Записавшись на тренировку, которая стоит 2 тыс. руб. в «Силе ветра», не стоит надеяться на релакс-тур под парусами. Это 2,5 часа большого труда, когда приходится тащить швартовы, управлять судном и буквально грести во все лопатки. Капитан просит запомнить огромное количество морских терминов, причем многие на жаргоне яхтсменов. К примеру, генакер называется «геной», и все в таком духе.
Такое занятие становится отправной точкой для присоединения к гигантской школе единомышленников, лучших капитанов, одерживающих победы на мировых регатах.
Больше 10 лет крупнейшее российское сообщество держится на плаву на голом энтузиазме. В качестве бизнес-направления организация существует с 2014 года и вовсю стремится уйти от стереотипа, касающегося яхтинга, увлекая за собой любителей. Только здесь сразу становится ясно, что это не досуг звезд шоу-бизнеса и состоятельных людей. За время существования организации под парусами «Силы ветра» побывало 35.000 клиентов, участников регат и удивительных экскурсий. Начинали эти люди с простых тренировочных уроков в Питере, Сочинской гавани, в акватории столицы и еще в ряде городов. Руководитель компании Максим Пинигин и креативный директор Александр Сколков однажды решили поведать о неудачных соревнованиях на плавсредствах, страхе конкурентов-бассейнов.
Первые шаги
Вначале этот клуб носил характер закрытого сообщества. Максим Пинигин тогда еще только пробовал вставать на путь освоения водного пространства. Будучи студентом, парень пробовал выходить в Черное море на несколько часов, пытаясь управляться с лодкой. Но в то время парусный спорт не очень его завлек.
Настоящий вкус морских путешествий, он осознал лишь в Хорватии, выходя на крупном парусном корабле с товарищем из студенческого лагеря. По его воспоминаниям, сначала он прошел теорию и примерно по 60 дней жил на лодке. Спустя год молодой человек получил шкиперские права, взахлеб рассказывая друзьям о новом увлечении, называя его интересным и суперклассным.
Следующие несколько лет стали для Максима особенными, когда яхтинг приобрел характер хобби. Он выбирал друзей для морских прогулок, и частенько в таких турне наряду с опытными морскими волками выступали дилетанты, не способные управлять лодкой, но это были близкие по духу люди. Пинигин преподавал теорию по ходу путешествия, проводил тренировки, тренировали друзей и его товарищи. Причем яхтинг в Москве или Подмосковье долгое время считался закрытым увлечением «для своих». Запись в школу капитанов, на тренировочные мастер-классы в акватории столицы были довольно сложным занятием.
Постепенно команда друзей придумала название совместному увлечению, идея принадлежала арт-директору фирмы ONY М. Орлову. Стереотипное представление о яхтинге, как о друге миллионеров, стал отходить на задний план.
По словам яхтсмена, они не рассчитывали на масштабные гонки небольшого количества людей в сообществе. Попадали в эту организацию только по знакомству, но отнюдь не из-за снобистских взглядов. Пинигин не был уверен в собственных силах, опасаясь брать ответственность за новичков. Причем лодки требовали технической поддержки, ухода, потому пришлось создавать из мастер-классов платные уроки, иначе бизнес невозможно было бы строить без денег. На занятия стали записываться денежные и не слишком близкие товарищи, но записавшись, на курсы не ходили. Дисциплины ради цену за курс удалось повысить до 15000 руб. Нерадивых студентов бизнесмены приняли решение выгонять.
Бизнес строится на четком управлении, целях и плане, и расхлябанности, особенно в парусном спорте, не место.
Пинигин поставил цель: сделать парусный бизнес рентабельным при отсутствии внешних меценатов, выдающих финансы. Сегодня предприниматель уже не вспоминает о вложенных деньгах, он просто вкладывал все заработанные деньги в любимое дело.
«Один в поле не воин»
Увлечение яхтингом – это хорошо. Однако сложно начинать любое бизнес-направление в одиночку. Благо, у Пинигина оказался рядом такой же увлеченный товарищ – Александр Сколков, главред интернет-издания Furfur. Поначалу Сколков тренировался на лодках на родине, в Ейске. Затем он стал участвовать в спортивных гонках в Московской акватории и тоже подобно другу решил сдать на капитанские права.
Параллельно главред завел аккаунт ВКонтакте, рассказывая о яхтинге. Поначалу цели привлечь большую аудиторию не было. Он просто делал знакомое дело, публикуя фотографии, набирая постепенно подписчиков, рассказывая о своем морском хобби. Подписчиков набралось большое количество, и в голову Сколкова пришла мысль направить этих людей на тренировки в Ейск к инструктору, у которого бизнесмен прошел курсы обучения. Краснодарские цены оказались намного ниже московских мерок, что помогло расширить аудиторию из любопытствующих и желающих покорять морские волны. По словам Сколкова, вырисовывалась идея, напоминающая бизнес-план. Познакомившись в баре «Редакция» с Максом, куда он спешил демонстрировать фильм о яхтинге, в будущем он не пожалел об этом знакомстве.
Мужчины быстро подружились, осознав общий интерес и решив перегнать судно с сочинского пирса до турецкого берега. В это же время они смогли организовать мальтийские гонки, потренировать клиентов в столице России. В итоге бизнесмены слаженно работали, скооперировавшись под парусами сообщества. Александр выступил ответственным лицом за маркетинговые ходы. Сколков уволился из интернет-проекта, устав писать статьи для невидимых пользователей. Написание статей стало для него скучным занятием с постоянным отслеживанием просмотров и планированием. Ему захотелось живого общения, наслаждения от коммуникации с людьми.
Сколков окончательно увлекся яхтенным делом. В это время интернет-издание закрылось в 2017 г. Главный редактор объяснил это изменившимся течением жизненного русла. Портал выступал в качестве прекрасного Media продукта, отражающего дух времени. Только со временем любой дух исчерпывает себя, и издание в созданном виде уже существовать не могло. Перед уходом редактор намеревался его перезапустить, превращая журнал в эдакий Vice «русского разлива». Однако планы поменялись, и яхтинг всецело поглотил его мозг.
Про конкуренцию и рабочий формат
В настоящее время у яхтенного сообщества работает несколько направлений. Парусный клуб готовит капитанов, помогает улучшить квалификацию яхтсменов, проводит занятия в режиме онлайн и оффлайн, запрашивая за обучение 25,5 тыс. руб.
Также парусное столичное общество выбрало направление деятельности, не относящееся к маржинальным видам, с точки зрения делового мира, нацеленное на развитие туризма и яхтенного спорта. Предприниматели открыли базы в Подмосковье, Питере, Сочи. Также работает база в Геленджике, Нижнем Новгороде, где проводят тренировки. Людей, записавшихся на курс, знакомят с устройством лодок, обучают терминологии и правилам управления судами. Можно прийти попробовать: одно занятие с 11:00 до 17:00 вечера (в будни) стоит 2 000 руб. В выходные дни занятия обходятся в 2 500 руб. По мнению руководителей бизнеса, это проведение времени аналогичное посещению бассейна. Поплавать не пускают без шапочек и тапочек, держаться на воде тоже нужно уметь. Яхтсменов же просят надевать перчатки, запоминать термины, получать удовольствие.
По мнению бизнесменов-друзей, цена вполне доступная для большинства горожан и аналогичная с затратами на другие спортивные события. Тренировка с личным тренером в фитнес-клубе Москвы обходится даже в два раза дороже. Только в качестве конкурентов Пинигин и Сколков считают не фитнес-клубы и бассейны, а другие яхтенные сообщества. Мужчины вполне осознают, что являются не первооткрывателями в Москве водного направления развлечений.
Как крупных конкурентов, они считают другие развлечения, среди которых ночные заведения, стриминговый сервис Netflix, фестивальные мероприятия. Другие яхтенные сообщества не относятся к этой категории, хотя с ними приходится «сражаться» за одну клиентскую базу. Только парусный клуб предоставляет услуги несколько иначе, рассчитан на широкий круг населения, предлагая человеку хорошую альтернативу визиту в ночной клуб – спортивную подготовку на воде и здоровье.
Парусный клуб также работает еще в одном направлении, организуя приключения. Для клиентов бизнесмены предлагают корпоративный отдых на Канарских островах, турецких берегах, одиночную прогулку с визитом на Фареры и погружение в удивительные пейзажи Камчатского края. Яхты арендуют прямо на месте. Клуб рад предложить 8-дневный тур в турецкой акватории (865 евро). Гостя размещают в каюте со всеми необходимыми принадлежностями, он получает услуги профессионального капитана. Кроме того, на лодке его обучают основам парусного дела. В качестве продвижения бизнеса и интересных идей для клиентов создан печатный журнал.
Для гурманов парусного спорта сообщество предлагает поездки корпоративного масштаба. В тренде тимбилдинг и организовать его можно не в ресторане, клубе, а на яхте, проводя время в турецкой акватории или в Строгино.
Деятельность «Сила ветра» расширилась за счет коллаборации с брендами Lamoda и «Мегафон», вместе им удалось провести регату. При этом на гонках совместно с The Village им не удалось заработать ни рубля, но основатели бизнеса остались вполне довольными. Бизнесмены вспоминают, как 4 года назад они радели за получение денег за подобные мероприятия. Но теперь друзья поняли, что не в одних деньгах счастье.
Остаться в живых в пандемию
В мае бизнесмены намеревались организовать крупную весеннюю парусную гонку. Организация уже проводила регулярные тренировочные мероприятия в паре городов, снарядила экспедицию на Фарерские острова. Намеченные события из-за пандемии пришлось откладывать и переносить.
Предприниматели оперативно среагировали на перестройку работы капитанской школы. В режиме онлайн удалось провести теоретический курс до начального сообщения В. Путина о локдауне. В результате бизнесмены сбавили стоимость тренинга. Обучаться теперь могли региональные любители спорта, не имеющие выхода к представительствам клуба в своих населенных пунктах. В моменты локдауна они читали лекции, посвященные яхтингу, и напечатали статьи из печатного журнала на веб-портале. Яхтсмены задались целью поддержать клиентов, опустивших руки в связи с затяжной пандемией и закрытием границ.
Возродив надежду у людей на путешествие под парусами, руководители компании достойно продержались в локдаун, успешно открыли сезон. Аудитория лояльно отнеслась к новому формату работы сообщества. В допандемийное время 80% от доходов принадлежало путешествиям за рубежом. В прошлом году с момента начала пандемии парусному клубу удалось собрать деньги благодаря тренировкам на базах. Часть доходов выручили за счет путешествий в российском направлении, среди которых стали популярными туры на Камчатку и Белое море.
В былые времена российские путешествия приносили только 20% прибыли. Прошлый год изменил ситуацию в лучшую сторону, и теперь соотечественники познают красоты, которых на родине немало. Бизнесмены ожидают, что пандемия отступит, границы станут открытыми, но российские проекты так и будут шагать в векторе развития.
Круизные шедевры
Друзья-бизнесмены не собирались закупать свои лодки для организации тренировок в сообществе. Теоретически и практически арендовать лодки было бы намного удобнее и бюджетнее. Однако практика показала: это не срабатывает из-за сложности сервиса частных арендодателей. Затем была мысль привезти лодку из Европы, но первые же попытки потерпели фиаско из-за расходов на транспортировку, прохождение таможни. Цены на лодки разнятся за границей кардинально: один борт обходится в 5-6 тыс. евро, другой доходит до 12 000. До России оба варианта доезжают по баснословной цене. Тогда бизнесмены решились на смелый шаг – производить собственные суда. Сначала дело казалось настоящей авантюрой и попахивало риском. Но глаза боятся, ноги идут в Нижний Новгород, где расположена компания «Ракета-Яхтс», созданная конструктором М. Тихоновым. В производство собственных лодочек предприниматели вложили 8 млн. руб., заказывая парусники только для себя и друзей.
Постепенно бизнес развился, и теперь 6-метровый парусник SW20 вовсю гуляет по тренировочным базам компании. Приобрести его можно за 1 млн.руб. По словам Максима, это намного дешевле по сравнению с европейским 10-летним бортом.
Сообщество «Сила ветра» открыло магазин, продавая фирменную одежду с логотипом компании. Верхние головные уборы, одежда на все случаи штормов продаются «на ура». Запуск онлайн-магазина во время пандемии стал выгодным.
Теперь предприниматели планируют открыть торговые точки в рамках работы тренировочных баз, расширив ассортимент товаров, включив в него аксессуары. Это будет отличный мерч для горожан по примеру «Энтузиаста» и коллег из Ping-pong Club Moscow. Столь выгодный маркетинговый ход усилит интерес к яхтенному спорту, способный продемонстрировать отсутствие необходимости сложных экипировок.