Электронные карты, эхолот прочно вошли в жизнь современного яхтсмена. На карте любое место выглядит привлекательно: защищенно и комфортно. Места вокруг островов отмечены синим цветом, а информация о глубинах отсутствует. Благодаря краудсорсингу сотни яхтсменов делятся собственными наблюдениями и исследованиями, добавляя их на современные карты.
Выход на остров
Утром был запланирован поход на уютный островок. Для этого приготовили только одно судно, экипаж которого рано поднялся с постели, готовясь к увлекательному путешествию. Карта не могла подсказать как лучше идти к острову. Пролив между островами был отмечен на карте голубым цветом, а это означает, что глубины в проливе различны: от ноля до трех метров. Пройти по проливу возможно при помощи мини-гидрографа.
Впереди яхты идет тузик с эхолотом, связанным с навигационным приложением по сети. Прибор измеряет глубины и выводит показания на экран планшета. Спустя полчаса имеется информация по безопасному проходу по проливу. Данная техника называется Sonar Charts Live, выпускается она фирмой Navionics. Небольшого размера эхолот, производства компании Vexilar, под названием Sonar Phone T-Box стоит сто пятьдесят евро. Чтобы видеть показания эхолота понадобится навигационное приложение в компьютере или планшете.
Данная система особенно полезна там, где имеются мелководья и очень мало гидрографической информации. Адмиралтейства, стараясь сэкономить, промеряют глубины только в районах популярных морских маршрутов. Подобные исследования стоят дорого. Но, даже данные на основных морских магистралях часто бывают устаревшими и не соответствующими действительности. Поэтому отправляясь в дальнее путешествие не лишним будет взять с собой эхолот. В настоящее время появилась возможность исправить положение вещей и измерять глубины самостоятельно. Практически все крупные суда оснащены эхолотами, устройствами, которые способны сохранять данные без дополнительного оборудования.
Так что каждую неделю на электронных картах может появляться обновленная информация о морских глубинах.
Open Sea Map – сбор данных
Знаменитым проектом по сбору информации о глубинах, который работает по принципу краудсорсинга является Open Sea Map. Краудсорсинг – это сбор картографических данных усилиями яхтсменов. Любители морских путешествий самостоятельно исследуют морские глубины и наносят их на современные карты. Актуальнее всего такая работа в местах, где глубины никогда не измерялись и данных о них нет вообще. Изначально исследователи общества Open Sea Map ориентировались на ту информацию, которую предоставляли яхтсмены. Для этих данных был специально разработан эхолот. В настоящее время информация поступает не только от любителей яхтинга, но и от специализированных гидрографических организаций.
Таким образом общественная организация получает очень подробную информацию о глубинах. При этом возникла проблема с обработкой этой информации, Open Sea Map не обладает ресурсами, чтобы обрабатывать данные в полном объеме. В Британии существует аналогичный проект под названием Team Surv. Английские яхтсмены собирают информацию, которая потом обрабатывается и корректируется, при этом учитывается время и высота прилива. Делается это с целью гарантии точности до двадцати сантиметров. Сейчас эту информацию собирают двести судов, в числе которых торговые корабли и исследовательские яхты. Желающим принять участие безвозмездно выдается специальный модуль, чтобы записывать показания эхолота.
Организация Navico и Navionics
Совсем недавно несколько компаний, выпускающих специальную аппаратуру позволили своим клиентам самостоятельно собирать данные о морских глубинах и вносить изменения и дополнения на мировые карты. Это американская фирма Navico и итальянская Navionics. Итальянские производители назвали это Service Sonar Charts. Посредствам сайта фирмы данные эхолотов загружаются яхтсменами на сервер, а там генерируются навигационные карты в электронном виде, которые доступны всем яхтсменам. Карты можно загрузить в планшет или плоттер. Компания обрабатывает полученные от яхтсменов данные для того, чтобы исключить действие приливов, но сгоны воды и ветровые потоки не учитываются.
При помощи обработанной карты, выяснить сколько замеров и в какие годы они производились не удастся. Так что считать эти данные стопроцентно точными было бы опрометчиво. Представители Navionics предупреждают яхтсменов, что нельзя забывать об официальной картографии, а общественные карты использовать для создания единого мнения об обстановке. Создавая собственные карты, американцы также используют данные эхолотов Lowrance, B&G и Simrad. Сбор и обработка информации происходит также: данные загружаются на сервер фирмы. Этот процесс происходит автоматически, после того, как судно приходит в порт.
Благодаря автоматической обработке, спустя сутки обновленную карту можно загружать в плоттер.
Дополнения
Есть возможность дополнительно получить данные, которые загружали другие яхтсмены. Таким образом, можно получить данные до начала путешествия. Карты Genesis Insight, в отличие от общественных данных компании Navionics, показывают изобаты там, где есть официальная информация о глубинах. Так, становится заметнее объем данных, которые были получены от яхтсменов. Информация от яхтсменов ограничивается внутренней акваторией, судя по информации от компании Navico. Связано это с тем, что клиентами этой фирмы в больше своем являются рыболовы, которые занимаются промыслом в озерах и устьях рек. Неплохо было бы исследовать морские пути, которые чаще всего используются яхтсменами.
Норвежские специалисты уверены, что вдоль побережья Норвегии имеется много опасных мест, которые до сих пор не отмечены на картах. Для устранения этого упущения местным властям потребуется порядка тридцати лет. Чтобы решить эту проблему и устранить пробелы, целесообразнее всего будет прибегнуть к помощи яхтсменов. Однако, норвежское законодательство не позволяет этого сделать. По законам этой страны и соседних государств, чтобы провести исследовательские работы необходимо сначала пройти процедуру регистрации, которая является весьма долгой и объемной. Компания Navionics в целях обойти бюрократические преграды развернула деятельность и призвала своих клиентов отмечать на картах отмели и камни, которые ранее не были отмечены. Эта информация сразу доступна для всех клиентов компании Navionics.
Обход законодательства является корректурой личного характера, а потому не является нарушением закона. Общественный сбор информации очень важен и полезен, краудсорсинг обладает огромным потенциалом, а благодаря всемирной сети яхтсмены могут легко обмениваться информацией о глубинах и данными об отмелевых участках. Скорее всего, уже в ближайшем будущем краудсорсинг приобретет широкое распространение и прежде чем выйти в акваторию, человек будет загружать последние данные, собранные яхтсменами. Следует помнить о том, что эта информация не является точной на сто процентов, поэтому использовать их в качестве основного навигационного средства нельзя. Когда станет возможным очищать данные, собранные яхтсменами от влияния приливов и ветров, тогда можно говорить о надежности краудсорсинга. А сейчас подобные карты лишь облегчают навигацию.
Главные трудности
Матиас Ионас, занимающий пост заместителя директора немецкой службы мореходства и гидрографии объяснил, в чем состоят главные трудности при создании одной, общей карты на основе различных данных, предоставляемых яхтсменами. Детальность исследований весьма актуальна в наше время. Краудсорсинг существует и развивается очень давно, еще в середине XIX-го века американский путешественник начал собирать различные данные на акватории: направление ветров и течений. Он наносил свои исследовательские данные на карты. Позже его дело было продолжено другим мореплавателем Вильгельмом фон Фрееденом и организацией DeutscheSeewarte. Разница в том, что в те годы данные наносились на бумажные карты, а сейчас цифровые технологии значительно облегчают процесс сбора и обработки данных. Собирать данные для общего пользования является весьма полезным делом. Хотя свои нюансы имеются.
Новые карты, с морской точки зрения, мир еще сможет лицезреть еще долгое время. Аппаратура лишь замеряет расстояние от поверхности до дна и таким образом определяются глубины. Необходимо учитывать скорость судна, на котором установлен эхолот, делающий замеры. В этом плане проблем очень много: положение уровня поверхности воды на момент измерений, точность показаний прибора и электронных систем.
Чтобы измерять глубины необходимо добиться абсолютной точности.
Для этого необходимо оценить движение судна и разность его скорости, а также распространение звука в акватории в имеющихся условиях, потом нужно скорректировать показания эхолота. Далее нужно объединить все полученные данные, которые были сделаны в разное время, а для этого необходимо привести яхту, на которой делаются замеры к нулевому ординару. Для этой цели применяются наземные коррекционные станции. Любители не имеют таких возможностей.
Однако, яхтсмены делают полезное дело, исследуя глубины и собирая информацию. Посредством этих данных есть возможность найти и устранить ошибки на общих картах. В связи с чем, информация полученная от яхтсменов является очень ценной и полезной. Чем больше данных о ранее неизвестных камнях и отмелях, тем лучше.
Конечно же все акватории сразу досконально исследовать невозможно. Например, данные от российских яхтсменов до 2005 года, не были получены со времен распада Советского Союза. Промерять отмели Балтийского моря немецкая служба мореходства старается каждые тридцать лет, хотя это следует делать намного чаще, поскольку некоторые области, такие как устье Эльбы очень изменчивы. Проблематично проводить исследовательские работы даже один раз в двадцать лет. Это касается всех стран мира, так как все гидрографические службы сталкиваются с аналогичными проблемами. Некоторые специалисты склоняются к тому, что человечество лучше знает поверхность других планет, чем акватории морей и океанов.
В настоящее время, можно с уверенностью говорить о десяти процентах исследованных морских территорий. Это работы, которые проводят официальные службы и организации мировых государств. Поэтому краудсорсинг приносит огромную пользу как большим кораблям, которые ходят по изведанным морским путям, так и небольшим туристическим судам, которые помимо популярных магистралей нередко ходят по неизведанным путям.
Большое количество данных является важным фактором в этом деле. Конечно же количество не означает качество, но проводятся работы по отсеиванию неверных данных. Малоизученные акватории, исследуются любителями и их информация очень важна для мирового сообщества яхтсменов. Если говорить о любительском исследовании Балтики, но на данной акватории маленькие глубины, поэтому требуется высокоточная профессиональная техника для исследования этих районов, а данные любителей не совсем точны. Поэтому информация яхтсменов об исследовании этой акватории не будет полезна.
А вот в целом работа яхтсменов по исследованию глубин и отмелей полезна, за краудсорсингом будущее.