Несмотря на обилие невероятно красивых и удобных в плане яхтинга акваторий по всей планете, не так много водных районов представлено для чартерных лодок. Для конструкций этого формата жизненно важна сеть марин с развитой инфраструктурой, правильным оборудованием.
Проще говоря, лодки в таких местах легко швартуются, не превращая процесс в рискованную авантюру с квест-финалом. Представители парусного вида спорта придерживаются мнения: на самом деле для достойного выполнения задач удобных портов буквально по пальцам пересчитать. На планете их примерно 10 штук. Более удобные условия для фрахтования представлены в Голландии, на ее каналах, в Италии, на испанском побережье. Неплохо устроены порты в Таиланде, на просторах Сейшельских островов. Мил парусникам и «берег Турецкий», да на Лазурном Берегу легко выбрать места для фрахтовки. Хорошо подготовились к парусному спорту Карибы, Скандинавия и Черногория с Хорватией.
Кризисные времена мотивировали многих владельцев чартерного туристического парусного направления пересмотреть выбор страны для фрахтования лодки. Можно ли плавать по волнам в своей стране, и насколько это прогулка под парусами становится рискованной? На эти вопросы могут ответить только представители русских яхтинг-агентств.
Экспертное мнение из Санкт-Петербурга
Представители чартерных агентств считают, что кризис заметно изменил выбор яхтсменов. Это касается возможности отправляться по маршруту на территории родной страны. Уже в 2016 году поток клиентов, предпочитающих бронировать яхты на весенне-летний период в Турции, снизился до двухпроцентной отметки.
Хотя в 2015-м Турция, где хорошо развит чарт-яхтинг, лидировала. Ежегодно любители парусного спорта и простых прогулок предпочитали турецкие акватории. Но чаще всего выбор падал в пользу марины Бодрума. Хотя перелет туда не отличается высоким комфортом.
По статистике последних лет из-за запутанности на политической арене усложнили развитие чартерного яхтинга в Турции, столь зависимого от российских спортсменов. Усложняет дело формальная сторона, откровенная бюрократия. Хотя на Турцию спрос пока остается на достойном уровне. Дела усложняет один момент: существенным препятствием является отказ российских фирм от помощи в авиаперелете, порядком надоевшие сложности в документальной стороне вопроса. К тому же, отсутствие впечатляющих скидок заставляет клиентов самостоятельно выбирать страну и подбирать марину с учетом запросов. Регаты попросту проводятся на других территориях. Находятся яхтсмены, придерживающиеся патриотической точки зрения и не выбирающие Турцию из этих побуждений. Однако и они выбирают не «сладкий и приятный дым Отечества».
Пользуется спросом у чартерных агентств Греция: практически это 15% от общего количества заказов. Греческая акватория действительно устроена неплохо, да и страна изобилует «жемчужными» достопримечательностями, природными пейзажами. Туристы-яхтсмены предпочитают Турции Грецию, несмотря на обилие прекрасных видов, по нескольким причинам. Во-первых, возникают опасения вследствие нестабильного политического положения турецкого берега и международных отношений.
Вторая причина кроется во взлете вверх турецких цен по сравнению с греческими.
Россиянам неинтересна Голландия как участок для фрахтования яхт. По крайней мере, с таким заказом никто в фирмы-арендодатели не обращался. Трендами остаются яхтинг в Финляндии, Швеции, лишь слегка уступая теплу испанского направления. При этом имеется в виду не только климатические условия.
Шкиперы стали требовательными к комфортности, техническому состоянию бронируемых яхт. Невзирая на кризисные времена, в этом направлении намечается рост подобных тенденций. Яхтсмены пристально смотрят на размеры лодок. В 2014 году заказчики просили предоставить яхты средней длины в 40 футов. Через год запрос вырос до 42-футовых вариантов. Постепенно людям требуется все больший размах для комфортного аквапутешествия. Хотя противоположная мода тоже имеет место: меньше обращают внимание на год строительства судна, предпочитая бронировать более старые корпуса в качестве наиболее надежных и проверенных. Фирмы же чартерного плана вынуждены снижать цену на бронь.
Яхтсмены существенно экономят на увеличении количества пассажиров на борту. Порой заказчики отказываются от чартерного рейса, из-за того что все пять кают не заполнены. Влюбленные пары, напротив, стремятся отметить свадьбы и иные торжественные мероприятия на суперяхтах, не особо интересуясь каютами. Для них в приоритете апартаменты, отели на берегу.
Кризисные перипетии подсократили среднее количество путешествий по времени. В былые времена лодки заказывали на двухнедельный период аренды. В настоящее время заказчики обращают внимание лишь на катамараны, которые даются в аренду на 10 дней максимум.
Пока что структура заказа парусных путешествий остается на прежнем уровне. На первом месте выступает персональный чартер лодок. Количество заказов на 40% принадлежит групповым походам, когда собирается коллектив одной фирмы и отправляется в вояж. Приблизительно 10% заказов приходится на регаты, в которых предусмотрено судейство, иные нюансы. Такие лодки участвуют в национальных парусных гонках.
Интересный момент! По мнению представителей чартерных агентств Санкт-Петербурга, довольно высок спрос на внутреннее передвижение под парусами. В качестве популярных территорий пользуется успехом Сочи и Крымское направление. Хотя эти территории для чартерного флота не очень сильно подготовлены, затрудняя движение турбизнеса яхтенного сегмента на «волнах» рынка.
Любопытной тенденцией остается один интересный момент. Стали возвращаться семейные пары, предпочитающие повторить путешествия, совершенные ими более десяти лет назад. Теперь они участвуют в турах, захватив с собой детей, подростков от 8 до 12 лет.
Наследники часто задействованы в качестве матросов и трудятся юнгами, и эта тенденция приятно удивляет.
Что по этому поводу думают представители чартерных компаний Москвы?
Отзывы московских агентств чартерного туризма
2015 год заметно снизил бронирование чартерных лодок по сравнению с предыдущим периодом. Для кризисной эпохи наблюдается довольно неплохой результат, поскольку большого обвала не предвиделось.
Игнорировать кризис невозможно. Однако москвичи переживают его легче по сравнению с региональными агентствами. Несколько возросла средняя цена на бронирование по сравнению с 2014-м. Но среднестатистические суперяхты стали бронировать чаще. В результате почти на 60% количество бронирований выросло. Этот показатель превысил аналогичные значения прежних лет. Переломный политико-экономический «криз» пока не закончился, напротив, набирает витки. Но путешественники не отчаиваются. Представители чартерных агентств тоже…
Рассматривая частоту бронирований международного масштаба, аналитики отмечают три наиболее популярных направления. Клиенты предпочитают арендовать лодки для путешествия по Греции, входит в этот список Испания и лидирует Хорватия. Яхтсмены, ранее предпочитавшие бронировать лодки для турецких акваторий, чаще стали выбирать испанские берега. Если ранее этот процент составлял лишь 10%, в последние годы он заметно подрос.
Схожая ситуация наблюдается с хорватскими маринами. Предварительные рассчеты делать рано, окончательно ситуация прояснится к концу года. Что касается размеров забронированных судов, положение дел вырисовывается следующим образом. Мода на крупномасштабные лодочки набирает обороты, не позволяя экономить на габаритах. Последователи парусных путешествий не собираются скупиться на этом параметре.
Анализ показывает, что московские агентства стоимость чартера на одну персону сохраняют прежней.
Способы экономии
Только некоторые пытаются сэкономить на возрасте судна. Корпуса, построенные в былые годы, обойдутся дешевле по сравнению с новыми «рестайлинговыми» версиями. Регион также имеет значение в формировании ценовой политики. Греческие лодки обходятся дешевле по сравнению с французскими. Раннее бронирование также входит в класс дешевых туров, включая цены авиабилетов.
В агентства обычно обращаются желающие арендовать лодку, имея конкретный список технических параметров, включая габариты, у них есть определенные требования, подготовленные заранее. Московские чартерные компании предлагают только надежные яхты, особенно предприятия, настроенные на долгосрочные отношения с клиентами. Таким способом фирмам удается удержаться на плаву, невзирая на временные коллапсы в плане экономики, туризма, благосостоянии народа. Становится приемлемым ценообразование для большинства яхтсменов, востребован высокий класс лодок, сервиса.
Клиенты всегда стремятся заполучить судно по привлекательной стоимости. При этом менеджеры не советуют слишком сильно экономить на этом деле, чтобы люди не упустили шанс насладиться качеством похода.
Некоторые яхтсмены выбирают лодку с целью полностью ее заполнить рассчитывая на меньшую цену на пассажира. У большей части заказчиков случаются недоборы моряков. В результате каюта остается незанятой. Такая ситуация складывается в целом и на рынке бронирования.
В прежние времена путешественники предпочитали заказывать 43-футовые версии лодок. В основном это старые лодочки 2003 года выпуска, к примеру, «Киклады» или «Океанис 43». В последнее время киклады простаивают в гавани. Теперь этот спрос не актуален, яхтсмены предпочитают больший комфорт, выбирая 45-футовые корпуса. Отдыхающие больше предпочитают крейсерные модели с четырьмя каютами. Среди наиболее популярных моделей «Бавария 45», «Дюфор». Не менее востребован «Oceanis 45».
Большая часть заказчиков выбирает в чартерные рейсы 4-х каютные модели в 45 футов.
О ценах
«Ценник» на бронирование парусников для одного человека на протяжении прошедших лет почти не менялся. Этому эксперты приводят ряд практических объяснений. Бюджетная составляющая таких походов формируется из цены на аренду, вспомогательных функций лодки, необходимости швартовки в маринах, приблизительной стоимости судовой кассы. Эти значения лишь слегка выросли за последнее десятилетие, приведя к постоянству содержимого расходной статьи.
Тяготения к снижению пока не наблюдается, что имеет под собой веский аргумент. В регионе Средиземного моря парусный чартер выживает не только благодаря российским заказчикам. Большую часть клиентов составляют жители европейских стран, прибывающие из государств со стабильной экономической ситуацией. По этой причине чартерные фирмы снижать прайс на фрахтование не собираются.
Наметилась тенденция на желание людей снизить бюджет чартерного плавания. Назвать этот момент «экономией» специалисты не рискуют, ведь под этим термином понимают удешевление расходов. Экономить, означает, довольствоваться арендой старенького катера по сильно сниженной цене, не ходить в рестораны, занимаясь приготовлением пищи на яхте. Представители агентств синхронизируют это явление со снижением покупательского спроса населения в общем. Этот фактор стал следствием колебания курса евро, изменения цен, снижения заработков, личной финансово-экономической составляющей клиентов. Заказчики, часто прибегавшие к бронированию лодок в прошлом, по-прежнему обращаются в компании, но реже.
Вместо 3-4 раз в год они путешествуют 1-2 раза.
Однако некоторые люди продолжают ходить в морские походы по нескольку раз ежегодно, демонстрируя умение справиться с тяжелой ситуацией, связанной с мировым кризисом. Экономить им приходится больше на берегу, Но от увлекательных поездок по морям-океанам они отказаться не в силах.
Клиенты не заявляют о предпочтении питаться на яхте с целью экономии. Ресторанные столики по-прежнему остаются занятыми, бронируются загодя, меню заказываются далеко не со скудным набором блюд. Люди привыкают экономить на чем-то другом в привычном ритме житейских будней на берегу.
По структуре заказы остаются на прежнем уровне. Это означает, что 10% от общего объема принадлежат флотилиям совместного путешествия нескольких людей. Аналогичное число составляют спортивные регаты или корпоративные гонки. Около 3% заказов приходится на удовлетворение запросов парусных школ для устройства практических мероприятий обучающего характера. Остальная часть распределяется между индивидуальными яхтсменами, большая доля которых отправляется в круизное плавание.
Отдельные компании пока не замечают увеличения потребности в российском чартере. Только один или два вопроса за год звучит в офисах компаний о наличии катеров в Крыму. Хотя фирмы не отказывают в поиске таких бригантин на Крымской территории, вместе с арендаторами заметно удивляясь баснословным ценам южан. По сравнению со средиземноморскими лодками крымские корпуса обходятся гораздо дороже. Притом, что удобная инфраструктура в гавани находится в неудовлетворительном состоянии.
Спроса на внутренние круизы в России не наблюдается. Тур одного дня с арендой небольших спортивных катамаранов все же заказывают. В основном такими направлениями являются Санкт-Петербург, Сочи, Крым, Москва и Подмосковье.
Как обстоит дело на Западе?
Интересно взглянуть на аспекты работы западноевропейских чартерных компаний. Невзирая на трудности экономического масштаба, яхтинг в Европе находится на достойном уровне. В этом плане пользуются спросом парусники до 75 футов. Причем 5% россиян пользуется предложениями агентств центральной Европы. Серьезные выводы из этой цифры сделать трудно. Хотя этот параметр дает понять, что оптимизм, связанный с чартерным туризмом, терять не стоит. В 2013 году процент яхтсменов-соотечественников составлял 6%. Люди все же приспосабливаются к кризисным изменениям, быстро адаптируются, особенно россияне, продвигая парусный спорт. Большая часть любителей парусных прогулок стремится осуществить мечту, невзирая на жизненные перипетии. В начале десятилетия по данным европейских чартерных агентств 40% яхтсменов приходилось на долю российских представителей яхтинга. Кризис-2014 сократил это число, доведя некоторые агентства до разорения.
В итоге крупнейший чарт-оператор флот из Европы убрал, переместив его на территорию Азии.
Небольшая доля соотечественников на европейском рынке аренды яхт объясняется некоторыми причинами.
- Сильно мешает языковой барьер. Не все российские яхтсмены изъясняются на английском языке, считающимся международным коммуникационным средством.
- По пути следования судна внезапно возникающие проблемы иностранные агентства решать не способны. Они полностью возлагают ответственность на шкиперов, полюбовно с ними договориться не удается.
Стоит похвалить работу российских агентств, попадающих под законодательство о защите прав потребителя. Проще решают проблемы агенты, приходят на помощь в любом случае. Европейские фирмы предпочитают работать по старинке, не сильно погружаясь в проблемы заказчиков. В их работе «царствуют» стереотипы.
С другой стороны, российские агенты отстают в проведении анализа положения дел. На фоне европейских корифеев рынка у них довольно небольшой процент заказов. Не пользуется спросом внутренний туризм, что никак не радует. Хотя аналитическая информация не помешала бы.
Взять хотя бы возраст заказчиков: в основном берут яхту люди, достигнув 39 с половиной лет. Этот возраст наиболее подходящий для парусного спорта, путешествий. По аналитике некоторых агентств, россияне глубже придерживаются семейных ценностей по сравнению с европейскими гражданами. Больше половины соотечественников-яхтсменов выбирают туризм на воде с женой или со спутницей, но только не в одиночку. В этом европейцы уступают практически на 10%.
Не менее любопытным оказался подсчет по более востребованным акваториям. Анализ выявил: популярнейшими направлениями среди российских яхтсменов оказывается Греция, вопреки мнению распространенному мнению о яхтинг-туризме в Турции. Это люди, обратившиеся в агентства Европы. Каждый четвертый из России заинтересовался направлением, не менее популярным с 2015 года – Филиппинскими островами, составив 18% заказчиков.
Хорватия и Норвегия, впрочем, как и Австралия, тоже в тренде популярности.
Весьма разнящиеся показатели представляют специалисты, проводившие исследования в плане спроса на аренду яхт в России и зарубежье. И это две линии, которые мало пересекаются. По статистике в Европу предпочитают обратиться состоятельные любители парусного дела. К дорогим регионам относят Норвегию, Австралию. Клиенты фирм европейских государств преимущественно путешествуют на лодках средней длины от 48 футов. Россияне заказывают версии на 5 футов меньше.
Уже сейчас можно заметить некоторую тягу рынка к разделению. Российский и европейский рынок фрахтования лодок заметно разнится по условиям, сервису, спросу. Отечественные компании ориентируются на экономного клиента. Европа же в большей степени приветствует, создавая все условия, дорогих клиентов.