Турецкий северный Кипр не особенно популярен у яхтсменов в отличие от остального побережья Турции, которое освоено отечественными туристами вдоль и поперек. О первых впечатлениях рассказал А. Шварко, посетивший эту часть острова в составе архипелагской экспедиции.
Когда в планах клуба появилось предложение – включить в маршрут очередной экспедиции , участники восприняли его без восторга. Причина была проста – длительные переходы в условиях открытого моря, маршрут сам по себе новый. Да и военные действия, хоть и закончившиеся почти полвека назад, вселяли некую степень опасения. Но привычка к освоению непривычных мест взяла верх, и экспедиция пошла по предложенному маршруту. Тем более, что после разделения острова между турками и греками, самые привлекательные для исследования территории остались именно на северной части острова. Конечно, захотелось все увидеть своими глазами и создать личное впечатление.
Старт был дан в Фетхие. Аэропорт и обширный чартерный флот для выбора подходящей лодки определяют выбор этого города для начала путешествия. Для постепенного «вхождения» в маршрут был выбран порт в семидесяти милях от города, Фенике, этого расстояния как раз хватило, чтобы освоиться и потренироваться. Выбор лодки труда не составил, местный порт обширен, и можно присмотреть судно на любой, самый взыскательный вкус.
На Кипре есть что посмотреть, два дня, проведенные на суше, оставили только приятные впечатления. Остров изобилует историей.
Упоминание о Киринеи, например, относится к Х веку до нашей эры, это впечатляет и не может не вызывать интерес.
До Гирне переход был уже более протяженный. Кирения, древнее название, открывает мореплавателям выход в открытое море. Более ста миль путешествия – серьезное испытание, но цель была именно такая: дать возможность шкиперам набраться опыта в открытом море, возможность управлять и организовывать быт во время дальних походов.
Немного из истории
Город назван в честь греческой богини Афродиты, вышедшей на берег где-то рядом, еще ее называли – великолепная Кериниана. Остров находился во владении финикийцев, затем – римлян. После развала империи на две части , остров надолго перешел во владение Византии. Удобное расположение всегда привлекало внимание, интерес к нему проявляли политики, финансисты и просто разные авантюрные личности.
Кипрское Королевство, существовавшее на острове, возглавлялось родом Лузиньянов, а после начала пятнадцатого века, на нем прочно утвердились представители Венеции. Они придали Кипру статус важной стратегической базы, которая играла ведущую роль в их экономическом развитии. Вторжение турков было жестким и бесцеремонным, они освободили остров от прежних владельцев и подчинили его себе вплоть до середины XIX. В этот период был построен и введен в действие Суэцкий канал, ставший объектом пристального внимания Великобритании.
Исторические переходы острова от одного владения к другому, не могли не отразиться на его общественной жизни. Например, считается, что прообразом шекспировского Отелло, был венецианский правитель, живший на острове в городе Фамагуста. Об этом существует много легенд, фантазии автора были настолько велики творчески, что вероятно так и было. Свидетельством тому одноименные названия башен и фрагментов крепостных укреплений – «Отелло», их знают под этим именем .
На острове великое множество интереснейших исторических мест. Если вы знаток или просто любитель, скучно не будет. Саламин, известный проповедованиями апостолов Марка и Варнавы, расположен в нескольких минутах езды от Саламина. А в самом городке есть часовня с гробницей мощей святых. Амфитеатры, бани и базилики – древние строения хорошо сохранились в городе. Можно увидеть отголоски битвы при Саламине, знакомую по школьной программе. В ходе сражения диадохов, Антигон провозгласил себя царем и единственным наследником Александра Македонского.
Стоянка
Что не очень хорошо – немногочисленность яхтенных стоянок. Наиболее удобной показалась нам Гирне, ее и выбрали для передышки. Небольшая марина в Фамагусте есть, но ее особенность – это расположение внутри местного порта, а отсюда и ряд неудобств для выбора. В Гирнеже их две. Первая расположена в старой городской гавани, вторая – в местном порту, недалеко от центра города. В гавани шумно до самой ночи, если выбирать местом стоянки ее, это нужно брать во внимание. Инфраструктура, присущая современным маринам там отсутствует, да и заход небезопасен для килевых яхт – тесно.
В порту стоять комфортнее, есть несколько яхтенных пирсов, но незащищенность от северных ветров может вызвать трудности при заходе в порт. С расстоянием здесь все обстоит хорошо, маневрировать можно спокойно, да и условия приличные – душ, туалет, таможня, все есть.
Особенность прохождения границы – отсутствие виз, здесь они не требуются, Кипр является отдельным государством.
Процедура прохождения – обычная: сначала заполнение документов, потом на борт должны подняться таможенники, далее капитан с паспортами все присутствующих отправляется к пограничникам, где ставит отметки о прибытии. Привычный штамп не ставится, взамен выдается вкладыш. Но не это самое интересное. Время и стоимость, именно эти две составляющие процедуры удивили, если не сказать – возмутили. Местная таможня работает только в рабочее время!
Если вы прибыли на славный остров, скажем, в праздничные дни, или после окончания трудового дня, офицеры-пограничники прибудут на место службы. Но стоимость, которую нужно будет заплатить – повергнет вас в шок. В нашем случае это обошлось дополнительно в пятьсот евро с яхты. Причем все это совершенно официально, с выдачей соответствующих квитанций. Если вы отправляетесь на Кипр, планируйте маршрут, чтобы время выпадало на рабочие дни, так вы сэкономите средства. Заранее проверьте все необходимые документы на яхту: лицензию, страховые полисы, остальные судовые документы. Двойной контроль здесь обычная практика, проверяют все тщательным образом.
Что удивило – наличие на всем острове электрических розеток с тремя фазами. В марине, правда, обычные. Но если возникнет необходимость в ресторане подзарядить телефон – ищите переходник. Если брать напрокат машину, нужно иметь навык левостороннего управления. По стоимости вроде и недорого взять автомобиль (20-30 евро), но брать нужно сразу на три дня. Евро принимают везде, но можно обменять и на местную валюту – турецкую лиру.
В обратную дорогу
Обратный путь проходили через Кемер, осознанно из-за розы ветров. Между Турцией и Кипром, в проливе, наиболее часто дуют западные ветра. Двигаясь на восток, их препятствие вы не ощутите, а если в обратный путь – нужно забирать к северу, чтобы создать лавировку для основного галса. В нашем случае присутствовал момент везения – ветере был благоприятен в обоих направлениях. За это время мы насладились красотами Кемера, побережье удивительно красиво – скалистые высокие горы, сосновые леса, многообразие живописных бухт, отличный аргумент для посещения мест Кемера. Да и пограничные формальности здесь по времени гораздо привлекательнее выглядят.
В общем, акватория спокойная, без сложных навигационных условий, загруженности судоходства. Именно это подходит для накопления морского опыта. По пути есть еще легендарный остров Кекова, где древний ликийский город в результате землетрясения опустился под воду. Каш – очень симпатичный и уютный городок, Кастелоризо – связанный с русской морской историей, заслуживает отдельного внимания.
Архипелагские экспедиции флотилий русского крейсерского клуба, так называемые коллективные, в основном посвящались знаковым событиям в русской истории. Само название «архипелагские» пошло от исторического путешествия флота на востоке Средиземноморья. Русские моряки в те времена считались лучшими и снискали славу победителей в Чесменском сражении в местах Наварин, Афон и Патрах.
Современные плавания в составе одноименных экспедиций – это дань традициям, способ не забывать об исторически важных событиях.
Фамагуста, основанный египетским царем Птолемеем и расположенный на остатках античной Арсинои, славится древней и непростой историей, в которую вплетены многие народности Европы и Азии. Ричард Львиное Сердце, оказавшийся на суше из-за бури, был неприветливо встречен местным властителем. В итоге возникшей битвы, Фамагуста был завоеван Ричардом, прежний властитель свергнут.
Благополучие городу, как ни странно, принесли беженцы, собравшиеся здесь с надеждой возвращения в Палестину, вынужденные покинуть Святую Землю после Крестового похода. Леонардо да Винчи в середине XVI века лично участвовал в укреплении города, в основном это выражалось в мудрых советах действующему архитектору по обустройству артиллерийских позиций.
В итоге крепость с честью выдержала продолжительную осаду турок и пала лишь после потери гарнизоном большей части воинов.
Бывший готический собор Святого Николая расположен в самом центре крепости. В свое время он был завоеван и переделан в мечеть Лала Мустафы Паши. Привлекает внимание и греческая церковь Святого Георгия, украшенная уникальными фресками. Дворец венецианского правителя Джованни Ревьере и сквер с мраморным саркофагом – дополняют список достопримечательностей.
Впечатления от поездки
В общем, увлекательное получилось путешествие. Риск нового маршрута себя оправдал. Так что искренне советуем не пренебрегать посещением этих мест. Все, что было запланировано, в основном успешно воплотилось. Опыт управления и навыки судовой жизни, участники похода приобрели. Новые впечатления были получены. Самое приятное, что обошлось без значительных происшествий и поломок, лодку сдали в целости и сохранности и благополучно вернулись домой. Так что, если у вас в планах есть посещение северного Кипра, советуем, удовольствие и впечатления обеспечены. По финансовой стороне затрат. Самое неприятное было в дополнительной оплате прохождения таможни в неурочное время, все остальное из бюджета нас не выбило.
Иногда еще его называют «непризнанная» турецкая республика. Что касается комфорта, откровенно – здесь его меньше. Так что приверженцам «все включено» перед дорогой стоит основательно взвесить все за и против. Зато природа, море, пляжи – на высшем уровне, вне всякого сомнения. К тому же эта часть страны является в туристическом плане менее загруженной, здесь проще в разгар высокого сезона забронировать место в отеле. Лето продолжительное, с мая по октябрь, а зимы достаточно теплые.
Если не ставить целью пляжный отдых, то весьма комфортно посещение после сезона.
Одно можно утверждать точно – самое интересное место – Фамагуста. Некоторые еще называют его городом «силы». Только здесь можно посетить более двух десятков исторических памятников, возраст которых более нескольких сотен лет.