Любитель, желающий построить лодку самостоятельно, сталкивается с дилеммой: какой материал выбрать для своего детища? Судостроительная индустрия отдает предпочтение материалам из которых выгодно строить с экономической точки зрения. При индивидуальном строительстве лучше всего строить лодку из древесины, так как подобная конструкция будет легкой, но в то же время надежной.
Правильно выдержанные пропорции массы корпуса и размера судна дадут добротность и прочность, что в свою очередь благоприятно повлияет на срок эксплуатации лодки. Не стоит выбирать такой материал как стеклопластик. Во-первых, по причине того, что для работы с этим материалом требуется профессиональное оборудование, а во-вторых, нужен большой опыт работы с этим материалом. Со стеклопластиком путь работают специалисты в этой области. Кроме того, этот материал суперпрочным не является и о нем имеется ряд негативных отзывов.
Судостроительное сырье
Еще одним материалом, применяемом в судостроительстве является армоцемент. Но, для самостоятельной постройки судна этот материал не подходит по причине большого веса и скрытых недостатков, которые выявляются через годы эксплуатации уже готового изделия. Алюминиевый корпус обойдется дороже, чем корпус из стеклопластика, но смастерить его самостоятельно будет проблематично. Сталь привлекает своей прочностью, долговечностью и бюджетностью, но для самостоятельной постройки использовать этот материал тоже будет непросто.
Подобный корпус необходимо будет утеплить и постоянно следить за состоянием судна, так как стальной корпус подвержен коррозии.
Таким образом, древесина является самым надежным и древнейшим судостроительным сырьем. Она популярна даже невзирая на то, что современное судостроительство применяет инновационные материалы. В последнее время в мире стали очень популярны экологические суда, в связи с этим деревянные катера и яхты снова в чести. Они отличаются не только своей экологичностью, но и прочностью и легкостью.
Принято считать, что построить судно из другого материала, которое обладало бы подобным удачным соотношением водоизмещения и длины ватерлинии невозможно. Такое судно получится только из дерева. Лодки из древесины очень легкие, хотя из алюминию получится легкое судно. Разница в том, что яхта из алюминия не такая долговечная, как из древесины. Судно из металлов гораздо тяжелее, чем из дерева. Яхты из пластика и армоцемента тоже тяжелее, чем деревянные лодки.
Преимущества древесины
Несмотря на то, что дерево впитывает воду, оно не подвержено эрозии за счет своей структуры. Единственное, что грозит деревянной лодке – это гниение, но этот процесс можно контролировать, периодически проводя профилактику судна путем обработки специальными средствами. Разность в прочности между волокнами древесины является природным недостатком материала, но современные технологии позволяют устранять его, делая древесину уникальным материалом для судостроения.
Благодаря инновационным технологиям дерево не деформируется под воздействием влаги. В наши дни используется метод постройки с использованием фанеры или специальной обшивки, что существенно отличается от традиционного метода строительства лодок. Деревянные суда по стоимости превышают пластиковые примерно на 30%. Это связано с трудоемким процессом создания деревянной яхты или катера. Несомненным преимуществом является и то, что работать с деревом всегда приятно, а кроме того, не вредно для здоровья. Результат такой работы всегда приятно радует.
Сделанная из дерева лодка будет работать бесшумно, поскольку древесина обладает природной шумоизоляцией. Деревянный корпус поглощает вибрацию во время движения. Путешествовать на деревянном судне гораздо приятнее, чем на судне, построенном из другого материала. Особенно приятно, плыть в лодочке, построенной своими руками.
Дерево веками остается самым востребованным материалом среди любителей водной стихии, которые все привыкли делать своими руками.
Материал, созданный самой матушкой-природой остается самым популярным в судостроительной сфере. Человек пока не создал ничего подобного. Синтетические материалы, которые сегодня используется верфями ни в какое сравнение не идут с древесиной по качеству и свойствам. Древесина способна быть даже крепче стальных сплавов. Судно построенное из хорошей, высококачественной древесины будет легче стали и гораздо прочнее. Главное, соблюдать технологию при работе с деревом.
Секрет древесины
Основным секретом этого материала является особое строение его структуры. Трубочки и каналы, пронизывающие структуру дерева расположены ровно и идут в одном направлении. Они занимают половину веса материала и сформированы из длинных цепей, а ячейки соединяясь. образуют волокна, которые в толщину не превышают одного миллиметра. Это удивительно и чудесно, что такая сложная конструкция древесины делает этот материал очень прочным, но в то же время легким. Соединительным материалом волокон дерева является лигнин. Это вещество имеет свой вес, который составляет четверть от общего веса дерева. Именно эта уникальная структура и делает материал прочным, но легким. Дерево по прочности можно сравнить с алюминием. Структурированность волокон такова, что разрушение материала полностью невозможно.
Древесина разрушается постепенно и не полностью. Процесс гниения растягивается на долгие годы. Скрепленные лигнином трубочки предотвращают полное разрушение структуры дерева. На процесс разрушения влияет множество факторов. Поэтому очень важно, при работе с деревом пропитывать его специальными веществами, чтобы материал дольше прослужил. Исходя из практики, судно, построенное из дерева может пребывать в пресной воде, не теряя своих качеств и свойств порядка тридцати лет при правильном уходе за лодкой. По истечению этого срока древесина начинает постепенно разрушаться и судну потребуется капитальный ремонт. Процесс разрушения зависит от породы дерева. Например, продолжительное воздействие соленой воды на лиственницу способствует повышению прочности материала до окаменения. А тоже самое воздействие на древесину сосновых пород приводит к потере их прочности до 70%.
Разрушительными для лодки из древесины являются насекомые, бактерии, водоросли, но наиболее опасны для дерева – грибы. Возможность заражения спорами материала существует еще в лесу при заготовке леса. Грибы очень быстро размножаются, особенно в благоприятной среде. Лучшее условия для размножения – тепло, именно поэтому считается, что лес, который заготавливался зимой, самый чистый и здоровый. Распознать заражение можно по плесневидному окрашиванию материала. Современная химическая промышленность предлагает массу средств для ухода за деревянной лодкой.
Судно, построенное из древесины своими руками, прослужит долгие десятилетия при правильном уходе.