Инспектирование яхты включает в себя осмотр всех частей судна, которые отвечают за безопасность экипажа и функциональность транспорта. Профилактика судна – это, прежде всего, обеспечение безопасности себе и экипажу. Основные правила подготовки к отплытию таковы:

— Не нужно рассчитывать на удачу. Море – это стихия, поэтому предсказать, как оно поведет себя, невозможно. Полагайтесь только на свои знания и умения и четко следуйте инструкциям.

— Не воспринимайте ничего как должное. Прилагайте максимум усилий, чтобы достичь наилучшего результата. Если в чем-то не уверены, перепроверьте все еще раз.

— Всегда готовьтесь к наихудшему развитию событий. Вооружен, значит предупрежден. Всегда имейте все про запас и продумайте возможные пути решения внештатных ситуаций.

— Делайте все качественно с первого раза. Халатное отношение к профилактике судна может стоить вам и экипажу жизни. В яхтинге нет места неопределенности, все должно быть выполнено грамотно и надежно с точки зрения судовождения.

— Будьте уверены во всем, а в чем не уверены – проверьте еще раз. Подстрахуйтесь и перепроверьте все детали, которые кажутся вам сомнительными.

— Если вы не знаете чего-то или не уверенны в своих знаниях, спросите у более опытного яхтсмена. Делиться опытом – благое дело, поэтому не стесняйтесь и спрашивайте до тех пор, пока не получите ответ.

Бывалые яхтсмены хорошо знают, что выбор яхты не занимает столько времени, как ее осмотр. Иногда на профилактику судна может понадобиться день, а то и больше.

Профилактика

Конечно, проверить состояние судна и оценить его готовность к путешествию за один день невозможно. Лучше взять за правило профилактический осмотр составных элементов яхты. Периодичность профилактики зависит от типа судна.

Для гоночных и крейсерских яхт технический осмотр должен осуществляться 1 раз в месяц. Круизные лайнеры должны осматриваться в каждом порту, где швартуются. Килевые яхты считаются наиболее практичными с точки зрения эксплуатации, поэтому их осмотр можно осуществлять раз в 1.5 – 2 месяца.

Швертботы требуют постоянного технического обслуживания, поскольку принимают участие в парусных регатах. Катамараны и тримараны проходят осмотр раз в 2 недели в туристический сезон и раз в 1-2 месяца во время отстоя.

Что нужно осмотреть в первую очередь?

Конечно, единого мнения касательно профилактики суден не существуют, но опытные яхтсмены всегда оценивают состояние яхты не только перед плаваньем, но и при любом удобном случае.

Некоторые детали требуют пристального внимания, поскольку в наибольшей степени подвергаются износу и повреждениям, поэтому, если вы не можете самостоятельно оценить состояние яхты, обратитесь к специалисту.

Ознакомившись с важностью профилактики судна и узнав основные правила проведения осмотра, следует отметить составные элементы яхты, которые непременно нужно проверить перед отплытием:

1. Часть судна, ниже ватерлинии.

Низ яхты покрывается краской против обрастания водорослей и антикоррозийным средством, поэтому перед выходом в море проверьте дно, чтобы оно было чистим. Убедитесь также в чистоте сенсоров эхолота, кингстонов и т.д.

2. Кингстоны и шланги.

Проверьте систему слива и патрубки, которые находятся с внешней стороны корпуса, начиная с носа и до кормы. Проверьте фильтры стоков на всей яхте. Найдите все внешние части патрубков и оцените их целостность.

3. Электрооборудование и аккумуляторы.

Проверьте контакты во всех батареях. Убедитесь, что в них достаточно электролита, и есть запасная жидкость для дополнительной заправки. Проверьте зарядку аккумуляторов и их защиту против попадания воды.

4. Помпы.

Оцените работу трюмных помп. Убедитесь, что фильтры не грязные, а водоотливной насос включен. Проверьте, качает ли помпа, и включена ли она в панель управления.

5. Цистерны с горючим.

Проверьте доступ к цистернам и убедитесь, что смотровые люки открываются нормально. Шланги для подачи топлива должны быть включены. Посмотрите, чтобы палубный фильтр наполнял одну цистерну. На дне цистерн могут образовываться топливные пробки, которые закупоривают двигатель, поэтому нужно убедиться, что они отсутствуют.

6. Двигатель.

Двигатель – это сердце яхты, убедитесь, что он работает исправно. Для этого нужно проверить масло и коробку передач, убедиться в отсутствии утечек, оценить натяжение приводного ремня и отсутствие изношенных участков. Посмотрите, нет ли протечек на шлангах. Осмотрите резервуар с фильтром топлива, чтобы горючее подавалось чистым, и в нем отсутствовала вода.

7. Механизм управления.

Рулевая система проверяется включением автопилота. Переведите его из режима ожидания в автоматический и проверьте, чтобы при изменении курса руль поворачивался в нужную сторону.

8. Система навигации.

Проверьте показания по компасам на борту. Убедитесь, что в них нет расхождений, если есть, то исправьте их еще будучи на суше. Проверьте наличие инструкций к электронике на борту яхты. Включите приборы, которые регистрируют направление и скорость потоков ветра, и проверьте их исправность.

9. Палуба.

Посмотрите, натянуты ли леера, и с какой силой. Убедитесь, что якорь надежно закреплен, и включите брашпиль, чтобы посмотреть, как работает спусковая система. Проверьте цепь и веревки, на которые крепится якорь, систему вентиляции, чтобы она не пропускала воду. А также проверьте герметичность люков, вылив на них воду.

10. Мачта.

Проверьте, натянут или нет стоячий такелаж. Убедитесь, что паруса не перетрутся, и поставьте специальное устройство, которое защитит их. Убедитесь в законтренности винтовых талрепов. Зафиксируйте краспицы, чтобы их не сдуло при сильном ветре. Проверьте состояние оборудования, которое находится на топе мачты. Убедитесь, что устройство для сложения парусов работает исправно.

11. Такелаж и паруса.

Проверьте целостность швов и лат, функциональность грота. Убедитесь, что система сворачивания площади парусов работает правильно, и что на борту есть хоть один человек, который знает, как с ней управляться. Осмотрите шкоты и фалы на целостность, нужно, чтобы они свободно ходили и не изнашивались. Посмотрите, чтобы все крепежи были надежно зафиксированы, иначе рискуете потерять все, что плохо закреплено.

12. Навигация.

Проверьте наличие нужного оборудования у штурманского стола. Найдите свое местонахождение по GPS-системе и посмотрите, чтобы данные с приборов совпадали с действительностью. Проверьте, настроена ли радиостанция.

13. Инструменты.

Посмотрите, есть ли на борту факелы и сигнальные ракеты. Убедитесь, что количество спасательных жилетов соответствует числу пассажиров на судне. Проверьте наличие базовых инструментов для починки механики и посмотрите, какие запасные детали есть в комплектации. Проверьте исправность фонариков и покажите пассажирам, где они находятся. Убедитесь, что срок годности огнетушителя не истек, и на борту есть аптечка со средствами первой помощи. Посмотрите, что есть из провизии и в каком количестве. Увеличьте запас питьевой воды и топлива, пусть лучше они будут в избытке. Проведите инструктаж членам экипажа и проверьте их знания о яхтинге.

Список профилактических мер перед выходом в море можно продолжать вечно. Более тщательной подготовки к яхтингу требует прогулка по морю с детьми. Все это придет с опытом. Главное, убедитесь в безопасности, собственной и членов экипажа, и тогда сэйлинг превратиться для вас в захватывающее приключение, а не в катастрофу на воде.