Всё большее количество суперяхт проводят научные исследования на борту в рамках командировки или чартера. С повышенным уровнем экологической осведомлённости во всём мире естественно ожидать, что владельцы и фрахтователи суперяхт также будут действовать в соответствии со своими обязанностями и вносить положительный вклад. Научные исследования, безусловно, кажутся идеальным способом сделать именно это при правильном проведении.
Специалисты по научным исследованиям могут обеспечить невероятный опыт, как для гостей, так и для качества исследований для учёных. Экспедиция «Пять глубин» — отличный пример того, чего можно достичь при достаточном планировании и готовности к взаимодействию со строгими требованиями науки. Но, к сожалению, многие научные исследования на борту не достигают подлинной ценности, что является пустой тратой огромного ресурса.
Проблема, которая часто наблюдается в море, заключается в том, что этот процесс очень редко проходит гладко, как с точки зрения качества проводимых исследований, так и с точки зрения опыта гостей на борту. Это приводит к расхождению между ожиданиями и реальностью, что связано с тем, что существует ряд фундаментальных несовместимостей между научным методом и гостевыми операциями на суперяхте, все из которых могут быть не доведены до сведения гостей и экипажа до начала путешествия.
Реальность исследований такова, что чаще всего вы ничего не видите. Это сам по себе важный научный принцип. Такие концепции, как нулевая гипотеза, в соответствии с которой наблюдается противоположность поставленной цели, так же теоретически важны, как насыщенные действиями дни на воде. Отсутствие наблюдения за целевым видом или неспособность поймать и пометить другой вид — ценная обратная связь, но она не обязательно способствует запоминающемуся чартеру для гостей.
Во многих случаях судно, на котором находятся гости, не может эффективно управлять группой исследователей. Кроме того, на типичной суперяхте не так много помещений, приспособленных для ведения исследовательского бизнеса. Опыт подсказывает, что большая часть времени уходит на введение исследователей в курс дела, затем следует повторное введение для закрепления результатов и много стресса по поводу состояния яхты перед лицом довольно инвазивных и импровизированных исследований. Внедрение третьей группы на борт, не совсем гостей и не совсем экипажа, всегда было сложной задачей. Все это происходило при попытке поддерживать на высоком уровне опыт и деятельность гостей.
Как сказал один опытный руководитель экспедиции в Тихом океане, «очень редко можно встретить гостя, который искренне заинтересован в исследовательском проекте больше первых нескольких часов — слишком сложно пытаться одновременно управлять и тем, и другим». Стремление найти захватывающие путешествия для проведения исследований приводит к тому, что выбор делается в пользу тропических мест и интересных видов.
В качестве стимула использование учёных уже применяется во многих регионах. Возможность познакомить влиятельных лиц с исследователями, во многих случаях остро нуждающимися в финансировании, может сделать эти путешествия стоящими только из-за этого факта; однако при неправильном подходе этот опыт имеет негативные последствия для обеих сторон, и во многих случаях не компенсирует влияние больших суперяхт, работающих в регионах, нуждающихся в исследованиях.
Настоящие научно-исследовательские суперяхты, такие, как REV Ocean и M.V. Alucia, известная как Blue Planet, находятся на дальнем конце спектра в отношении проведения эффективных исследований. Подавляющее большинство флота не оснащено на таком уровне, и их способность вносить вклад в академические исследования значительно меньше. Взаимодействие с исследователями — это важный первый шаг, но просто подразумевать, что проведение таких исследований является чистым позитивом для океана и индустрии, — чрезмерное упрощение.
Когда предлагается научная поездка, гости должны быть полностью осведомлены о том, что с ней связано, чтобы поездка была успешной не только с точки зрения их удовольствия, но и с точки зрения ценности времени учёных на борту. Одним из решений является проведение совершенно отдельных поездок на специальном небольшом исследовательском судне, что позволяет расширить сферу потенциальных исследований и дать гостям возможность ограниченного взаимодействия, в то время как исследования могут продолжаться в основном непрерывно.
Другой вариант — сосредоточиться на более пассивных способах взаимодействия с научным сообществом, которые не обязательно предполагают присутствие учёных на борту судна, например, через научные наблюдения. В целом, признание многогранности соображений, лежащих в основе эффективного исследования, и необходимость всестороннего планирования каждой поездки с учётом этого, имеет первостепенное значение.
Повышение базового уровня понимания того, что на самом деле включает в себя научное исследование, на ранних стадиях процесса с гостями и экипажем очень важно для успешного путешествия. Поощрение честной оценки выгод от исследований и поиск альтернатив, которые могут эффективно использовать время учёных и экипажа, повысит ценность опыта для всех, а также обеспечит наилучшие возможные впечатления гостей. Просто пригласить учёных на борт и импровизировать чартер и исследования недостаточно. Эффективное планирование и консультации с экспертами по научным экспедициям, а также честное общение с гостями и экипажем жизненно необходимы.