Изучив все тонкости поворотов и лавирования, впервые выйдя в море, начинающий яхтсмен все равно может чувствовать себя неуверенно и возможно даже паниковать. Попав в нестандартную ситуацию, нужно просто замедлить ход, чтобы дать себе отдышаться и успокоить нервы, а для этого нужно знать, как сбавлять ход без потери возможности контролирования движения.
Как снижать скорость на парусном судне
Если вам кажется, что ситуация вышла из-под контроля, и вам нужно сбавить ход для приведения мыслей и лодки в порядок, займите безопасную позицию по отношению к ветру, т.е. боком к нему, потравив шкоты гика. При этом гик находится на большом расстоянии от головы, а парус выносится вперед. Этот способ подходит для ситуации, когда яхтсмен растерялся или даже начал испытывать страх. В более контролируемых ситуациях можно использовать другие методы торможения.
Ослабьте грот и стаксель, потравив их немного. Они должны быть ослаблены, т.е. потерять тягу, но не должны хлопать. В таком положении можно находиться несколько минут при не сильном ветре.
Для того, чтобы остановиться на некоторое время, приведитесь на ветер и отдайте шкоты. Вынесите парус на воздушный поток, передвинув гик вперед. Правда, в таком положении долго оставаться не стоит, иначе начнете дрейфовать в обратную сторону. Но этого времени вполне хватит, чтобы команда могла немного передохнуть.
Увалитесь в крутой бакштаг, при этом грот должен быть лишен тяги, т.е. обвисшим.
Двигаясь S-образными поворотами, вы совершаете больше движений, а руль, положенный на борт, заставляет лодку снизить скорость.
Как ложиться в дрейф
Если при слабом ветре мы можем на время лишить паруса тяги и немного постоять, то при сильных потоках воздуха этот трюк не пройдет – если грот или стаксель сильно хлопнет, он может сломаться. Поэтому, когда вам нужно остановиться и заняться другими делами (навести на судне порядок или просто пообедать), нужно освоить технику укладывания в дрейф. С первого раза этот маневр может и не получиться, но смысл его таков: грот и стаксель нужно уравновесить таким образом, чтобы яхта была повернута носом к ветру, но оставалась на месте. Таким же методом пользовались в прежние времена на судах с прямым парусным вооружением.
Самый распространенный способ: настройте грот для полного бейдевинда, поверните лодку против ветра и подберите наветренный шкот стакселя. При этом руль и грот будут пытаться развернуть судно против ветра, а стаксель, наоборот, под него. Нос лодки пару раз нырнет в воду, что замедлит ее, но будет немного сносить под ветер.
Лечь в дрейф будет проще, если у вас есть бизань: выберите ее шкоты, а остальные паруса закрутите, что и приведет к падению скорости.
Еще один метод – с убранными парусами и рулем, повернутым на наветренный борт. Его часто используют при сильном ветре, когда идти с поднятыми парусами крайне сложно или невозможно. Попробуйте по возможности не убирать грот и стаксель – это поможет сохранить контроль над яхтой и уменьшит воздействие волны.
Всегда помните, что ложиться в дрейф нужно на открытом пространстве, чтобы было места для маневрирования. В любом случае, какой бы способ вы ни выбрали, все лодки индивидуальны, поэтому техника придет только с опытом.