Старый британский моряк Рэй Булман рассказал о том, как жили английские яхтсмены в шестидесятых годах прошлого столетия, и как они пересекали пролив Ла-Манш, когда Великобритания не была в составе Европейского Союза.
Многие британские моряки задаются одним вопросом: как на них отразится выход Британии из ЕС. Будет ли проведение Brexit отрицательно влиять на жизнь яхтсменов, или наоборот — улучшит условия передвижения?
Пересекая Ла-Манш
Совсем немногие современные английские моряки застали те времена, когда в 50-х годах прошлого столетия по Ла-Маншу ходили суда. Это было отличное время: каждый моряк был ответственным за свою жизнь, а отправиться к берегам Французской Республики или Бельгии было равносильно тому, чтобы отправиться за границу.
Даже порты тогда отличались от современных: оборудование было намного хуже, и в воздухе постоянно витал запах сигарет, рыбы и дизельного топлива.
Причалиться в Кале или Булони можно было за очень скромную сумму. После входа в состав Европейского союза затрачиваемые суммы значительно увеличились. Были и другие изменения, которые прямо не относились к появлению Евросоюза, но из-за которых британские моряки потеряли привычные вещи. К примеру, после соединения континентальной Европы и объединения границ, перестали существовать дьюти-фри магазины, то есть места, где можно было приобрести вещи без пошлин. Списки таких магазинов ежедневно показывал шипчандлер, стучащий в кабину судна.
В портах Великобритании беспошлинные магазины стало запрещено использовать для судов, размер которых составляет менее пятидесяти регистровых тонн. Суда, отвечающие данному требованию, обязаны были перевозить дьюти-фри товары запечатанными, и вскрывать их можно было только после того, как лодка покинет воды Великобритании. Подобные правила были только в Британии, а на континентальной Европе они отсутствовали.
Полулегальная торговля
Чандлеры из Европейского союза предлагали экипажу судов Великобритании огромное количество различного алкоголя, различного рода сигарет, духов, часов и других необходимых вещей по очень демократичным ценам (если сравнивать с ценами на эти вещи Великобритании, разумеется). Конечно, на континентальной части Европейского союза были правила по поводу беспошлинной торговли, но они не зависели от веса судна.
Мужчина рассказал история из своей жизни: в 64-м году прошлого столетия он совершал тысячемильную поездку к берегам одного скандинавского государства. Он находился на открытом восемнацдатифутовом ранэбауте, то есть достаточно небольшом судне. По прибытии в Остенд его товарищ встретился с агентом местного клуба яхтсменов, и он продал ему десять бутылок дьюти-фри виски (этого количества вполне хватило бы для того, чтобы помочь упрямому чиновнику принять решение в его сторону) и пятьдесят сигар. И во время сделки он не задал ни единого вопроса по размерам судна.
Кстати, если уж речь зашла о беспошлинной торговле, то стоит отметить ситуацию с налогами на топливо. Дело в том, что до 2006 году Великобритания отстаивала у Евросоюза право на взимание уменьшенной пошлины на топливо для небольших личных судов, но в 2006 году Европейская комиссия отказала Британии в праве продлевать данное отклонение от общепринятых правил. Пошлины были уравнены с аналогичными на топливо для других видов транспорта – к примеру, автомобилей. В итоге стоимость моторного топлива на территории всей Великобритании заметно выросло, и тысячи людей, мечтающих совершить длительное путешествие, были вынуждены оставить свои мечты.
Судя по всему, британское правительство не будет восстанавливать уменьшенные пошлины на ввоз топлива после выхода из Европейского союза, но стоит отметить, что из-за некоторых законов, принятых в этом союзе государств, в частности о здравоохранении и безопасности, многие люди не смогли исполнить свою мечту.
В связи с возвращением беспошлинных квот появится еще одна хорошая вещь: теперь беспошлинную продукцию будет регулировать таможня.
Моряк рассказал о том, что после заграничных путешествий по странам Европы нужно было пройти очень строгий контроль со стороны таможни, иначе вас попросту не допустят на территорию Великобритании. Попросту нельзя было спуститься на берег до проведения осмотра. Если сотрудник таможенной службы подозревал наличие контрабанды на судне, то корабль варварским методом обыскивали: отряд таможенников переворачивал все возможное, а иногда снимал обшивку судна для того, чтобы осмотреть его внутренности.
С входом в Европейский союз таможенный контроль стал намного слабее: к примеру, официальный представитель пограничной службы Британии заявил, что семь тысяч миль берега охраняют только два небольших судна.