Как звонить в морском походе? В древние времена об этом можно было только мечтать! В теперешние времена связь посреди океанов уже давно перестала удивлять любителей хождения под парусами. Напротив, все ждут ее, принимая за должное. К хорошему люди привыкают быстро, и отказаться от привычных гаджетов уже сложно. Даже простые рыболовы на захудалых лодочках не представляют выход в море без спутника. Кто из провайдеров обеспечивает связь, и какие модели популярны?
Некоторые моряки даже радуются в душе, завидев сообщение об отсутствии связи. Радость тут сопряжена с недосягаемостью их лодки. Наконец-то, мир отрезан и можно полноценно вкушать райское удовольствие от свободы в море, одиночества, удаления от суетливого мира с его бренными настроениями и жаждой наживы! Соцсети, электронка остаются в такие моменты позади, как и назойливые звонки дают отдохнуть ушам. Путешественнику предоставляется возможность побывать в «шкуре» капитана Немо, представляя себя великим мореплавателем за штурвалом огромного корабля.
Только как же без звонков на красивой лодке? Да, на короткой дистанции да у бережка не так уж страшно остаться без телефонной связи, чего не сказать о дальнем путешествии. Как же родные, прогнозы метеорологов тоже не помешают узнать, когда ждать штормового подвоха от матушки-природы?… Хотя б со спасателями связь-то надо обеспечить точно! Но на этот казус разработаны спутниковые помощники-телефоны. Достаточно достать приборчик, установить антенну, нажать на кнопочку. Буквально через парочку минуток максимум устройство соединит яхтсмена с внешним миром.
Хотя тут стоит говорить не только о форс-мажоре, когда опасность хватает моряка за грудки. За эту задачу и отвечает радиопередатчик Epirb, аварийный радиобуй, считающийся вторичным средством оповещения. Спутниковый телефон нужен в большей степени ради близких людей, оставшихся на берегу с платочком в руках в ожидании возвращения любимого капитана. Они-то переживают! Хотя нужны, бывает, и запчасти, когда понадобится телефон для связи с менеджером магазина и порта для починки лодки. По спутнику можно также получать метеопрогнозы, ценные электронные письма с работы.
Особенности двух разных систем
Выбор разновидности спутниковой коммуникации определяется с ориентиром на цель использования – для связи или передачи сведений. Имеет значение место расположения лодки в части света.
Геосинхронная система отличается небольшим количеством спутников, которые устанавливаются на высоте 35,768 тыс. км. Приборы кружат над одной точкой планеты постоянно. Бренд Thuraya выпускает в потребительскую аудиторию спутники для установки на разных по широте участках. Компания Inmarsat же готова привлечь внимание покупателей-яхтсменов спутниками, способными работать над экваториальной зоной, обеспечивая геостационарную связь.
Другой тип коммуникативных связей имеет маркировку «орбитальная система» и располагает несколькими спутниковыми устройствами, работающими на низкой орбитальной линии («Иридиум» и «Глобалстар»). Пока что у Globalstar эксперты выявили существенный недостаток – отсутствие хорошего покрытия. У аналога Iridium работает 66 спутников. Одиннадцать находятся в резервном запасе, «зависая» на высоте паре сотен километров. Этого расстояния хватает для установления стабильной связи в любом уголке земного шара.
Интересно! Два типа систем с приставкой «гео» объединены возможностью обмена спутниками с землей для подключения к обычной телефонной сети.
С учетом технологий обустройства системы передача информации организуется дозированно или в непрерывном формате. Эта особенность важна для моряков. Геосинхронная или геостационарная связь нуждается в точном расположении антенны, направленной строго на спутник для хорошего приема без помех. Но на палубе лодки этого сложно добиться, ведь ее качает в стороны. При обычном телефонном звонке моряк, стоящий на палубе, телом должен компенсировать движение судна. На протяжении всего времени, пока передаются данные, яхтсмен вдобавок вынужден крепко и ровно держать телефон, направляя его в строгости на спутник, и это тоже сложно.
В итоге отправка сообщений прерывается. В такой ситуации при необходимости передачи данных в стабильной форме (получение письма по электронке) приходится проделывать работу по скачиванию заново. Все бы ничего, если б не деньги. Трафик приемки дорого обходится. Если цифровые данные передают дозированно (пакетами), то прерывистый характер сигнала не столь важен. Повторно нужно будет принимать пакет, который не удалось передать через спутник.
Этот вариант намного меньшего размера и интересует яхтсменов, нуждающихся в приеме масштабного объема цифровой информации. Иначе перерывы в «Инмарсат» оборудовании помешают нормально получить данные. Разработчики на это положение дел посмотрели в несколько ином ракурсе: придумали внешнюю антенну, помещенную в кардановый подвес. Для «Инмарсат» этот гаджет обходится в 700 евро, что кажется чересчур дорогим удовольствием для дешевых телефонов.
Тайны выбора провайдера раскрыты
Для яхтсменов, которые нуждаются в гаджете только для обеспечения голосовой связи, можно посоветовать воспользоваться только «Инмарсатом». Но нужно помнить: выше 75-й широты связь прервется. Всемирный оператор, оправдывающий надежды матросов – «Иридиум». Хотя оба провайдера довольно скудно исполняют задачи по приему информации. У них одинаковая скорость приемки – 2,44 кбит/с. Об этой скорости пользователи уже давно подзабыли, даже те, кто был у основания развития ПК-сети.
Thuraya или «Глобалстар» престижнее смотрятся на фоне вышеуказанных конкурентов благодаря обеспечению скорости передачи в 9,6-60 кбит/с. Только серьезным минусом систем эксперты считают ограниченные возможности. Моряки, которые ходят по Балтике, Северному морю или Средиземноморью, могут рассчитывать на провайдеров. Но для дальних путешественников эти системы не годятся. Хоть «Глобалстар» (Германия) довольно хорошо работает в Атлантике, по заверениям ее представителей. Разве что связи не будет возле Канар или островов Зеленого мыса…
«Железные» аргументы
Разработчики придумали разные типы устройств для коммуникации. Один вариант напрямую синхронизирует спутник с беспроводным роутером, примерно, как Go у «Иридиума». Стоимость его составляет 869 евро. Еще одна разновидность этого формата – Sat Fi («Глобалстар») обходится в 1 199 евро. Эти аппараты не пригодны для голосовой связи, но справляются с организацией Wi-Fi. По этой сети можно спокойно передать цифровую информацию. Телекоммуникационная связь будет работать после подключения оконечного устройства к роутеру, к примеру, обычный смартфон + планшет. Иногда пригодится и установка программного обеспечения на эти версии.
Второй тип касается спутниковых телефонов, построенных в стандартной форме. Аппараты обладают приоритетным качеством – водонепроницаемостью. Кроме того, они могут функционировать долго без зарядки, доступны по стоимости. Наиболее оптимальный вариант – «Глобалстар GSP», который стоит почти 400 евро. Аппарат XT Lite соединяет моряков с близкими только по голосовой связи. Остальные спутниковые модели принимают «цифру» неплохо. Передача писем на интернет-почту, файлов осуществляется только после установки роутера, подключенного посредством участия USB-кабеля.
Модели высокотехнологичных роутеров рынок предлагает великое множество. Модель «Ред Порт Оптимайзер» пригодна для обеспечения связи от всех провайдеров (135 евро). Роутеры «9600» (Глобалстар), XT HotSpot (Thuraya) стоимостью около 400 евро или Axcess («Иридиум») организуют на лодке беспроводную систему, годную для приема/передачи данных. Модели работают в комбинации с несколькими девайсами.
Альтернативой может стать передача цифровых данных, принимаемых смартфоном, прямо на ПК без участия роутера. Такое возможно с XT Pro или GSP 1700. В таком случае USB-кабель соединяет спутниковую трубку с телефонами. Только надо соблюсти важное решение – установить драйвера для распознавания синхронизированной трубки. Обычно такими драйверами приходится пользоваться при наличии ОС «Виндовс».
Напрямую связывать ПК и трубку связывать опасно. Слишком «умные» компьютеры, лэптопы сами подключаются к интернет-паутине, чтобы «подпитаться» обновлениями для работы ОС и приложений, календаря или адресной книги. Минусом является одновременное скачивание почты.
Если такая схема работы еще уместна на земле, то в море она заберет гигантскую сумму денег. По этой причине принимать данные надо только в нужном объеме на борту. Спутниковые провайдеры в связи с этим решили предоставить клиентам изолированные адреса электронки, которые обрабатываются своей серверной аппаратурой. В этом алгоритме происходит сжатие информации с опущением форматирования или вложений. Grib-файлы можно закачать, как и в былые времена, через приложения. Остальные излишки подрезаются оптимизаторами, внедренными в большую часть роутеров.
Яхтсменам, плохо разбирающимся в дебрях технических и электронных систем, не ведающих о понятиях «брандмауэр», придется утихомирить желание ноутбуков скачать данные из Сети. Они смогут сработаться с беспроводным роутером, оснащенным встроенным оптимизатором. Это хорошая альтернатива схеме «трубка-лэптоп».
Из креативных ноу-хау можно выделить SatSleeve («жакет» в простонародье) для схем Thuraya. Нетривиальный аппарат оснащен спутниковой антенной, и его надевают на смартфон. Важно применить вспомогательное ПО, чтобы воспользоваться связью с обычного мобильника.
Волна расходов
Хотя на рынке работает только четыре провайдера с предложениями спутниковой связи, тарифных предложений – море. За минуту разговора провайдер взимает плату, продиктованную многими критериями. Ценник на прием данных формируется с оглядкой на время, проведенное в Сети. Имеет значение и объем получаемой информации. Постепенно карты предоплаты изживают себя, рискуя перейти в разряд нерабочих. Хотя коммерческие предложения звучат от компаний весьма «вкусно».
Провайдеры думают, что морякам связь нужна только при авариях. Компании не в силах заработать на этой категории пользователей. Но некоторые из них (Thuraya) подумали над уменьшением расходов в виде обратного вызова. Что это значит? Абонент с материка направляет на яхту сообщение, после этого с катера ему перезванивает шкипер. Спутниковые провайдеры предлагают исходящие звонки по сниженному тарифу, и для них выгоден обратный звонок в ответ на СМС. Правда, звонок с лодки на лодку обходится в 10 евро/мин. при обслуживании абонентов у разных провайдеров. Выбирая провайдера, яхтсмену придется отнестись к этому делу с большой ответственностью.
«Глобалстар» тоже подключился к намерению мировых коллег оптимизировать расходы клиентской аудитории, решив действовать подобно сотовым операторам.
На короткой волне или на спутнике – вечное противостояние
Коротковолновые радиостанции и модемы для морской связи (пактор-модемы) остаются в тренде. Пактор относится к формам модуляции, передающим/принимающим сигналы. Спутниковая аппаратура довольно совершенная, но не дает устроить многосторонний формат сеансов связи. Ее привязка к внешней инфраструктуре спутников тоже играет роль. КВ-оборудование работает лучше, обходясь без этих трудностей. Характер ее более независимый от внешнего оборудования, хотя и цена выше, чем у спутникового. Особенно дорого обходятся модемы. По эксплуатации же такая связь выходит дешевле.
Важно! Для вызова служб спасателей не нужен спутник, достаточно воспользоваться буем Epirb.
На борту иметь спутниковую связь – престижно, удобно и логично. Яхтсмены отмечают неплохие технические возможности у «Иридиум», что становится важным аспектом для безопасного плавания. Подсознательно капитан спокоен, ведь благодаря спутнику он сможет подать сигнал «SOS», и на его зов обязательно придут спасатели. Прием метеоданных тоже становится приоритетным в пользу выбора спутниковой коммуникации.
Минус – высокая цена на обработку-передачу данных или на «железо», но ведь удобство стоит затрат!
Важные факты, полезные для капитанов
Покрытие от разных операторов отличается. Яхтсмены, заходящие в европейские акватории, смогут сэкономить.
Секреты «Иридиума»
Этот провайдер обеспечивает связь по всей земле благодаря 66 спутникам, работающим на низкой орбитальной траектории. За счет этого принимать данные или предавать просто даже в шторм.
Чем отличается «Инмарсат»
В Приполярье аппаратура этого бренда не работает, что важно учитывать капитанам, отправляющимся в высокие широты. Обслуживание спутников производится по геостационарной форме, потому лучше запастись внешней спецантенной.
Привлекательная Thuraya
Удачная альтернатива подходит для походов вокруг европейских земель, в водах Индийского океана или близ Австралии. Геосинхронная система благодаря специфической особенности передачи данных (типа GPRS в сотовой) дарит возможность сети стабильно работать.
Нюансы Globalstar
Пока что система «сыроватая», требует доработок. В Европе сигнал поступает хорошо, как и на аппаратах вышеуказанного провайдера. Однако по качеству отличается в американском регионе. Сотрудничество с операторами сотовой связи дает шанс компании сделать услуги довольно недорогими.
Новые провайдерские фишки
Рассматривая тему с аппаратной позиции, стоит указать, что продукцию «Иридиум» и Thuraya можно отнести к новаторам. Девайсы этих компаний обладают обширной линейкой технических преимуществ. Что удалось разработчикам, и что требует доработки?
Тенденции «Жакет Thuraya SatSleeve»
Компактный адаптер с виду напоминает телефонный чехол. Айфон или другой девайс легко преобразуется в спутниковый гаджет, принимающий цифровые данные благодаря внешней антенне «Сэт Слив». Разные адаптеры позволяют присоединить разноразмерные смартфоны. Даже поменяв аппарат, яхтсмен может сменить только адаптер, сохраняя подключение к антенне.
«Жакет» наделен производителем мощной аккумуляторной батареей, заряжающей «родительский» аппарат, сохраняя его функционал. Используя айфон, шкипер сможет выстроить мини-сеть индивидуального характера. К тому же, моряк оценит высокую скорость приема информации и возможности обратиться к интернет-приложениям.
Внутри расположена сим-карта. Но на смартфон надо установить приложение, пригодное для работы с «жакетом» на «Андроиде» или iOS. Стоимость его стартует от 600 евро.
Что за продукт «Иридиум Go»
Связь без проблем – так кратко характеризуют шкиперы, использующие связь от этого провайдера. Приспособление работает без проводов на роутере, связанном с низкоорбитальным спутником.
Роутер самостоятельно не сможет обеспечить голосовые сообщения. Для стандартного звонка посредством приложения придется взять ноутбук, ПК или смартфон, предварительно установив на них приложения для совершения звонков.
Роутер не пропускает воду, спокойно пролежит на палубе, принимая «Гриб-файлы» или почту. С ним сработаются одновременно пять беспроводных аппаратов. Для обеспечения телефонной связи это имеет значение, чего не сказать о передаче данных. Провайдер дарит скорость приема только 2,44 кбит/с. В нем предусмотрен TN-оптимайзер, который отвечает за пропуск только ценных сведений (эл. письма, погодный прогноз).
Аксессуарный ассортимент
Для гаджетов со спутниковой связью разработчики изобрели целые коллекции интересных и полезных аксессуаров. Какие из них уместно использовать на борту?
Что за антенны для внешнего подключения
Аппаратура, предполагающая спутниковые коммуникационные связи, должна располагаться в зоне прямой видимости. Капитаны, желающие принимать сведения, сидя за интерактивным навигационным столом, должны приобрести внешнюю антенну. Оператор Iridium готов предложить модели по сходной цене (около 250 евро). Геостационарный провайдер продает сложные антенные устройства, облачив их в кардановый подвес. Такое производство оправдано, ведь нужно сохранить драгоценную связь в качку. Антенна с кабелем стоит дороже (700 евро).
Без зарядника – никуда!
На судне стандартным напряжением для зарядки устройств эксперты называют значение в 12 В. Но 230 В тоже не за горами, если шкипер позаботился закупкой инвертора еще на берегу. Капитан, желающий остаться в живых в сложных штормовых условиях и на связи с береговой охраной, обязан подумать о покупке вспомогательного источника энергии.
Солнечная батарея-трансформер – неплохой сюжет для путешествия. Есть и инерционные генераторы ручного типа, что тоже не помешает на борту.
Хотя нелишне захватить с собой аккумулятор-запаску. Стоимость этих аксессуаров – 50-300 евро.
Как выйти в интернет посреди моря?
Самое простое решение – использовать Iridium Go. Хорошо бы использовать и Globalstar SatFi. Хотя оправданным бывалые шкиперы считают обращение к Thuraya SatSleeve. Эта практичная «троица» хорошо работает со смартфонами, ноутбуками или планшетами. Только придется скачать приложения. Стандартные же телефонные трубки нуждаются в присоединении с роутерами вроде Axcesspoint (можно обратиться к RedPort Optimizer, попробовать 9600 или XT HotSpot). Некоторые телефонные модели способны передавать информацию только через USB-провод.
Какие предстоят расходы – экспертные заметки опытного шкипера
Для обеспечения связи на катамаране через спутник придется раскошеливаться. Опытные «морские волки» советуют сначала провести предварительный сравнительный анализ тарифов.
Вопрос с предоплатой
Лучше проконтролировать расходные статьи с помощью тарифа с предоплатной системой. Только один момент может показаться в негативном ключе – телефон перейдет в разряд бесполезного девайса и в самый критический момент, когда в нем остро нуждается мореплаватель – «вдруг» кончается цифровой трафик или исчерпывается лимит. Но если оплатить расходы по факту, такой проблемы удастся избежать.
Уповать на самодисциплину – основной рецепт минимизации затрат. Шкиперу стоит сосредоточиться только на самых важных данных и принимать лишь короткие звонки. В противном случае глаза сильно расширятся от увиденных цифр в телефонном счете.
Трафик, время, море…
Низкая скорость приема данных – характерная особенность «Инмарсат» («Иридиум») систем. Шкипер вынужден подолгу «зависать» на линии.
Прерывистость негативно отражается на связи, делая невозможным возобновление скачивания файлов с места остановки закачки. Придется заново начинать качать. Тогда снова – здравствуйте, расходы!
В этой ситуации можно посоветовать тариф, предполагающий оплату не за время, а за объем.
В дебрях тарифов
Пользователи, обратившиеся к оператору «Иридиум», пользуются абонентской платой, составляющей 700 евро/год. За это они получают 500 мин. разговоров. Базовый тариф равен 40 €/мес. Тогда минута разговора обходится в 1 евро.
У оператора «Инмарсат» аналогичным образом предлагают клиентам базовый тариф по той же цене за месяц. Только минута беседы по телефону выйдет для клиента намного дороже. Выход – выбрать тариф годового плана, подразумевающий 200 мин. за 190 евро.
Оператор Thuraya предложит плату фактическую. Клиент вносит абонентскую плату в размере 30 +1€ за мин. Шкипер сможет принять данные в размере 1 Мб, потратив 5 евро. Внося предоплату, матрос сможет проговорить 20 мин./39 €.
Предприятие Globalstar предложит несколько иной план: предоплатную схему (675 евро/год) за использование телефонной связи. К этому же пакету относят и прием данных длительностью 1000 мин. Оплачивать яхтсмен будет «по факту», затрачивая на голосовую связь 23,80 евро/месяц. За голосовое общение, прием данных – 47,60 €/мес.