В нынешнем году исполнится 145 лет со дня основания Петровского яхт-сообщества. Журналисты выяснили, как поживает наследница ассоциации – Федерация парусного вида спорта, яхтинга, а также водного туризма. Спортсмены объяснили корреспондентам, почему необходимо приводить своих детей на занятия этим аристократическим видом спорта и в чем заключаются его основные особенности.

Неунывающий настрой

Суперяхта «Оптимист» 9-летнего Дениса перевернулась, однако моторное судно его наставника, обладающего колоссальным опытом И. Санникова, не спешит на помощь своему воспитаннику. В этом нет никакой необходимости. Юный спортсмен спокойно возвращает яхту в нужное положение и приступает к черпанию воды. Ребенок обучен и спасжилет прочно застегнут, поэтому родителям не о чем переживать.

Официально в школу яхтинга принимают по достижению ребенком девяти лет, однако случается и так, что в нее принимают и с восьми лет. По документации, набор в школу парусного спорта происходит в сентябре, но в действительности занятия начинаются немного раньше – еще в мае. Зачем терять драгоценное время, если впереди «горячий» сезон?

За лето примерно четверть ребятишек забросят занятия, однако у тех, у кого получилось совладать с мегяхтой, парусный вид спорта уже не отпустит.

Как сообщил И. Санников, если сразу юных яхтсменов грузить теоретическими знаниями, то у них моментально пропадет интерес. Первым делом необходимо показать, что представляет собой яхта. Объяснить базовые термины – что представляют из себя румпель, галс, шкот и так далее. В школах в настоящее время преподают английский язык еще с младших классов. И случается порой так, что юноша заканчивает школу, а свободно общаться по-английски не умеет. Но вот когда африканец поступает в ВУЗ, находящийся на территории РФ, через несколько месяцев уже может общаться. Почему? По его мнению, что детей начинают обучать совсем не с той стороны. У нас начинают нагружать письмом и алфавитом. Но с русским языком все наоборот – первым делом мы начинаем говорить, а потом писать. Оптимальней всего было бы с самого начала научить набору простейших слов. Аналогично происходит и в парусном спорте – дать теоретические знания всегда успеешь. Необходимо начинать с азов, при этом найти к каждому ученику индивидуальный подход. Изначально Санников сажает ребят в яхту еще на берегу, показывает, как поворачивать и как настраивать парус. После этого он вместе с ребенком выходит на водную гладь. Спустя шесть месяцев он проводит среди учащихся экзамен.

Обучение в яхт-школе проходят круглый год. В летнее время – идет практика, а по завершению сезона ребятишки занимаются физподготовкой, теоретической базой, обучаются ремонтировать суперяхты. Изучают теорию для того, чтобы успешно выступить на различных соревнованиях. Поэтому необходимо знать основы физики и геометрии. Хотя сегодняшние технологии нередко облегчают детям жизнь: если ранее нужно было знать направление ветра, а также отслеживать движение дыма, идущего из заводских труб либо туч, то в настоящий момент вся необходимая информация получается еще на берегу с дисплея смартфона. Однако, невзирая на всю интеллектуальность яхтинга, без физической силы попросту не обойтись.

Как рассказал Н. Уляшев, ты находишься в постоянном напряжении. Тут нет такого, что настроил на необходимую волну паруса и сидишь наслаждаешься гонкой. Здесь спортсмен должен беспрерывно удерживать мегаяхту. Бывает так, что после регаты яхтсменов выносят на руках.

По словам специалистов, мастерство может прийти только с опытом. И тут физические данные не позволят яхтсмену контролировать природную стихию.

Также спортсмен сообщил о том, что ходить при сильных ветровых порывах дети не могут, а во время слабых – не умеют. Это обусловлено тем, что при слабом ветре голова должна соображать значительно лучше. Но когда властвуют сильные ветровые порывы, то судно удерживается одной «физухой», что крайне сильно выматывает. Интересно было наблюдать, как ребятишки начинают соображать. Тот, кто действительно увлечен и проявляет активный интерес, схватывает новые знания. А если мальчик ходит, потому что так хотят его родители, то он будет очень долго ковыряться.

Эпоха возрождения традиций

После прохождения обучения в яхт-школе львиная доля ребят уходит из парусного вида спорта. В среднем, только один парень становится профессиональным яхтсменом. Самыми именитыми спортсменами, которые и сейчас занимаются данным видом спорта являются Д. Щеглов и П. Карачев, входящие в сборную России. А С. Джиенбаев уже давным-давно ушел в категорию живых легенд. Он перебрался в Москву и открыл там яхт-клуб.

По словам И. Санникова, тех, кто ушел из спорта на самом высоком уровне, парусный спорт не отпускает – они переходят на виндсерфинг либо становятся капитанами у очень состоятельных людей, а кто-то и вовсе принимает участие в коммерческих яхт-гонках.

Единственным минусом такого спорта является его дороговизна. «Оптимист» – это лодка начального уровня, ее стоимость составляет примерно 130 тысяч рублей, а мегаяхта класса «Лазер» будет уже подороже – ее ценовая категория достигает трехсот тысяч рублей. А стоимость суперяхты класса 49er – порядка миллиона рублей. Но в СДЮШОР по водным видам спорта, который находится в Воронеже, каждый ребенок имеет возможность освоить управление суперяхтой различного класса абсолютно бесплатно, родителям остается приобрести только гидрокостюм.

Как сообщил президент Федерации парусного спорта Н. Фролихин, яхтинг будет дешевле автоспорта и хоккея. Как он любит говорит – физкультура всегда дешевле, а вот профессиональный спорт – дорогой. Также он отметил, что в яхт-школе присутствуют ребята из неполных семей и они стараются им помочь. Если есть желание обучить своего ребенка просто ходить на яхте, то это будет бесплатно, а вот если родитель мечтает, чтоб его чадо принимало участие в регатах различного масштаба, то тут уже необходимо финансовое вложение. Если ребенок окажется очень талантливым, то его сразу заприметят и будут всячески способствовать его развитию в данном виде спорта. На соревнования высочайшего уровня ребята едут за счет школы. Сейчас везде так. И парусный спорт всю жизнь имел оттенок элитарности.

Плачет, но не сдается

Специалисты очень надеются, что финансовое вливание в их спорт увеличится, а нагрузка на семейный бюджет родителей, наоборот, уменьшится. Они также с большим нетерпением ожидают строительства Центра парусного вида спорта, тем самым подчеркивая, что яхтинг может стать визитной карточкой данного региона.

По словам Санникова, Воронежу крайне повезло тем, что у него есть водоем для проведения занятий по яхтингу в черте города. Условия, в целом, неплохие, однако есть над чем еще поработать, так как водохранилище находится не в идеальном состоянии. На этом месте были заливные луга. Деревья спилили, залили все водой. Тут повсюду чернозем, солнечные лучи все прогревают, поэтому все находится в траве. И лодки олимпийского класс цепляются за нее. Так, Питер, Москва и Тольятти значительно опережают Воронеж в этом плане. В тех краях есть несколько яхт-сообществ и присутствует конкуренция в черте города. Там каждую неделю проводятся какие-то регаты. И это неудивительно, поскольку в этих городах развитие яхтинга не останавливалось, а в Воронеже в период с 1919 г. по 1972 г. никакого развития в этой отрасли не было.

Тренер уверил на сто процентов, что парусный спорт способен кардинально изменить жизнь любого, кто хоть раз попробует этим заняться.

Данный спорт учит самостоятельности. Ты превращаешься в настоящего мастера – сам ремонтируешь суперяхту, подготавливаешь лодку к выходу на водную гладь. Такое занятие дает понять то, что безвыходных ситуаций попросту не бывает. Необходимо оставаться всегда хладнокровным и думать головой. Надвигается сильное штормовое волнение – переворачивая лодку, хватайся за нее руками и держись на плаву. После того, как шторм прекратиться – переворачиваешь лодку обратно, вычерпываешь воду и вперед к победе. Это ключевой момент для гордости – когда видишь юнца в море. Бывает дождь, ветер, сильное волнение, и парень начинает плакать, орать, стискивать зубы, но при это не сдаваться и бороться дальше, даже в тяжелейших ситуациях он удерживает яхту. Здесь идет соперничество не только с самим собой и оппонентами, но и со стихией.