Управление отходами на борту судна – это сложная задача, которая заставляет всерьёз задуматься над её правильной реализацией. Но на сегодняшний день уже есть ряд решений, облегчающих этот трудоёмкий процесс. Обработка мусора на борту во время круиза с владельцем или чартерными гостями долгие годы была головной болью для команды суперяхты. Особенно в том случае, когда приходилось путешествовать в отдаленные пункты назначения или совершать очень длительные переходы.
Основные вопросы в этой теме касаются поиска места для хранения больших объемов отходов в течение длительного периода времени в гигиенических условиях. Для решения этого процесса были опробованы и испытаны различные идеи: от комплектования отходов, до холодильников-утилизаторов мусора и хранения целых мешков до полной выгрузки. Но даже тогда быстрое накопление отходов могло создать значительные эксплуатационные, материально-технические и гигиенические проблемы для экипажа и пассажиров яхты.
Управление отходами это не столько правило, сколько необходимость. Так как мусор создаёт много неудобства, побуждая экипаж более эффективно обрабатывать отходы. Да, Международная Морская Организация создала Международную Конвенцию по предотвращению загрязнения с судов – Приложение V, чтобы попытаться устранить и уменьшить количество мусора, сбрасываемого в море.
Однако требования МАРПОЛ, касающиеся реализации процедур обращения с отходами на борту далеко не самые строгие. Эти правила предусматривают, что на каждом судне весом более 100 тонн должен быть план обработки мусора со всеми необходимыми процедурами сбора, хранения, переработки и утилизации, зафиксированными в письменном виде.
Каждое судно, весом более 400 тонн, также должно быть снабжено журналом учёта мусора. Хотя эти требования являются дополнительным административным заданием для экипажа, они не обязательно помогают им по факту с реальными процедурами обработки отходов.
Таким образом, суперяхты строятся с использованием всё более изобретательных решений по управлению отходами – не обязательно для того, чтобы соответствовать правилам, а скорее для того, чтобы облегчить жизнь экипажей и помочь решить давнюю проблему управления мусором на борту.
С сегодняшними решениями можно надлежащим образом управлять отходами – с помощью больших накопительных резервуаров, утилизации пластика, отделения отходов, стеклянных дробилок, уплотнителей, охлаждаемых складов мусора и даже встроенных мусоросжигательных установок.
Некоторые суда строятся с использованием крайне сложных систем управления мусором, которые абсолютно ничего не упустят – даже самые мелкие частицы пищи не попадают в воду.
Капитан одной из таких новых яхт рассказал об инновационной системе, установленной на борту и изготовленной немецкой компанией Kloska Group, которая предлагает передовые решения обработки мусора. Во-первых, экстрактор пищевых отходов имеет дело с пищей, находящейся в камбузе.
Отходы перемещаются с помощью интегрированной вакуумной транспортной системы в помещение для обработки мусора. А извлечённая вода направляется в резервуары с серой водой. Любая смазка отделяется от воды, и получающаяся в результате пищевая суспензия либо сбрасывается сбоку (если позволяет MARPOL), либо помещается в пакеты, а затем в специальную морозильную камеру в помещении для обработки мусора. Он также может быть утилизирован через трубу в систему мариновой воды.
Эта конкретная яхта также оснащена ПЭТ-дробилкой, через которую пластиковые бутылки перфорируются и сжимаются до четверти их первоначального размера для упаковки в мешки и замораживания для утилизации на берегу. Стеклянная дробилка используется для дробления стеклянных бутылок и банок и измельчения их в частицы размером с песок, которые упаковываются в мешки и замораживаются или выбрасываются на берег.
Уплотнитель мешков также используется для уплотнения картона, упаковок и банок до 14 процентов от их первоначального размера. Затем они превращаются в кубики и помещаются в морозильник или отправляются на берег.
Superyacht Rubbish – это подразделение Complete Yacht Solutions, которое специализируется на распространении продуктов, помогающих упростить планы по утилизации мусора современных суперяхт. Она включает в себя вакуумную систему Marinaut, которая особенно популярна на рынке суперяхт. Компактное вакуумное устройство запечатывает мешки для мусора, уменьшая их объем до 50%.
Изначально разработанная компанией Theocare для индустрии товаров для дома – где утилизация мусора рассчитывается не по весу, а по объёму, система Marinaut представляет собой интересное предложение для яхт любых размеров, которые стремятся лучше управлять своей собственной переработкой и хранением мусора.
Система относительно проста: небольшой вакуумно-фильтрующий блок Marinaut прикреплен к кронштейнам, установленным на стене или переборке, а двухслойный мусорный мешок с двойным уплотнением защелкивается в блоке для вакуумной вытяжки воздуха.
Специально разработанный фильтр, содержащийся в главном блоке, обеспечивает удаление только чистого воздуха без какого-либо запаха. Это означает, что суперяхты могут избежать любых неприятных запахов или негигиеничных утечек из отходов, которые нельзя утилизировать в течение нескольких дней или недель. Ведь зачастую, крейсерская прогулка не приводит к гавани, имеющей соответствующие средства для утилизации отходов.
Дэвид Гейтс, управляющий директор Complete Yacht Solutions, распространяет систему Marinaut на всё большее число суперяхт. «Я думаю, что её популярность сводится к тому, что она действительно имеет полезную значимость для бортовых работ», – говорит он.
«Большинство яхт не имеют возможности хранить большое количества мусора, и многие мусорные комнаты переполнены. Система уменьшает размер мусора, защищая его от запахов или утечек, поэтому суперяхты проводят на якоре намного дольше.
Большинство яхт, с которыми я работаю, перешли от участия в тендерах на обработку мусора каждый день, до обработки каждые четырёх – пяти дней. Кроме того, им больше не нужно тратить три часа в день на очистку лотка от сока. Кроме того освободившееся время экипажа может быть перенесено на другие задачи, и общая эксплуатационная эффективность существенно улучшается».
Также система может помочь снизить расходы. В некоторых местах взимают плату за желание избавиться от мешка с мусором. С системой Marinaut три мешка обычного мусора могут поместиться в один мешок, а это означает, что вывоз мусора в этих местах может составлять треть от цены от первоначального объёма отходов.
Еще одним из последних решений, позволяющих завладеть рынком утилизации мусора, является варочный котел. Superyacht Rubbish распространяет варочный котел ExBio Ex-Series, который превращает пищевые отходы в серую воду. Пищевые отходы могут быть большой проблемой для суперяхт любых размеров, потому что они являются источником большинства запахов и беспорядка на борту.
Начиная от стандартной розетки, единственная необходимая интеграция – это труба горячей воды, подающая воду к устройству, и труба для сточных вод, соединенная с устройством с резервуарами для серой воды. Он доступен в различных компактных размерах и команда может поднять ручку, выбросить пищевые отходы, а затем машине понадобится до 24 часов, чтобы превратить еду в серую воду. Затем вода закачивается прямо в резервуар с уже имеющейся серой водой.
Микроорганизмы внутри варочного котла имеют непостоянную продолжительность жизни. Это значит, что машины должны быть повторно обработаны ими каждые 12-18 месяцев. Гейтс снова осторожно указывает на то, что эти варочные котлы сильно отличаются от мусороперерабатывающих, которые могут быть опасными и вонючими.
Гейтс полагает, что следующей вещью, которая станет лидером на рынке управления мусором, будет новое решение по утилизации отходов. Ведь всё больше лодок желают быть более экологичными и хотят перерабатывать свой мусор компактно и гигиенично.
С увеличением числа яхт, используемых в отдаленных районах, и с возможностью более строгого регулировать вопросы утилизации, вышеупомянутые решения станут еще более актуальными, помогая уменьшить воздействие суперяхты на окружающую среду, а также запустить более эффективный план утилизации мусора.