Против ветра идти довольно сложно, но, все-таки, можно, если постоянно лавировать, поворачиваясь к воздушному потоку то одним, то другим бортом.
Как эффективно поворачивать оверштаг
При смене галса нос лодки разворачивается примерно на 90 градусов, каждый раз пересекая линию ветра. Таким образом, вы идете по зигзагу.
Чтобы не путаться, сразу обратим внимание на понятия, чтобы их не путать: левый галс – это когда потоки воздуха направлены в левый борт, правый – когда дует в правый борт.
Перед тем как начать поворот оверштаг, немного увалите судно, примерно на 5 – 10 градусов, в подветренную сторону – это поможет набрать импульс. Убедитесь, что стаксель-шкоты не спутаны и готовы к травлению. Главное – не зависнуть в левентике, поэтому, когда стаксель начинает заполаскивать, травите подветренный шкот, а затем, перейдя на другую сторону судна, травите другой шкот.
Уделите внимание уваливанию: полученный при нем импульс позволяет выиграть расстояние в несколько корпусов против ветра. А если, поворачивая, вы поставите румпель к подветренной стороне, а штурвал – к наветренной), после этого лодка сможет еще несколько минут идти по инерции, позволив вам немного отдохнуть или уделить внимание другим делам.
Что продвигаться против ветра быстрее, т.е. сокращать дистанцию, лучше делать повороты чаще. Чтобы не сбиться с курса, не забывайте о течении и дрейфе.
Когда нос яхты пересечет линию ветра, пока она не встанет на новый галс, паруса будут заполощены. Потом стаксель начнет наполняться воздухом – в этот момент начните его подбирать. За грот волноваться не стоит – он будет разворачиваться сам, но с раскачивающимся гиком стоит быть осторожными. После поворота лодка немного теряет скорость – увалитесь под ветер, дождитесь ускорения и вновь меняйте курс. Чтобы видеть, на какой курс вы станете после смены направления, проведите мысленно линию по наветренному борту – в данный момент это будет перпендикуляр к тому курсу, который будет после поворота. Или можно мысленно скорректировать компас на 90 градусов.
Как это было раньше
В прежние времена, когда море бороздили клиперы, по ветру они могли мчаться во весь опор, а вот встречные потоки воздуха значительно усложняли им жизнь. Лучшие клиперы могли приводиться аж на 60 градусов, но это стоило больших трудов. Судно медленно поворачивало при заполощенных парусах (кливер-шкоты ослабляли, бизань выбирали на ветер). При пересечении линии ветра команде приходилось потрудиться – моряки травили бизань, выбирали паруса, обстенивали паруса на фок-мачте , брасопили реи грота. Судно почти теряло ход, и паруса медленно разворачивали его. После смены галса фока-реи брасопили и выбирали все паруса. Нередко парусники с квадратным вооружением дрейфовали или вообще не могли развернуться. Отсюда и пошло известное английское выражение: “backing and filling” – “колебание, топтание на месте”.
Куда проще дело обстояло с каноэ, бороздившими Океанию задолго до нашей эры. Самой быстрой и ловкой признается Микронезийская проа, имеющая одинаковое строение с обоих концов. развивая скорость до 20 миль/ч, она несла аутригер. При повороте ветер приводился на траверз, опускались шкоты, в результате паруса заполащивались и судно останавливалось. Галсовый угол переносили на другой конец лодки, и корма теперь служила носом. Тут же рулевой переносит весло туда, где до этого был нос, затем галсовый угол закрепляли, и это нехитрое, на первый взгляд, суденышко ложилось на новый галс.
Одни судна обладают большей наветренностью, другие – меньшей. Например, 12-метровые яхты одного из сезонов Кубка Америки способны были брать к ветру под углом 60 градусов. Другие же, небольшие тихоходные яхты, вынуждены поворачивать под углом 110 градусов. У вас есть отличная возможность испытать свою лодку. Главное – не переусердствуйте и будьте осторожны.