Эксперты отмечают, что парусный спорт в нашей стране, просто стоит на месте. При наличии природных возможностей и постоянно возрастающего спроса этот вид спорта, а для кого-то отдыха, в России не развивается. Причина этого явления в отсутствии инфраструктуры, соответствующих нормативных актов, флота. Может быть, пандемия станет катализатором для модернизации и совершенствования этого вида туризма, сейчас удачное время для активизации процесса, так оценивают ситуацию в Российском союзе туриндустрии (РСТ), сообщают российские СМИ.
Возрастающий интерес
Сотрудники РСТ организовали брифинг на тему связанную с яхтингом в Российской Федерации как с направлением внутреннего туризма. Первым выступил президент союза туриндустрии Андрей Игнатьев, который заявил, что яхтенный спорт в России становится весьма популярным, и интерес к нему проявляет не только «сливки общества», то есть люди обеспеченные. Каждый год двести тысяч наших соотечественников отправляются за границу с целью путешествия на яхте. Сейчас, когда закрыты все границы из-за пандемии, люди изыскивают возможности заниматься яхтингом в своей стране.
Последние статистические данные показали, что после пандемии россияне будут отдыхать там, где наименьшее скопление людей. В случае общедоступности и возможности, в путешествие на яхте со всей семьей отправилось бы подавляющее большинство. Вся деятельность РСТ направлена на то, чтобы «вдохнуть жизнь» в становление спортивного яхтинга в Российской Федерации. Модератор брифинга, Ирина Панкова, которая является вторым руководителем РСТ объединения по яхтенному туризму и главой концерна «Сладкая жизнь», заявила, что в Российской Федерации функционирует единственная чартерная компания в области яхтинга, которая находится в городе Севастополе. Флотилия ее составляет всего семнадцать судов, а не так далеко, в Турции таких компаний гораздо больше. Их флот насчитывает, в совокупности, более восьми тысяч судов яхтенного типа.
Будущим летом должна начать работу чартерная компания в Краснодарском крае.
Панкова также отметила, что в нашем отечестве весьма возрос интерес к парусному спорту. Степень увлеченности можно определить по количеству участников общедоступных групп по яхтингу в социальных сетях, в каждой группе от семи до десяти тысяч человек. Людей, стремящихся путешествовать по водным артериям нашей Родины очень много, но осуществление задуманного невозможно по причине недостатка для этого даже самого нужного. РСТ намерены включить программу совершенствования внутреннего яхтинга и выездного,—заявила Панкова.
Ситуация с яхтингом в стране
Руководитель организации яхтинга в Ленинградской области, Сергей Алексеев, который является руководителем рабочей группы РСТ яхт-туризма предположил, что имеются подвижки к совершенствованию этого спорта. «Два года назад Президент Российской Федерации одобрил инициативу совершенствования яхтинга в своем отечестве. Весной прошлого года на конференции у Ольги Голодец, которая тогда занимала пост вице-премьера было решено утвердить основные направления развития спортивной индустрии и яхтинга»,—заявил Алексеев. Он владеет информацией о том, что яхтинг функционирует в сорока четырех субъектах РФ, в тридцати трех из которых имеются организации по яхтенному спорту.
Существуют государственные организации, которые активно развивают это направление. Шесть тысяч человек являются членами организаций яхтинга. По сведениям отечественных чартерных компаний, этим видом спорта увлечены около шестнадцати тысяч человек. Многие привозят лодки из-за границы. Парусный флот в Российской Федерации состоит из пяти тысяч судов, две тысячи из которых каютного класса, предназначенные для туризма. В большинстве стран Европы, государство всячески поддерживает развитие яхтенного спорта.
В Европе, например, имеется около шести миллионов яхт, на которых ежегодно путешествуют около сорока восьми миллионов человек.
В связи с возросшим интересом к яхтингу на Родине необходимо, в первую очередь, привести в соответствии российское законодательство. Сегодня в субъектах Российской Федерации существуют различные законодательные нормы. Многие вопросы яхтинга необходимо обговаривать. Для этой цели уже имеется план определенных мероприятия. В сентябре этого года будет проведено совещание.
Возможные пути решение проблем яхтинга
Руководитель Чеченского отделения яхтинга, Хасан Хаджиев, убежден, что развитие яхтинга возможно, если объединить парусный спорт с яхтингом и добавить поддержку со стороны государственных структур. «Совершенствование парусного отдыха возможно, если привлечь к проблеме специалистов и государство. Решать проблему нужно уже сейчас, так как ежегодно, мы сталкиваемся с увеличением яхтенной флотилии, которую негде размещать. Пользование стоянкой весьма дорого, гораздо дешевле в Турции отдыхать»,—заявил Хаджиев. Существует потребность в системе мер со стороны государства, способствующих развитию данного виду отдыха.
Хаджиев считает, что нужно освободить от уплаты налога тех, кто вкладывается в становление и совершенствование парусной отрасли. Ведение списка яхт облегчил бы выбор шкипера и судна для туризма. Многие россияне, владеющие яхтами желали бы переместить свое приобретение на Родину. Проблема в том, что отсутствует территория для досмотра яхт на таможне. Яхты расположены рядом с другими судами, что является небезопасным. С правами на управление судном тоже возникают определенные трудности. Большинство судовладельцев получают права за границей, а Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) не считает такой документ легальным. В Российской Федерации не существует государственных школ по обучению, а права частных школ Инспекция действительными не считает. Хаджиев говорит, что в Российской Федерации необходим обучающий центр, выдающий права на вождение малолитражным судном государственного образца.
Необходимость изменения отечественного законодательства в области яхтенного спорта обозначил директор Черноморской ассоциации развития яхтинга и спорта Константин Муругов. Он заявил, что большинство нормативных актов в отношении парусного спорта были изданы еще в Советском Союзе. В современном мире очень много законодательных препятствий для яхтсменов. Одним из таких является то, что побережье Черного моря находится под контролем пограничников и, чтобы выйти в море необходимо согласовать это с пограничной службой. В Краснодарском крае подготовлено письмо с инициативой передвинуть немного акваторию пограничного контроля, и дать возможность малолитражным судам свободно ходить вдоль береговой линии, как это было сделано в Крыму. Существуют и другие проблемы: отсутствие портов-убежищ по пути Сочи – Геленджик, чтобы судно могло переждать шторм, дорогостоящая стоянка «Сочи-Гранд-Марина», на которой трудно найти свободное место. Бюджетный вариант стоянки порт «Имеретинский» полностью занят на предстоящей летний сезон.
Руководитель комитета по туризму, курортам и спорту Госсовета Республики Крым, Алексей Черняк называет парусный спорт перспективной отраслью туризма, так как Россия всегда была и остается морской державой. Например, четверть бюджетных поступлений в Турции от яхтинга. Российские владельцы яхт оплачивают стоянки своих судов на сумму около двухсот миллионов евро, а все потому, что на Родине не имеется достаточного числа мест для стоянки парусных судов.
Летом в Крыму выстраиваются очереди из желающих прокатиться на яхте, хотя удовольствие не из дешевых.
«Реформу в сфере яхтинга нужно начать с законодательной базы,—утверждает Алексей Черняк. Необходимы общие правила для всех владельцев яхт кто занимается парусным спортом или туризмом. В настоящее время нами разрабатывается такой законопроект на местном уровне, в сотрудничестве с Калининградской, Ленинградской областями, Краснодарским краем, Ростовской областью и Севастополем. Сначала каждый регион проголосует за принятие своего закона, с учетом особенностей яхтинга, а потом, от имени пяти субъектов будет направлено предложение в Государственную Думу принять единый закон, который будет действовать на всей территории Российской Федерации». По мнению Алексея Черняка такой Закон может вступить в законную силу уже через год.