста моряков.