Очередным собеседником наших журналистов стал небезызвестный Альберт Назаров. Он является основателем таиландской организации Albatross Marine Design и автором множества проектов самых разных парусников, включая достаточно известные на территории нашей страны Краля-630 и Т-800.
С начала нулевых Альберт обладает членством в нескольких конструкторских сообществах, например, в объединении SNAME. А в конце 10-ых годов он также вошел в Союз дизайнеров России. Некоторые правила и стандарты в малом и скоростном судостроении ИСО были созданы именно им. За его плечами находится и немалый научный опыт, так как он выступает автором более сотни тематических публикаций, часто выступая с семинарами и докладами на посвященных парусному спорту площадках.
История становления в профессии
Альберт в деталях рассказал нам, что именно подтолкнуло его к созданию своего частного КБ. Дизайном парусников, с его слов, он хотел заниматься буквально с самого раннего возраста. Уже в возрасте десяти лет он начал расчерчивать на полу своей комнаты первые незамысловатые проекты, опираясь на подаренные ему пазлы со швертботами. Примерно в том же время Альберт впервые встал под парус. В период обучения в местной школе искусств фактически на каждом его рисунке с горшком-натюрмортом на обороте красовались различные яхты всех мастей и размеров. А в четырнадцать лет он собственноручно превратил старую шлюпку, отданную ему «на растерзание», в небольшой швертботик, используя собственные чертежи и пару приятелей в качестве рабочей силы.
С 91-го по 96-ой Алберт проходил обучение в Ставропольском университете на факультете кораблестроения. Его дипломным проектом стала однотонная яхта, чья модель была благополучно испытана в местном бассейне. Он собрал ее буквально на своей кухне, используя в качестве материалов пенопласт из старой доски для виндсерфинга.
Период обучения в ВУЗе, включая его бытность аспирантом, дался Альберту крайне тяжело, и отнюдь не из-за сложности программы: на дворе стояли девяностые, и финансирование научной работы было либо сведено к минимуму, либо вообще отменено. Кафедра иногда работала на голом энтузиазме, а все опыты и разработки проводились в кустарном порядке, используя лишь то, что можно было изготовить своими руками. В интервью он не нашел в себе сил вспомнить имена всех, кто оказал ему невероятную помощь в тот период, но передал им свою горячую благодарность.
Зарабатывали на жизнь работники кафедры тренировками учеников из местного яхт-клуба, прокатом лодок и ремонтом различного водного транспорта.
Своеобразным триумфом стал 1999 год, когда один из проектов Альберта, парусный катамаран SW-21, вышел в финал проводимого британским журналом Yachtng Monthy конкурса, войдя в шестерку наилучших проектов из более чем двух сотен претендентов. Бедные организаторы даже не догадывались, в насколько чудовищных условиях создавалось это чудо инженерной мысли. Проект рисовался зимой, в неотапливаемых стенах общежития Ставропольского университета, а сам конструктор, чтобы не околеть от холода, изредка включал стоявшую прямо под стулом электроплиту.
Переезд и создание Albatross Marine Design
Таиланд в качестве постоянного места жительства, как рассказал нам Альберт, был выбран совершенно случайно. Точнее он и выбран-то, в целом, не был. Просто после защиты диплома в 2004 году молодому конструктору предложили немного поработать представителем заказчиков на одной из местных верфей, занимавшейся переоборудованием яхт. Когда контракт истек, Альберт уже неплохо разбирался в подноготной местной яхтенной индустрии, и решил применить эти навыки, так сказать, «не отходя от кассы», создав свое собственное конструкторское бюро.
Процесс создания Albatross Marine Design трудно оценить как-то однозначно. Проблемы возникали самые разные, и имели вариативный уровень сложности. Как отмечает сам владелец, важным является не проделанный путь, а итоговый результат: конструкторское бюро существует уже более 14 лет, а среднестатическое тайское предприятие такого же плана живет не более двух. В самый ранний период компания состояла только из четырех человек, однако с годами количество персонала росло, и сегодня ее штат включает в себя четырнадцать узкопрофильных работников.
Проблемы с набором персонала встречались неоднократно, но Альберт с самого начала понимал, что в подобной специфической сфере сразу же набрать компетентных и подготовленных сотрудников попросту нереально. Он устроился работать в местный университет, где читал лекции по своей сфере деятельности. Наиболее смышленых и адекватных студентов он примечал, и после выпуска приглашал на работу в свою компанию.
Большая часть ключевых работников Albatross Marine Design трудятся на компанию с самого начала ее основания, по десять-пятнадцать лет.
Современный подход к проектированию яхт
Необходимо отдавать себе отчет в том, что полвека назад большинство яхт создавались исключительно одиночными конструкторами. На сегодняшний день такой подход отчаянно устарел: процесс проектирования серьезного судна теперь – это всегда работа в команде. Причиной смены данной парадигмы является серьезный рост требований к конечному продукту и его инженерной отполированности. Любая серьезная верфь не будет с вами работать без детальной схемы армирования и точной раскройки частей ЧПУ.
Правила сертификации судна тоже идут в ногу со временем – буквально три десятка лет назад процесс расчета остойчивости был простейшим действием, не требовавшим от конструктора серьезного напряжения. Теперь же каждый средненький проект по нормам ИСО обязан быть проанализирован на семь-восемь различных типов нагрузки. А расчеты прочности судна вообще превратились в темный лес: с начала двухтысячных было введено колоссальное количество новых требований, соблюдение которых необходимо как в рамках рекреационных рынков, так и при создании нового гоночного судна.
Все это повышает требования к профессионализму сотрудников конструкторского бюро, и реализовать их без жесткой специализации персонала становится попросту невозможно. К примеру, как рассказал Альберт, в Albatross Marine Design остойчивостью занимается исключительно один и тот же работник. Процесс освоения нормативного свода и формирование его глубокого понимания занимает невероятное количество времени, а ведь правил прибавилось не только здесь: каждый этап создания нового судна требует все больше и больше внимания со стороны проектировщика.
Как отмечает сам Альберт, полученный им уровень образования не смог бы позволить ему сравняться по качеству производимого продукта с другими конструкторскими бюро. Он подчеркнул, что абсолютно любой действующий специалист должен пребывать в перманентном состоянии обучения и переквалификации. В конце 2015-го года он окончил курсы менеджмента проектировки суперъяхт в порстмутской Морской академии, а в данный момент – проходит дополнительное обучение в Lloyd’s Maritime.
Особенности работы предприятия
Высоту уровня конкуренции в своей сфере, равно как и уровня сложности при борьбе за заказ, конструктор оценивает примерно в среднестатистическую табуретку: никакого противостояния на рынке бюро Альберта фактически ни с кем не ведет. Большинство клиентов исправно приходят сами, заранее отдавая себе отчет в том, почему выбирают именно эту компанию. За год Albatross Marine Design создает порядка двух десятков концептуальных проектов, из которых в среднем половина доходит до стадии технической реализации.
Albatross Marine Design прочно занимает нишу, в которой работа ведется с ограниченным и стабильным кругом постоянных заказчиков, чье видение и предпочтения в отношении судна часто совпадают с видением ее основателя. Они приходят вполне осознанно и с конкретной целью – получить отличное морское судно. Люди, чьи потребности ограничиваются гламурной игрушкой в марине или пиаром в третьесортном глянце, о существовании данного КБ вряд ли когда-нибудь узнают.
Подобные интересы скорее приведут их к очередным «модным голландцам» или какому-нибудь стилисту, работающему на автомобильный концерн.
Одна из ключевых проблем современного яхтостроения заключается в несметных полчищах любителей, забивающих сферу своим информационным шумом. Толпы конструкторов, не имеющий ни малейшего опыта в хождении под парусом, в три горла кричат о своих «удивительных» и «новаторских» проектах. Появляется все больше дизайнеров без какого-либо мореходного опыта. Сейчас, к примеру, просто безумно растет популярность катамаранов. Но стоит один раз взглянуть на дизайн-макет предлагаемого проектировщиком судна, и сразу станет ясно, ходил он вообще на таких лодках хоть раз или нет. Просто приглядитесь к клиренсу моста или к компоновке якорных устройств.
Дизайн судна, подчеркивает Альберт, в первую очередь должен быть построен на понимании его особенностей и тонкостей его эксплуатации. Недостаточно просто нарисовать красивые линии, не выходящие за рамки действующих нормативов и правил.
Albatross Marine Design часто выполняет и государственные заказы. Существует ряд серьезных отличий между ними и заказами от частников. Большинство индивидуальных проектов имеют сильные бюджетные ограничения, заказчик запросто может отказаться от НИОКР ради того, чтобы сберечь лишнюю копейку. Правительственные проекты же прямая их противоположность – вот там-то обычно и требуют проверку сырья перед производством или предварительные испытания уменьшенной модели судна в рамках бассейна. Компания Альберта активно применяет полученный на спецзаказах опыт и информацию при выполнении обычных яхтенных проектов.
Текущие проекты и дальнейшие планы бюро
Основной специализацией фирмы являются катамараны. За 2020-ый год уже были разработаны два парусника в этом классе, и, буквально на днях, началась работа над еще одним. Размеры этих яхт варьируются от пятидесяти до шестидесяти футов. В том, что катамараны скоро вытеснят монокорпусные суда, Альберт сильно сомневается. В первую очередь, это связано с низкими ходовыми качествами большинства линеек катамаранов, предназначенных для совершения круизов.
Несмотря на то, что поддержка «самостроя» остается достаточно невыгодной сферой с точки зрения бизнес-процессов, бюро занимается рядом подобных проектов. Еще одной доходной статьей фирмы выступает разработка катеров, которые нередко можно встретить и в нашем регионе.
Моторные суда в принципе являются крайне важной частью рынка из-за слабого спроса в парусной сфере и ее перенасыщенности вторичкой.
Систему российских требований к разработке судов-маломерок Альберт оценивает как достаточно адекватную. Использование нормативов ГОСТа и ИСО вполне допускается действующим Техрегламентом. А некоторые ИСО-стандарты и вовсе были приняты на территории РФ в состав ГОСТ. Главной проблемой все еще остается вопрос длины судна – в России верхней границей для маломерок являются два десятка метров, а во всем остальном мире – двадцать четыре. Это, кстати, выглядит крайне абсурдно, ведь РФ является страной-участницей международной морской конвенции, где четко регламентированы как раз двадцать четыре метра допустимой для маломерки длины.
С коммерческими малыми судами все еще более запутано из-за откровенного самодурства Регистра, запрещающего, например, использование композитов при создании лодок из-за их горючести.
В проектах Альберта применяются самые разнообразные материалы: есть в них и элементы из стеклопластика, и алюминиевые детали, и различная деревянная фурнитура, и сталь. Подавляющее большинство лодок создаются из композитов, порядка сорока процентов имеют корпусные сегменты из алюминия. Стальные и деревянные конструкции встречаются реже всего. В этом году стартовало несколько проектов из полиэтилена, и, в случае их успеха, компания начнет активнее осваивать эту сферу в будущем.
Тенденции современного яхтостроения
Конструктор заметил, что, хотя Albatross Marine Design и специализируется преимущественно на малосерийках и индивидуальных заказах, некоторые из их проектов все же не избежали участи серийного производства. Это неотвратимая часть современного яхтостроения, с которой идейным конструкторам остается только мириться. Альберт считает, что подобная «штамповка» яхт делает проект совершенно безликим, и позволяет крупным медиа распространять бестолковые стереотипы вместо реальной помощи потребителю в формировании его индивидуальных предпочтений.
Перед Новым Годом Альберт посетил конференцию по морскому дизайну в Кадисе, где смог немного пообщаться с выпускниками факультета яхтенного дизайна из солентского университета. И немного послушал их руководителей, призывавших своих подопечных к «революции» в сфере проектировки яхт. А реальный опыт хождения под парусом у них – только у одного из пяти, да и то на швертботике. И какую «революцию» такие дизайнеры устроят, какие новшества смогут предложить? Радикальность внешнего вида яхты? А функционалом кто будет заниматься?
Высказаться однозначно о том, что ждет мир парусного спорта в ближайшие десять-пятнадцать лет, Альберт отказался. Одно ясно точно: большая часть яхтостроительной промышленности будет прикована к трендам, формируемым массовым рынком.
Хороший пример – швертбот «Финн», созданный в конце сороковых как нормальное судно для людей. Его сменил «Лазер», который с самого начала задумывался как массовая лодка с предельно простым циклом производства.
А одна из новинок – «RSAero» – это буквально воплощение идеи об удешевлении перевозок. Тренд совершенно очевиден, и на первый план в нем выходит комфортность процесса производства судна для верфей и последующая раскрутка его выдуманных преимуществ. А люди где-то сзади, на вторых ролях…