Что в международном праве принято считать «другим государством»? Вопрос этот поначалу может показаться глупым, но только не для тех, кто всякий раз вынужден заходить в территориальные воды «другого государства».

Ответ банален. Другим государством принято называть то, флаг которого отличен от флага, под которым зарегистрировано ваше плавательное судно. Отсчет морских территориальных вод другого государства начинается от берега. Это пресловутые 12 миль, о существовании которых наверняка краем уха слышал каждый. В случае, если водная территория между государствами составляет менее дюжины миль, границу территориальных вод проводят на равном расстоянии с каждой стороны, так сказать, «по-братски». Это, как правило. Но всё возможно, если государства подписали между собой какие-то особые документы, дополнительно регламентирующие пересечение их границ.

Первым сигналом того, что вы входите в территориальные воды другого государства, является вывешивание флагов. Здесь также стоит четко придерживаться субординации. Итак, правая краспица мачты – все внимание сюда. Под ней и только под ней должна красоваться пара стягов. Сверху обязан развеваться флаг страны пребывания. В морской среде его называют «гостевым», в терминологической – Courtesy Flag. Под ним размещаем желтого цвета стяг «Квебек» (Quebec). Таковы международные требования. Это знамя означает, что вы просите выделить вам место на причале, чтобы пройти таможню. Увидев желтое полотнище, местная береговая охрана (она же – Coastguard), сразу поймет о вашем намерении пройти немаловажную процедуру оформления иммиграционной и таможенной документации.

Port of Entry – по сути, это единственное место, через которое вы можете войти на территорию другого государства. Проще говоря, это порт входа. Некоторые, узнав о таком пункте пропуска, наверняка в спешном порядке стали искать на карте немалый по размерам порт и представлять себе кучу разных процедур, которые там предстоит совершить. Вовсе нет. Главное для порта входа – это наличие иммиграционной и таможенной служб – Immigration and Customs, причем с ролью первой вполне неплохо справляется полиция. Да и затруднять себя изнурительными поисками портов входа каждого государства не стоит. Для этого лишь следует детально изучить Pilot или Sailing Directions, где указаны Ports of Entry всех стран. Данная лоция является специальным изданием, подробно ознакамливающим с особенностями пребывания в той или иной акватории. К примеру, «Greek Waters Pilot» просто необходима отправляющимся к берегам Греции. Не факт, что портом входа будет именно тот, который расположен ближе всего к вам по маршруту следования. Главное – чтобы экипаж вашего судна ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не сходил на берег, пока не улажены все необходимые иммиграционные формальности и не пройдены таможенные процедуры в Port of Entry.

Как это обычно происходит в порту входа? Яхта может пришвартоваться как на таможенном причале, так и (чаще всего) на обычном. Капитану судна предстоит возложить на себя эту важную миссию. После процедуры сбора паспортов у команды (естественно, с визами, дающими право на пересечение границы), он, держа в руках папку со всеми необходимыми судовыми документами, сходит с яхты на сушу. Пока капитан не вернется на судно, категорически воспрещен сход на берег для кого-либо из членов экипажа. Работники службы иммиграции проставляют в заграничных документах (паспортах) членов экипажа штампы, а сотрудники таможни выдают так называемый транзитлог (Transit Log). Форма этого разрешения на плавание в территориальных водах данного государства различна, иногда она помещается наряду с таможенной декларацией. За транзитлог нужно будет обязательно заплатить. Но цена не фиксирована, зависит от многих обстоятельств – в какую страну вы прибыли, сколько здесь пробудете дней, сколько человек входит в ваш экипаж, каковы размеры вашего плавательного судна. Поэтому, прежде чем отправиться в рейс, прочтите внимательно лоцию. Там помещены все инструкции.

Интересно, что порт входа, по сути, можно назвать и портом выхода. Это может быть совсем другой Port of Entry, но вы же знаете, что и при выходе предстоит общение с миграционной и таможенной службами. Пройдя все необходимые процедуры, можете немного передохнуть и набраться сил. Но не забудьте, что по закону у вас всего лишь сутки для выхода за пределы этого государства.