Уборка на судне – неотъемлемая часть морского дела. Да и кто лучше вас наведет порядок на собственном судне. Уборка парусов – это первый шаг. Прежде чем травить фал, убедитесь, что один его конец надежно привязан. Чтобы опустить полотнища, лучше использовать передние шкаторины (задние использовать нежелательно).
Спуск стакселя
Проберитесь как можно ближе к носу и ухватитесь за переднюю шкаторину. Если судно достаточно большое, для удобства можно одной ногой упереться в носовой релинг, а другую поставить на штаг – так вы сможете приложить максимум усилий. Тяните вниз переднюю шкаторину. В это время нужно оттягивать один из шкотов – для того, чтобы стаксель не сдуло ветром за борт. Не спешите убирать стаксель, если он сырой. На слабом ветру можно слегка потрясти полотнище либо просто разложить на палубе до его высыхания. После высыхания сложите его параллельно основанию в узкие панели. Затем неплотно сверните и упакуйте в парусный мешок.
Спуск грота
Сначала надо выбрать топенант, затем грота-шкот, либо подвести сектор гика под гик, чтобы избежать его падения после отдачи фала. Если чувствуете, что грот не спускается, дерните его аккуратно за переднюю шкаторину. Не спешите и старайтесь не делать резких движений, следите, чтобы полотнище не снесло ветром. Интересно, что на некоторых яхтах до сих пор используются так называемые ленивцы (lazy). Лэзиджеки (приспособления для рифления и спуска вооружения, значительно облегчающие труд команды) использовали в Чезапике в XIX веке на судах для ловли устриц, но они пользуются популярностью и сегодня.
Как складывать грот – свертывание и укладка
Складывать можно по-разному: где-то его снимают с гика, вынают латы и складывают наподобие стакселя, а где-то просто аккуратно свертывают, найтуют к гику и покрывают чехлом. Какой способ выбрать – вопрос личного удобства.
Чтобы закрепить грот, разместите его полотнище к корме таким образом, чтобы оно свисало с одной из сторон гика свободными складками. Лучше свешивать с подветренной стороны. Начните сворачивать с мачты: ухватитесь за отрезок у основания грота шириной 2-3 фута, стащите его с гика и сложите в карман гамачной формы. Остальная часть тоже потом вся войдет туда. Двигайтесь по направлению к корме до тех пор, пока все полотно не ляжет аккуратной колбаской на верхнюю часть гика. Теперь нужно связать его сезнями (специальными веревками, с помощью которых парус подвешивается к рее): заведите сезень на парус снизу, обхватите гик, теперь перекрестите веревку, опять спуститесь вниз и проведите под гиком, теперь снова вверх и скрепите рифовым узлом. Расстояние между сезнями – 1-1,5 метра.
Можно поступить немного проще и выполнить укладку грота – полотнище просто свободно укладывается на гик полосами (одна на другую), а затем связывается. И при первом, и при втором методе латы остаются на месте, но располагаются вдоль грота. Не забудьте укрыть чехлом, чтобы защитить его от солнца и грязи.
После уборки парусов не забудьте привязать фалы к любым креплениям, но подальше от мачты (парусными концами), затем уберите слабину, зафиксируйте ванты и уложите все шкоты.
Принайтовьте руль по миделю, поднимите шверт, осушите днище, закройте забортные клапаны и отверстия ниже ватерлинии, проверьте водоотливные отверстия в кокпите, отключите системы электроснабжения и подачи топлива, задрайте люки. Осталось только помыть палубу свежей водой, накрыть чехлом кокпит и оставить яхту отдыхать до следующего выхода в море.