Юлия Маслова принимала участие в регате в Греции в составе команды, в которую входит капитан из Одессы, Николай, яхтсменка и семейная пара. Что она вспоминает удивительного из того путешествия?
Марина Алимос. 3 часа ночи. Судно «Бавария» в 45 футов молчаливо наблюдает тишину. Уже утром яхте предстоит отправиться на регату, достойно представив хозяина. Как правило, в день регаты в марине шумно, весело. Любители яхтинга отмечают день открытия, соскучившись друг по другу. Но пока тишь, благодать, только дружный храп команды раздается в воздухе. На соседних лодках члены команды тоже видят десятый сон, спит причал. Все лодки пустые, нигде нет людей, еще днем покупавших в дьюти-фри спиртное. Спущен трап, и ни одной души кругом.
Натянутый тент говорит о присутствии людей, готовящихся к регате. Утренняя роса не накроет спящих мирно членов экипажей. Немного жаль, что глаза упираются в потолок тента, а не любуются звездным покрывалом ночного неба. Попытаться заснуть без звезд нужно, ведь завтра на регату, надо набраться сил. Наступило утро. Кругом по марине разбрелась молодежь, дружно занимаясь зарядкой и принимая водные процедуры. Ключевой целью регаты было исследование местных марин, греческих островов. Кроме того, команды должны были прощупать условия для яхтинга, «подъездные пути».
День 1
Марина Алимус находится в получасе езды на машине от Афин. По размерам она напоминает турецкую гавань Фетхие. По словам Масловой, у этой марины много недостатков. Среди них отсутствие горячей воды, нечистоплотные туалеты, небольшие габариты душевых кабин. Кроме того, в Алимусе плохо работает Wi-Fi, хотя персонал постоянно обещал наладить связь.
Второй день – много обещающий
Команда прибывает на остров Сирос, в марину Феникас. Лодка прибыла в 2 часа дня из-за отмены гонок. На море штиль, лишь небольшой ветерок в 1-2 балла немного освежает. По слухам, именно здесь располагается монастырь Капуцинов. Этот остров дышит загадочной историей. Команда сошла с лодки, прошлась по берегу, встретив пару небольших ресторанчиков. Пляж тоже крошечный.
Оказалось, что Сирос во всей его туристической красе расположился чуть дальше, в 10 км от места прибытия яхты.
Кстати, автобусы еще не ходят, поскольку не сезон. Однако на причале можно взять в аренду квадроцикл или «Фиат». Если права оставлены дома, можно скооперироваться и напроситься в качестве пассажира. В итоге такси до основной Набережной стоит 12 евро. Такси прекрасно домчит до монастыря. Вот тут-то понимаешь: правильно, что взято такси, и не надо мучиться на арендованном авто, отвечая за него.
К монастырю ведет головокружительный серпантин. Причем Юлия отмечает, что сама бы она не смогла доехать из-за очень узких дорожек. Таксист оставил пассажиров на горе. Вокруг ошеломляющая тишина! Туристов встречает миниатюрная ажурная колокольня белоснежного цвета. Внизу расположился город, замечательный вид с горы! На самой макушке горы ощущается полная свобода. Вниз бегут крутые колечки серпантина, «выливаясь» в шоссе. Кстати, в Старом городе живут в основном пожилые люди. Потому немудрено, что откуда ни возьмись вдруг вырастает перед туристами пожилая чета. Пара показала дорогу к Старому городу, и яхтсмены отправились по узким, отвесным и горизонтальным улочкам. Практически один дом «висит» над другим. Входы оформлены горшками цветов, рисуя интересные облики фасадов. Повсюду гуляют кошки сами по себе, слегка запыленные от горных дорожек.
Туристам запоминаются старые переходы-арки с деревянным перекрытиями. Небольшие церквушки и колоколенки встречаются часто, словно грибы. Крыши украшены черепицей в европейском стиле. Запоминается вид на залив. Спускаться вниз надо долго, но в итоге яхтсмены уперлись в знак. Табличка показала, что для прохода к монастырю надо подниматься наверх. Что это? Парадокс! Снова пришлось карабкаться по лесенкам, преодолевать переходы. Наконец-то, монастырь! Но снова не повезло: обитель закрыта, на дверях туристов встречает большой амбарный замок. Усталость берет свое. Наступили сумерки, когда команда Юлии вышла к набережной.
Ночное рандеву на такси по серпантину романтично несет к марине, где ночь погрузила уставших членов экипажа в привычную тишину. При этом не были ясны причины остановки регаты в Феникасе. Очевидно, что свободные места в центральной марине были. Минусом Юлия отметила наличие работающих колонок с водой в количестве трех штук. В Феникасе электросеть работала, но воды так и не появилось.
К берегам Феникаса причаливают лодочки рыбаков, поскольку населенный пункт хорошо защищен от знойных ветров. Кроме того, это отличный заправочный пункт для маленьких судов. В небольшой бухте можно полюбоваться роскошью пейзажей. Золото пляжа обрамлено бархатом сосен. На правой стороне природа выстроила отвесные скалы, слева – люди построили домики. Отличается это место мелководьем, хорошим уровнем безопасности. Заход в Феникас, несмотря на скалистость берега, удобный.
Из-за доступности, неплохого оборудования для отдыха пляж популярен у греческих семей.
День третий
По словам Юлии Масловой, она не спортсменка. Яхтинг, скорее, хобби, без которого невозможно жить. Она любит море. Особенно за победой она не гналась, ведь главное действительно привлекало участие, приключения. Для яхтсменов важно наличие ветра в парусах. В таком случае яхта буквально «летит» на парусах. При отсутствии ветровой нагрузки говорить о соревнованиях не приходиться. Команда долгое время сидела, буквально ожидая у моря погоды. Ветер не спешил заглянуть в эту несчастную марину. Под палящим солнцем пришлось сидеть целый день. Ощущения не из самых приятных. Невольно возникает мысль, а не свернуть ли паруса, отправиться на буксир. Хотя вслух об этом никто не говорит. Критике подвергается тот, кто начинает взывать к голосу разума.
Наконец, настал момент, когда ветер соизволил надуть паруса. Для удачного старта – в самый раз! Поначалу команда Юлии устремилась вперед, но ветер стих, и картина жаркого утра вернулась. Паруса болтаются, лодку уже унесло вглубь морской долины и колыхает на внушительной волне. В итоге даже надежда на небольшую узловую скорость «съедается» волной. Даже включив мотор, команде придется идти до пункта назначения 5 часов.
У некоторых начинается морская болезнь. Главное – не умереть со скуки, ожидая конца совсем ненужного штиля. Хотя скучать не приходится: волны гудят, пытаясь раскачать лодку, словно на качелях-гигантах. Паруса приходится перебрасывать, закреплять, отпускать. Долгожданный ветер посетил парусник через три часа. Понятное дело, команда рванула вперед.
Осталось четыре гонки, и Юлия пролежала в каюте, порядком уставшая от морской качки. В такие минуты плохо соображает голова. Девушке едва удавалось понимать, что происходит на палубе. Волны меж тем только усилились, что было ощутимо по стонущему корпусу. Лодка взмывала вверх, падала вниз, на большой скорости неслась к финишной черте. Порвался стаксель – это катастрофа!
Экипажу пришлось заводить мотор. В результате с гонки пришлось сняться и зайти в марину. На острове Миконос, в закрытой марине, ветер фактически валит с ног.
День Четвертый – отдых
К сожалению, марина не отличается богатством развлечений. Для туристов, яхтсменов организована работа одного ресторанчика. До города приходится добираться 2 км. Благо для этого на берегу стоят скутеры, квадроциклы в аренду. Главное – не забыть с собой взять международные водительские права.
Юлия добиралась до порта на автобусе. Поездка заняла пять минут. По описанию туристки, это островок белого ветра. Дует ветер всегда, в городе, в марине, в мачтах, подстегивает мельничные колеса, свистит в улицах, пытается сбить юбки…Кстати, всю ночь ветер пел песни над каютой, пытался заглянуть в иллюминатор. Было слышно кряхтение яхты, словно человека, недовольного погодой.
Город белоснежен, великолепен, омывается полосатым морем с разноцветными бликами. Полоска бурой желтизны у берега, далее море становится изумрудно-зеленым – яркие воспоминания. В центре моря цвет меняется на темный, фактически черный. В самом конце белые барашки-гребни «скачут» по синей полосе. Небольшой городок на ветру с синими красками привлекателен для туристов, любящих тихий отдых. К слову, рамы, перила домов, маковки церквушек окрашены в синий цвет, вторя морской глади. Поговаривают, что куполов здесь насчитывается 365 по числу календаря. Часть городка свисает прямо над морской гладью. Не зря город называют «Маленькой Венецией». Туристов то и дело встречают пеликаны. Крупные, розовые.
Разгуливают пеликаны, от любопытства заглядывая в двери уютных лавочек, усыпающих городские улицы.
Недалеко от «Маленькой Венеции» выстроены ветряные мельницы, размахивая белыми крыльями. Миконос пестрит белыми красками, где живет пеликан и постоянно гулящий по улочкам ветер. На яхте работало два Николая. Один из них трудился всю жизнь на торговом судне, он капитан команды. Он немного суетлив, криклив, но опытен. Мужчина поет морские песни, хоть и без слуха. К слову, он отменный повар. По наблюдениям Юлии моряки – замечательные шефы.
Второй Николай проходит практику. Мужчине за 70, он пока ученик в морском деле. Около 20 лет он отслужил моряком подводных атомных лодок. Репетовать команды у него получается отлично, но потом не знает, что делать.
День пятый
Юля почувствовала всю «прелесть» соленого ветра: губы обветрились, покраснели. Шея гудит сильно, практически от напряжения стала стальной. Возникает ощущение широты плеч, они кажутся гигантскими. В каждой конечности чувствуются мускулы, пальцы стали тяжелыми. Радость от сухой одежды, тепла безгранична! Виски стучат, вторя поверхностным шумам на палубе, в окружающей среде. Вот Юлия оказалась внутри лодки с задраенными люками. Вновь слышится скрежет ветра.
Миконос встретил их бушующим ветром, поднимавшим песок в воздух. По плану команда должна была отправиться на Кентос, остров Средиземноморья, расположенный через 52 мили оффшорной гонки. Кстати, не все знакомы с этим термином. Под «оффшорной гонкой» понимают два этапа. В первом надо дотянуть до финиша без потерь. Второй этап заключается в подтягивании результата. Маршрут прокладывается вне видимости береговой линии.
В течение таких горок многое продиктовано силой ветра. Курс шкиперы могут выбирать самостоятельно. Старт и финиш могут совпадать или располагаться в разных участках. Стоит отметить, что оффшорная гонка подразумевает внушительную подготовку, надежность оборудования. Для участия в регате команды обычно сначала проходят несколько сотен миль.
Даже передвигаться по яхте трудно, а впереди ожидает 10 часов пути! Яхты оставляют на постой кормой в марине Миконоса. Здесь не встретить морингов, есть швартовые, якоря. Рядом с яхтой команды Юлии расположились два аналогичных судна.
Капитан решил подстраховаться швартовкой через залив. После завода яхты в марину, оставалось подтянуть судно с использованием якорной лебедки. Мотор заведен. Неожиданная неприятность – застревает якорь! Капитан скомандовал подводнику, нырять под воду, проверить якорь. При этом члены команды одеты в три слоя. Ветер продолжает бушевать под 40 узлов.
Температура воды достигает едва 15 градусов. Николай-подводник мешкает, капитан повышает голос, приказывая нырять. Ему придется нырнуть на дно марины, освободить якорную цепь. Николай разделся, недаром отслужил полжизни в ВМФ. Приказ надо выполнить. Любопытствующие с соседних яхт молчаливо наблюдали за происходящим. Пока Николай нырял, судно простояло в марине двадцать минут. Соседи с яхты решили помочь, предоставив одного из членов экипажа. Мужчина ступил на борт судна с маской, трубками, в ластах.
Николай выплыл, сосед нырнул на его место, потребовав полтинник. Подводника пытаются отогреть, предлагая спиртное. Но как истинный солдат ВМФ он не пьет. Наконец, якорь свободен, яхта оказалась в один миг на волне.
Впереди ожидало 10-часовое плавание по просторам моря, под свист ветра, ушаты воды, которых морская пучина от души лила на лодку.
Поначалу яхтсмену-новичку трудно привыкнуть к бушующей стихии. Кажется, что можно продержаться не более часа. На самом деле через четыре часа бешеные волны кажутся привычными. Постепенно к ветро-волновой пучине человек привыкает, даже ощущает себя уютно. Возникает одна мысль: для чего меня принесло на этот борт? Мгновенно следует ответ. Очевидно, ради опыта, ради закалки, воспитания силы духа. Море бывает беспощадно. Пытается сломать человека физически, морально утопить.
Из пучины яхта вышла с отстегнутым стакселем, деформированным гротом. Лодка прибыла на место в 21.00 на остров Кентос. Марина отличается довольно диким видом. Одежда, руки, все поверхности лодки покрыты соляным «инеем». В баках нет пресной воды.
День 6
Вот уже вторая неделя регаты. Смена экипажа – неотъемлемая часть соревнований. На борту теперь семь женщин и два Николая. К вечеру уже сформировалась новая команда. Вероятно, ожидает ночной переход по морю. Мотор выключен. Женщины интересовались, будут ли танцы. Но членам порядком уставшего коллектива явно было не до танцев. Желающим дискотеку все же устроили ночью с Николаем и шкотами.
Лодка пришла в Метанну в Пасхальную полночь. На суше послышались салюты. Команда вошла в яркую красочную марину. Экипажи отмечали Пасху, зажигали свечки на борту. В глади залива отражались звезды, навевая романтическую грусть.
С горы слышались византийские песнопения. На их зов команда пришла к храму, который сиял на небосклоне. В этот момент в обители шла торжественная служба. Компанию в тельняшках мгновенно замечали местные жители, раздавая белоснежные свечи в руки. Члены команды услышали гортанное пение одинокого старика на клиросе.
День 7
Небольшой переход завершен. Организована стоянка в Гермионе. Наступило Пасхальное воскресенье. Кругом ни души. Магазины, заведения общепита вдоль берега закрыты. Это небольшой город с жителями-рыбаками. Мало интересного, обычная размеренная жизнь течет своим чередом. С наступлением темноты стало веселее, оживленнее. Люди шли на Набережную праздновать. Марина вскоре наполнилась местными. Наступил момент открытия магазинов, их порядка десяти. В кафе сидели люди. То и дело темнокожие продавцы воздушных шариков, сладкой ваты, попкорна сновали между прибывшими на берег.
На площади звучит музыка танца «Сиртаки», виднеется отплясывающие ребятишки на сцене. Ведущая со сцены читает стихи о Пасхе, берет за душу. Неожиданно толпа ринулась к воде, окружив марину со всех сторон. Местные прыгали прямо на пришвартованные суда, готовясь увидеть представление. Постепенно стемнело. Раздались сирены, из залива появились шаланды рыбаков, кружившие в идеальном танце по марине. Сверкая огоньками, файерами они привлекли внимание даже ленивых. Марина погрузилась в дымовые облака, в гул сирен.
Повсюду виднелись яркие языки факелов, гремела музыка. Шаланды наполнили люди, чьи улыбки едва виднелись сквозь дым. Спонтанно в центральной части марины взмыл ввысь огонь, словно какой-то гигант подул на костер, пытаясь его разжечь. Небо окрасилось ракетными залпами, веселыми огоньками. Петарды, россыпь огоньков наполнили небесную темноту. От духа провинции не осталось и следа! Город умеет дать жару.
День Восьмой
Яхта прибывает на островок Сиена, недалеко от полуостровного городка Эрмиони, размещенный в семи метрах над уровнем моря. Туристу обязательно стоит побывать в тавернах, вкусно и дешево попробовать местную кухню. Город славится деликатесами, свежей рыбой. Живописный населенный пункт располагает к отдыху, одаривая возможностью снять номер в превосходных апартаментах, уютных гостиницах. Пляж отличается комфортом, наличием удобств.
Для каждого человека город предоставляет уютные уголки достопримечательностей.
Чувствуется туристическая направленность этого места. Вдоль набережной проезжают пролетки, запряженные лошадками. Постоянно курсируют паромы, такси. На Сиене лодка оказалась случайно. Дело в том, что третий регатный день объявили выходным со стоянкой в Эрмиони. Команда решила самостоятельно посетить островок. Кстати, день прошел неплохо. Завершился он слушанием песен на морскую тему в телефоне Юлии.
День 9
Остров Идра, памятник общенационального значения. Кстати, его прославила Софи Лорен в картине «Мальчик на дельфине». С одной стороны, это модное пространство для отпуска знаменитостей, с другой стороны – роскошный уголок древней архитектуры. К слову, многие селебрити купили дома, стали приезжать сюда забыть о проблемах будней. Туриндустрия пустила корни с 70-х годов прошлого столетия. Население постоянно проводит ремонты старых зданий, музеев.
Лодка прибыла в пиратский форт, хорошо укрепленный. Кстати, укрепления видны издали. Традиционно стены оформлены башнями-бойницами, располагаясь на отвесной скале. Марина спряталась глубоко. Флибустьеры не ошиблись, выбрав это местечко. Позднее форт использовался в качестве резиденции губернатора. Место великолепное. Кроме ослов, других средств передвижения не существует. На ослах действует «трансфер» до гостиницы. Причем ослики везут багаж. Большая часть жителей передвигается на лошадях.
Среди самых крупных населенных портов отмечают Идру. В виде полумесяца он располагается вокруг гавани. На набережной функционируют клубы, главные достопримечательности тоже располагаются в этом месте. В праздник порт превращается в сплошной сувенирный базар.
По вечерам отсюда открывается умопомрачительный вид закатного пейзажа над морем. Путешествие продолжается походом по узким туристическим улочкам. Марина отличается довольно маленькими размерами: с трудом втиснулась вся регата.
Швартовка происходит по три лодки к ряду. В итоге сход и возвращение на берег напоминает цирковой номер. Лодки отличаются размерами, постоянно находятся в движении от волн. Посему сложно швартоваться. Надо поймать момент, иначе угодишь в бездну марины.
День 10
Яхтсменов встречает остров Порос. С водной стороны город открывается чудесной розовой палитрой. Этоостров розовых фасадов, на котором швартуются яхты. Дома закручены в лабиринты, уходя постепенно в горные массивы. Поднимаясь к колокольне, яхтсмены видят великолепие пейзажа залива. Наблюдая розовую палитру стен, охристые черепичные крыши, турист погружается в приятные эмоции. Церкви то и дело «вырастают» на пути.
В одной из церквей низкие потолки сводчатого типа, ни малейшего намека на глянец. На макушке горы в греческой церквушке кажется, что разговор с Богом в этом месте наиболее близко и откровенен.
11 день
Знакомьтесь, финишный остров Эгина. Греческое побережье щедро дарит в нем приятные впечатления для туристов. Сквозь времена, смены властей островок несет в себе античность. По преданию, Эгину похитил Зевс. Она родила ему сына. Примечательно, что Эгину природа спрятала в «сердце» Саронического залива. Небольшая его площадь омывается заливчиками. Афиняне любит сюда приезжать на отдых. Колоритное местечко эклектично комбинирует в себе историю с современными чертами. В воздухе ощущается дух символизма, богатого культурно-исторического наследия.
Переход – в 13 миль и предпоследний оффшорный рывок. Завтра предстоит подойти к острову Алимос, дальше дорога домой. Утро встретило прохладой, отсутствием солнца, настроения. Тучи тяжело осели на горных «макушках», проплывая эскадроном, отражаясь в воде. Старт начался неплохо, удалось пройти две трети намеченного расстояния. Финишная черта виднеется вдали, привлекая красотой мыса Эгины.
Неподалеку, словно в колыбели моря, мирно покачивается судейское суденышко. Вдруг природа «выключает» ветер, команда снова зависла на гладкой морской «равнине» на три часа. Снова штиль, зловещая тишина, не предвещающая ничего положительного.
Молчание такое характерно для момента, за которым человек произносит роковые фразы.
Жара достигла пика, заставив снять экипировку до купальника. В миле расположилась лодка, за яхтой Юлии еще одна. Постепенно течение двигает лодку по своему направлению. Женщины героически пытаются держать паруса. Лишь бодрые команды капитана заставляют держаться из последних сил, перебрасывая парусные полотна. Кажется, вот-вот ветер разыграется во всю мощь.
Капитан осознал надвигающуюся угрозу, подтянув полотна. Вдруг на соседней яхте послышался визг, лодка «легла». Спустя пять минут ветер поднялся, подвергнув яхту крену набок. Небеса прохудились, выливая щедрые водные ушаты на команду. Струи превратились в жесткие кнуты в сочетании с силой ветра, беспощадно хлеща участников регаты по лицу, рукам. В пару минут лодка домчалась до финишной ленты. Три часа медленного хода позади, ура!
Острова Сиена, Порос изобилуют признаками аристократизма, достатка. На Эгине же в основном «обитает» бедное население. В городке строгом, без лишних премудростей, живут простые рыбаки, зарабатывающие на пропитание ловлей обитателей подводного пространства. Повсюду ощущается запах земли.
Теперь после путешествия новичкам яхтинга знаком ее характерный аромат, запах суши. Даже в темноте легко узнать этот запах.
Запах суши отдает нотками пыли, пряными травами. Передать аромат суши нереально, но в голове прочно засели характерные ее черточки. Запах берега доносится до лодки, находящейся в море, его ни с чем не спутать. Вот и закончилось увлекательное путешествие.