Раз уж вы взялись за изучение морского дела, рано или поздно в море выйти придется. И здесь два варианта: либо долго корпеть над книжками, схемами и рисунками, заучивая техники и алгоритмы действия в аварийных ситуациях, либо смело бросаться в бой после краткого знакомства с теорией и набираться опыта, изучая книжки уже между делом, вечерами, в плохую погоду.
С чего начать
Без практики теорию усваивать очень сложно – половина будет моментально выветриваться из головы. И, к тому же, яхта не может долго ждать – ее же нужно испытать, чтобы понять, на что она способна (да и вы тоже).
Для начала научитесь чувствовать баланс и скорость лодки. Вот небольшой совет: чтобы судно шло под парусами быстро, нужно сводить до минимума движения пера руля, немного снося румпель в наветренную сторону – это будет минимизировать риски приведения к ветру.
Научитесь закреплять румпель (или штурвал) по миделю (прямо), выбирайте паруса и экспериментируйте с перемещением веса членов экипажа по судну, пока оно не наберет максимальную скорость и будет идти прямо, перейдя из бейдевинда в бакштаг.
Тщательно изучите, потренируйтесь и запомните, как крепятся снасти. Заметьте, при каких условиях кренится лодка и т.п.
Восьмерка
Чтобы быстрее освоить технику владения рулем, попробуйте упражнение фигуру Восьмерка.
Поставьте на поверхность воды два буя (это могут быть заякоренные спасательные круги, пустые коробки от молока, пластиковые бутылки). Расстояние между ними – 4 корпуса лодки.
Сделайте “восьмерку” сначала в одну сторону дважды (нужно огибать буи), а затем дважды – в другую.
Если маневр получился легко, сократите расстояние между буями в два раза.
Таким образом вы отработаете повороты оверштаг и фордевинд, и научитесь контролировать и сохранять скорость.
Спиннеры (делаем 720)
Теперь попробуем отработать те же маневры немного иным способом, который гонщики называют “делать 720”.
Опишите круг таким образом, чтобы получился сначала оверштаг. А затем, уваливаясь и травя шкоты, пока ветер не окажется за кормой, поверните фордевинд. Не теряя импульса (иначе второй цикл маневров не получится), возьмите круче к ветру и повторите оба поворота.
Практика – лучшее, что может быть в обучении любому делу. Не бойтесь пробовать и ошибаться. Чем больше вариантов событий вы отработаете здесь, у берега, когда кто-то может быстро прийти на помощь, тем легче будет на открытой воде в любой непредвиденной ситуации.