Перед спуском судна на воду необходимо изучить его на предмет наростов. Ракушки, водоросли и т.д. оказывают негативное влияние на скорость судна, а также быстрее приводят его в плохое состояние — например, появляется ржавчина. Для того, чтобы избежать этих проблем, необходимо периодически чистить яхту. Главная вещь, которая помогает бороться с обрастанием судна — специальные краски. Но для того, чтобы правильно их нанести, необходимо учитывать несколько особенностей.
Сначала необходимо проверить, нужно ли окрашивать корпус, или краска сможет выполнять функции еще один сезон. И действительно, по заявлениям компаний-производителей противообрастающей краски (антифулинга), краска может держаться на протяжении двух сезонов. Если срок действия действительно истек, то нужно начинать покраску.
Красить необходимо, предварительно надев специальное оборудование — защитные очки и респиратор. При покраске вокруг появляется очень много пыли, что, конечно, вызывает неудовольствие соседей по марине. Лодка покрывается слоем цветастой пыли, которую, однако, можно убрать без серьезных проблем.
Если вы приобретаете бывшее в употреблении судно, то нужно осведомиться у продавца о последней дате покраски. Некоторые владельцы яхт и вовсе не красят свои суда подобной краской. Также желательно узнать производителя и модель антифулинга.
Определить судно, которое не покрывалось необрастающей краской, очень легко. Такое судно полностью покрыто засохшей слизью и водорослями. При наличии необрастающей краски растительности гораздо меньше, и в большинстве случаев она появляется только на тех местах корпуса, куда постоянно были направлены солнечные лучи. Там краска выцветает и теряет свои свойства.
А вот тип краски, который использовался при обработке яхты, узнать непросто, и это трудная задача даже для профессионалов с многолетним опытом.
Типы противообрастающей краски
Противообрастающую краску принято делить на четыре группы. У каждой из них есть свои особенности, достоинства и недостатки.
- Твердая краска. В ней токсичный материал смешивается с основным. Этот тип антифулинга может достаточно долго сходить с судна, и делать это слоями. Краска отлично борется с обрастанием.
- Разрушающаяся краска. В покровах данного типа токсичное вещество, как и в предыдущей группе, смешивается со смолой, но эта смола обладает водорастворимыми свойствами, из-за чего краска держится очень недолго. В большинстве случаев ее хватает только на один сезон путешествий.
- Тонкая краска. Этот тип антифулинга имеет сразу несколько плюсов. В нем, кроме яда, содержатся и другие элементы — в большинстве случаев тефлон. Благодаря их использованию уменьшается поверхностное натяжение, что приводит к уменьшению вероятности получения различных дефектов корпуса.
- Особая краска с эпоксидной основой.
Определить тип краски хоть и сложно, но вполне возможно. Например, твердое или эпоксидное покрытие можно определить, проверив его на ощупь — если краска грубая и шершавая, то относится к одной из этих групп. Если корпус гладкий, то, скорее всего, используется тонкая краска.
Разрушающееся покрытие можно определить просто и с максимальной точностью — если начать натирать его влажной губкой, то оно в большинстве случаев меняет свою цветовую окраску.
Нанесение краски
Перед нанесением необрастающей краски нужно обязательно проверить, можно ли использовать уже нанесенную. В некоторых случаях покрытие может исполнять свои функции достаточно долго, что делает замену нерациональной. Процесс нанесения антифулинга достаточно длительный и затратный. Окончательное решение по этому вопросу принять не так уж и просто. Например, покрытия твердого типа нуждаются в обновлении только один раз в два года, в некоторых случаях — еще реже. Необходимость нанесения нового слоя краски можно понять, увидев количество водорослей на яхте. Однако это можно отнести только к качественной краске известного происхождения. В некоторых случаях антифулинг не держится и одного сезона.
Если до вас на судно неоднократно наносилась краска, то может оказаться, что присутствует сразу несколько слоев. Удалить их достаточно трудно, и для этого придется потратить немало усилий. После полной очистки корпуса необходимо нанести слой грунта, а также самополирующуюся краску. Ее обычно хватает только на один сезон, и по его завершении она практически исчезает.
Работа над судном занимает немало времени и отнимает силы. Она делается в несколько этапов. Первый — поднятие судна на сушу, чистка яхты с использованием различных моющих средств от колоний водорослей. Ждать, пока корпус обсохнет, не стоит — сухое покрытие снимается гораздо труднее. Нужно сразу же начинать работы по очистке поверхности судна от старой краски. Причем нужно совершать это как можно быстрее, ведь наиболее удобно снимать антифулинг, когда он еще мокрый — так он гораздо мягче и снимается проще. После высыхания смесь ракушек, антифулинга и краски становится очень ломкой и крайне тяжело счищается. Времени на очистку приходится тратить достаточно много, и даже если делать все максимально быстро, то все равно часть краски успеет высохнуть. Ее снимать гораздо тяжелее, но это вполне реальная задача.
Работы по шкурке играют очень важную роль, и при их неполном выполнении могут произойти проблемы. Конечно, никто не хочет тратить огромное количество времени на то, чтобы пытаться оторвать куски краски от судна. Этого, в некоторых ситуациях, можно не делать.
Если вы определили тип краски, который покрывался корпус, то работа станет намного более простой.
Одна из особенностей антифулинга, которая отличает его от классических красок — проблема совместимости. Некоторые типы красок несовместимы друг с другом. Продавцы никогда не дают стопроцентной уверенности в том, что краска будет совместима с предыдущей. Смешение красок разного типа может привести к непредсказуемым последствиям. Однако подобных негативных последствий можно избежать достаточно просто — используя специальные разделительные вещества, которые кладутся на предыдущий слой краски. Но, в любом случае, применять подобную методику без периодического ошкуривания нельзя. Желательно всегда наносить на судно слой из краски, которая использовалась вами до этого. Это избавит вас от необходимости учитывать несовместимость красок и существенно упростит процесс работы.
Конечно, у твердого покрытия есть немало достоинств, но главный недостаток заключается именно в том, что его нужно периодически менять. Этой проблемы лишено самополирующееся покрытие. Его приходится наносить каждый сезон, но снимать не нужно — оно исчезает к концу сезона. Благодаря этому теряется необходимость в поиске совместимых красок.
Стоит отметить, что на судне есть несколько уязвимых для обрастания мест. Главные из них — руль и винт. Они обрастают в любом случае, даже при не очень активном использовании яхты. Дело в том, что краска с них смывается практически моментально. Так что после завершения сезона нужно провести очистку руля от водорослей, ракушек и так далее. Для очистки удобно использовать уксусную эссенцию, а уже после этого наносить покрытие. Для этого нужно всегда использовать твердый антифлуг, ведь самополирующееся покрытие смоется слишком быстро из-за того, что в этой области очень быстрый водный поток. Нужно соблюдать осторожность во время обработки деталей из алюминия, ведь некоторые типы покрытий содержат медь, которая может вызвать коррозию.