22 июня 1941 года в Москве шли состязания первенства города. Участники успели совершить два соревнования, но потом руководящий клубом срочно приказал им прибыть на берег. После прибытия он сообщил всем, что фашистская Германия напала на СССР. Однако, по инициативе Алексея Наумова, было проведено еще семь соревнований. Это здорово подняло боевой дух местного населения.
Начавшаяся война затронула абсолютно всех. Несколько тысяч спортсменов отправились воевать. Некоторых призвали принудительно, другие пошли добровольно. Яхтсменов старались отправлять во флот. Умения, полученные в парусном спорте, здорово помогали советским морякам во время войны — например, с потопленных судов экипаж спасался на шлюпках, к которым, для большей скорости, крепились паруса.
Ценные знания
А многие и вовсе получили возможность максимально использовать знания, полученные в парусных соревнованиях. Например, на территории Ленинграда во время войны члены яхтенного клуба «Водник» сформировали добровольческий отряд, который охранял акваторию города. Флот, которым располагал отряд, практически полностью состоял именно из яхт и катеров. В качестве вооружения использовалось обыкновенное стрелковое оружие.
Первыми службу несли самые крупные яхты, которыми располагал яхт-клуб — «Пионер» и «Ударник». Также в состав отряда входила специальная разведывательная группа, чьи паруса для скрытности окрашивались в темные цвета. Ночью любители парусного спорта отправлялись в море и вели разведку, и за все время войны их ни разу не обнаружили. Однако вскоре началась зима, и использовать обычные суда было попросту невозможно. Но отряд и тогда не прекратил свою работу, попросту пересев на буера, среди которых было и всемирно известное судно Ивана Матвеева.
Как только начались снегопады, отряд буеристов переместился к Ладожскому озеру. К тому времени город уже был в блокаде, и необходимо было совершать постоянные поставки продовольствия. Именно это и делали члены отряда, рискуя своей жизнью — лед еще не был достаточно надежным для езды. Кроме того, на буерах передавали важную информацию, проводили разведывательные мероприятия, передавали топливо для машин, которые застряли в центре озера. Кроме того, именно на этих ледовых судах ежедневно происходил вывоз женщин и детей из осажденного города. За все время блокады и существования отряда немцы не смогли подбить ни один буер.
Однажды вражеские самолеты гнались за двумя судами около двадцати минут, однако отступили, когда все патроны кончились.
Ситуация в Москве
Москва, в отличие от Ленинграда, в блокаду не попала. Яхтенные клубы пустовали, и в них остались лишь немногочисленные дети. Однако именно они оказали существенную помощь в обороне. На севере Клязьминского водохранилища выкапывался ров, необходимый для защиты от танковой атаки. Необходимо было доставить туда боеприпасы, еду и снаряжение. Именно этим и занимались юные любители яхтинга, ежедневно производя перевозки через водохранилище. И, выполнив весь объем работы, они провели настоящее парусное соревнование. Победу в них одержал молодой Тимир Пинегин, который управлял швертботом Р-20.
Спустя многие годы именно он занял первое место в Олимпийских играх.
Для юных яхтсменов, как и остальных жителей столицы, самым трудным временем была зима. В 1942 году ударили сильнейшие холода, однако яхтсмены прошли это испытание с честью и выиграли в первенстве Москвы, уже во «взрослом» классе. Спустя год он стал обладателем этого звания вновь, а еще спустя год также победил. В этом году пятнадцатилетний Александр Чумаков занял первое место в состязании яхт Ш-10. Кроме того, именно он командовал отрядом, члены которого занимались тем, что гасили зажигательные бомбы и копали рвы. Несмотря на ежедневные огромные физические нагрузки, юные спортсмены продолжали тренировки в яхтенном клубе «Науке».
Во время войны многие яхты, являющиеся частью клубов, были уничтожены. Причем делать это должны были сами руководители клубов. Такой приказ они получили от командования. Однако Михаил Богунов, обыкновенный боцман, являющийся членом клуба «Водник», решил не исполнять приказ. В ночное время суток он собственноручно перегнал несколько небольших яхт в устья рек, которые впадали в Клязьминское водохранилище. Паруса и рангоут пришлось закопать.
Такие действия, особенно в военное время, могли наказываться очень серьезно, однако все обошлось. Михаил выжил во время войны, а лодки, которые он спрятал, вскоре вернули на место. Именно на них соревновались советские яхтсмены. В 1944 году члены яхтенного клуба «Буревестник» открыли новую детскую секцию, а спустя несколько месяцев они появились и в остальных клубах, среди которых был знаменитый «Водник». Кроме того, именно в этом годе разыграли первенство Москвы среди женщин.
Восстановление
Во время войны уничтожались не только порты, но и суда. Они горели в таких крупных городах как Одесса, Киев, Севастополь, Ленинград, Сталинград и так далее. Однако в тех местах, куда не добирались вражеские самолеты, парусный спорт продолжал развиваться.
В 1943 году на территории города Горький была проведена пятая Поволжская парусная неделя. Участникам соревнований были выданы продовольственные карточки. В сентябре 1944 года на территории водной станции «Динамо» собралось немало спортсменов. Там подняли флаг Советского Союза и провели торжественный парад. Также в это время стартовало соревнование на дистанцию в десять километров. Спустя день — другое состязание, на двадцать, а по прошествии еще одно дня — на 50.
Задолго до окончания войны парусный спорт в Советском Союзе ожил. Даже в Ленинграде, который восстанавливался после осады, этот вид спорта восстановился весьма быстро. А после окончательной победы в ВОВ яхтсмены, все это время воевавшие на фронте, возвращались в любимые клубы, хотя уцелели лишь немногие. Проводился ремонт яхт, в качестве материала для парусов использовали плащ-палатки.