С окончанием погожих дней и наступлением зимнего сезона, судовождение для рекреационного флота, тоже заканчивается. Суда вытаскивают на берег для того, чтобы привести их в порядок, подремонтировать, при необходимости, в общем подготовить к следующему сезону.
В холодное время года на водоеме становится прочный непроходимый лед, что делает навигацию невозможной. Наступление календарной весны не меняет ситуацию, поскольку сезон теплых дней наступает ближе к апрелю. Недостаток теплого времени года заставляет задуматься о покупке лодки-вездехода, которая могла бы ходить по льду.
Такой лодкой является судно на воздушной подушке или аэролодка. Любителям активного отдыха хочется выходить в плавание независимо от погодных условий. На аэролодке есть возможность перемещаться по болотистой местности, льду и отмелям.
Эти суда повсеместно используется государственными службами для особых целей.
История лодки, парящей над водой
При движении аэролодки кажется, что она не идет по воде, а парит над ней. Происходит это за счет попадания сдавленного воздуха под корпус судна. Именно эта техническая особенность лодки и позволяет ей перемещаться по любым типам поверхности. Аэролодки прочно вошли в жизнь людей, так или иначе связанных с водной стихией. Они весьма полюбились военнослужащим, спасателям, любителям рыбалки и охоты. Лодки на воздушной подушки широко применяются в районах с проблемным рельефом местности для перевозки пассажиров. В общем, аэролодки стали настоящей находкой и палочкой-выручалочкой в трудных ситуациях.
Над созданием этой чудо-лодки трудился целый штат ученых. Первым идею подал философ, швед по национальности, Эммануил Сведенборг. Случилось это еще в начале восемнадцатого века. Задумку подхватили британские ученые, инженеры из Австрии, Франции и наш соотечественник Константин Циолковский. В то время воплотить в жизнь идею о лодке, парящей над водой не удалось по причине недостаточности технологий.
Только в начале прошлого века австрийский инженер Дагоберт Мюллер фон Томамюляв сделал первый глиссер торпедного типа, который работал посредствам нагнетания воздуха под днище конструкции. По замыслу изобретателя, основным достоинством судна должна была быть скорость. К сожалению, испытания судна прошли неудачно, планируемая скорость достигнута не была и проект закрыли. Однако, работа над аэролодкой продолжилась.
Впервые пробный образец аэролодки был сконструирован в середине двадцатого века. Это было судно скегового типа. Руководил работами советский инженер-конструктор Владимир Левков. Немного позже английский инженер запатентовал аэролодку соплового типа. Основу конструкции составляет прорезиненная ткань на корпусе, что позволяет развивать катеру большую скорость. Этот принцип работы применяется до сих пор.
В наши дни существует многообразие судов этого типа, предназначенных для различных целей.
Современные аэролодки
За прошедшие полвека технологию производства аэролодок усовершенствовали. Эти лодки стали полноценным транспортом с крепким надежным металлическим корпусом, с маршевыми винтами и силовой установкой. Эти суда изготавливаются только на заказ, поэтому двух одинаковых лодок быть не может. Причем, заказчик контролирует весь производственный процесс. Предпочтения клиента ограничивает только его финансовые возможности и регламент классификационной совокупности. Лодка еще на стадии проекта согласовывается с заказчиком. Ведь, если изменить конструкцию судна, то это повлияет на качественные специфические характеристики лодки.
Суда на воздушных подушках призваны работать в чрезвычайных условиях, поэтому комплектации катера уделяется наибольшее внимание. Все детали должны быть крепкими и прочными, но в то же время легкозаменяемыми в случае ремонта. Большую часть запасных частей можно приобрести в автомагазине, так как бывают ситуации, когда лодка ломается посередине водоема и ей требуется срочный ремонт.
Среди судов на воздушных подушках популярность завоевали лодки соплового типа. В такой конструкции воздух удерживается юбкой. Этот механизм весьма надежен, при поломке отдельных элементов, можно легко их починить. Например, если секция юбки оторвалась, то есть возможность исправить это, пробив отверстие, прикрепить ее на место.
Сопловый вариант конструкции имеет возможность перемещаться не только по воде, но и по земле, а также по болотистой местности. Сгековые аэролодки такими качествами не обладают. В сопловой конструкции лишнее давление поднимает судно над поверхностью земли, трение сводится к минимуму. Возвышенность, которую может преодолеть лодка зависит от высоты юбки, на которую оно способно подняться. Чаще всего, эта высота не превышает одного метра.
Подушки набирают колоссальную скорость за счет скольжения по воздуху, то есть контакт с поверхностью практически отсутствует.
В конструкциях, где есть баллоны, при управлении судном, можно регулировать их давление как на автомобильных шинах. Если лодка перемещается по воде, то давление можно сделать посильнее, а если на пути существуют преграды, тогда давление лучше убавить, во избежании аварии. Гибкое ограждение в конструкции судна является тем элементом, который приходится постоянно менять, так как после преодоления преград оно стирается или рвется. Хотя аэролодка способна продолжать путь даже после повреждений.
Механизм управления аэролодкой
Управление лодкой, на первый взгляд, похоже на управление автомобилем, та же знакомая панель с приборами. Но, это не соответствует действительности. Если повнимательней посмотреть на приборы, то можно обнаружить незнакомые элементы управления. Так как аэролодка является немного летательным аппаратом, то педали газа и руля мало, чтобы управлять ею. Двинуться вперед на аэролодке возможно только настроив шаг винта, помимо добавления газа, а чтобы осуществить поворот необходимо иметь опыт в управлении этой чудо-машиной.
Ввиду того, что лодка не контактирует с поверхностью земли, мало просто повернуть руль в нужную сторону, для осуществления поворота. В этом случае лодка продолжит двигаться, только боком. Для того, чтобы повернуть, необходимо накренить катер в нужную сторону, добавить газ при перекладке рулей. Для лодки на воздушной подушке скорость в сто километров в час является не пределом.
Одна из особенностей аэролодок в том, что при боковом ветре их клонит в сторону, а встречный ветер попросту тормозит судно. Выезд на берег при условии короткого, даже крутого подъема, не составляет труда для аэролодки, а вот длинный подъем для судна является проблемой. Привычный тормоз на аэролодках не предусмотрен, поэтому при остановке судна, нужно быть готовым к длинному тормозному пути. Связано это опять-таки из-за отсутствия постоянного контакта с поверхностью. Наиболее действенный способ остановки – это развернуть лодку на сто восемьдесят градусов и остановить маршевые винты.
Отечественные производители аэролодок
В нашей стране не возникает проблем с поиском компании-производителя лодок на воздушных подушках. Во всемирной сети множество заманчивых предложений и огромный ассортимент отечественных деталей для сборки судна. Спрос на чудо-лодки, способные передвигаться в самых экстремальных условиях порождает многообразие предложений. Например, «Christy Hovercraft» является Питерской компанией, производящей пассажирские суда катерного типа, до двенадцати посадочных мест, развивающие скорость до ста километров в час. Судно способно выдержать до тонны веса.
Судостроительная компания «Нептун», расположенная в Ленинградской области, выпускает пассажирские и специальные аэролодки. Число посадочных мест пассажирских катеров – до тридцати девяти. Скорость судов достигает семидесяти километров в час. Катер способен выдержать две тысячи килограммов веса.
Нижегородская Опытно-Конструкторская группа «Сплав», специализируется на изготовлении лодок для частного пользования до четырех посадочных мест, развивающих скорость до восьмидесяти пяти километров в час.
Лодка может выдержать не более четырехсот килограммов живого веса.
Фирма «Аэроход» также, находится в Нижнем Новгороде, выпускает пассажирские суда, способные принять на борт до сорока восьми человек. Скорость катеров достигает ста девяноста километров в час. Суда этой компании способны выдержать до шести тонн веса.
Иркутская компания «Аэротрейд» выпускает специальные катера, а также пассажирские с числом посадочных мест до девяти. Развиваемая катерами скорость доходит до ста восьмидесяти километров в час. Лодки способны выдержать до двух тонн веса.
Фирма «РосПромРесурс», которая находится в Нижегородской области, изготавливает специальные лодки для геологоразведки, грузовые катера и пассажирские, способные принять на борт до восемнадцати человек., и выдержать две с половиной тонны веса. Максимальная скорость судов – семьдесят километров в час.
Красноярская компания «Север» выпускает суда для частного пользования экстра-класса, вместительностью до семнадцати человек, способные выдержать до двух с половиной тонн веса, и развивающие скорость до ста пятидесяти километров в час.