Почти тысячу километров от марокканских берегов лежит один вулканический остров. Этот маршрут туристы считают фаворитом, цепляясь за красочные фото из буклетов турагентств. Но также эта земля стала уютным уголком для реализации самых смелых амбиций яхтсменов. Хотя поклонники атлантических путешествий предпочитают огибать это участок…
Знакомство с Мадейрой
Лодка Йоханнеса Эрдманна отправилась к манящим далям. Горизонт покрыт густым облачным одеялом, скрывая от яхтсменов остров, предпочитающих «сыграть в прятки». Веками земля была скрыта за этой дымкой, который шлейфом тянется с горных вулканических вершин. Этот островок обнаружили в 1419 г., хотя на соседних землях шла вовсю колонизация Канарских земель. Но и в XX веке моряки не сразу обнаруживали архипелаг, несмотря на умную аппаратуру с GPS. Впереди постоянно виднеются облака, не собираясь отступать. Облака словно поселились здесь навечно. Экипаж, вышедший из Лиссабона полон сомнений: где же остров? Правильно ли идут курсом к Мадейре? Однако приходится надеяться на плоттер, ведь техника не может ошибаться – прямо курсу «цветочный остров».
Но близко подплыв к земле, команда не наблюдает цветов, кроме скал. Почему он так назван, непонятно. Мадейру еще называют «тысячеликой». По мнению Платона, именно эта земля – Атлантида, богатая природными ископаемыми, прославившаяся неслыханным плодородием, уникальными животными, растениями, деревцами, дарящими удивительно вкусные и необычные плоды.
Остров разделен на участки, питающиеся от искусственных горных канальцев.
Выход на берег
Обогнув землю с восточной стороны, лодка, оставив туманность сзади, сравнивается с островком, действительно похожим на Атлантиду. Участок планеты «усыпан» жилищами, которые покрыты красной кровлей. Банановые и сахарные плантации уходят веерным ковром ввысь к вершине горы. Остров реально походит на цветочную поляну. Вода с горы течет по маленьким лентам-каналам длиной 2150 км. Потому все растения обласканы водой, не дающей им засохнуть в зной.
Интересный факт! Мадейра – полюбившийся туристам уголок планеты, но у яхтсменов земля не пользуется спросом, что удивительно. Дефицита в гаванях уголок рая не испытывает. От Порто-Санто на востоке островной земли до г. Калеты на западе (30 миль) выстроено пять марин, подходящих для отдыха зимой. Но есть сложность – чартерные лодки в дефиците.
Это островное атлантическое «украшение» с воды смотрится иначе. У побережья швартуются только яхтсмены, которые готовятся к переходу в океан. Вначале лучше остановиться в Квинта-до-Лорде (восточный берег), марину открыли в 2005 г. в качестве части гостиничного комплекса. Гавань имеет презентабельный вид. Хотя приблизившись к отелю, можно усмотреть в нем некие нотки бутафории, лишенной жизни. Возможно, пестрые стены объекта через десяток лет станет комфортным уголком для «приземления». Но марина отличается удачливым менеджментом Кате Карвальо. Этот профессионал каждого гостя радушно привечает.
По ее мнению, яхтсмены – особенный класс людей, интересующихся комфортом. Шкиперы после дальней дороги хотят искупаться в душе, воспользоваться Wi-Fi, вдоволь наесться, запастись ревизией. Здесь все это предусмотрено. Для желающих оставить лодку на длительный сервис гостиница услугу предоставляет. Сотрудники комплекса проверят лодочный такелаж, раз в неделю паруснику будет обеспечена помывка. «Головомойка» весьма актуальна из-за красного вулканического песка, от которого тут сложно укрыться, он повсюду. Мадейра же начинает удивлять истинным лицом в горах, куда добирались по крутому серпантину.
Теперь наверх гости доезжают по шоссе. Автотрассы именуются «Виа Рапида». Одна из дорог пролегла рядом с отельным комплексом. Экстремальные яхтсмены пользуются старой серпантинной дорогой. Правда, надо иметь крепкий желудок, ведь там резкие обрывы и скала, узость колеи будоражит, хоть и вызывает адреналиновый кураж. Но когда выезжает грузовой автомобиль, двум машинам сложно разъехаться.
Однако маневренности стоит поучиться у экстремальных автогонщиков.
Дорога ввысь к вершине горы
Северная часть острова ассоциируется с североамериканскими землями, если смотреть на загорелых людей, плантации и кое-где покосившиеся хижины. У трассы торговал продавец фруктами, предлагавший товар дешево. Предприниматель встретил гостей радушно, рассказывая об экзотических для этих территорий ананасах, бананах. Съедать их он советует сразу, не давая им лопаться. Банан-маракуйя, особый плод острова, с кисло-сладким вкусом тоже впечатляет. Натуральный пляж из песка расположился рядом с мариной. С обеих сторон территория объята скалами. Это было тайное место, куда вхожи были лишь аборигены. Правда, современные туристы не слишком горят желанием посетить место с обилием вулканических отходов. На Мадейру несколько лет назад привезли песчаник, сделав искусственные пляжи, где любят проводить время туристы.
После этой гавани оставшиеся марины довольно бедно выглядят. Большая их часть не приспособлена под швартовку, много камней выстилает зону.
Совет! До отправки в Фуншал рекомендуется остановиться в бухте Байя-де-Абра. Эта бухта расположилась к востоку от указанной выше гавани. В скалах скрывается коллекция пещерных уголков, у берегов которых спокойно пройдет моторная лодка.
Стоянка платная, правда, жители в основном не берут деньги за это.
В этих местах небольшая глубина, у севера острова негде даже кинуть якорь из-за отсутствия бухт, удобных марин. Выйдя отсюда, лодку лучше двигать в западном направлении к бухте Машико. В 1419 г. эти места стали стоянкой для Жуан Гонсалвиш Зарку, который присоединил остров к Португалии. Наиболее древний населенный пункт развился от деревни рыбаков до города. Недавно соорудили портовый мол подлиннее, который стал защитным щитом от атлантических холодных волн. Порт довольно бедный, позволяющий встать на муринг лишь у причала. Док покоится на берегу, саноборудование довольно старое, наводящее страх. Неизвестны перспективы этой гавани…
Стоянка в Машико
Но Машико – стоящее место для того, чтобы кинуть швартовы. Приятная обстановка создается искусственным пляжем, расположенным неподалеку от марины. Запастись провизией удается в супермаркете, помещенном в 900 м от портовой зоны. Гостиница в единственном числе размещает гостей. Рестораны радуют гостей португальской кухней. Кондитерская «Гала» вечерами обретает ресторанный формат. Заведение названо в честь шефа. Повар готовит искуссно, пальчики оближешь! Основное блюдо – рыба-сабля, обитающая только на Мадейре. Это вкусный деликатес, сопровождаемый жареным бананом. При этом цена блюда 9 евро. Рыбу лучше сразу съедать, не углубляясь в познания о ней и ее внешнем виде.
Полным курсом на Фуншал
До Фуншала отсюда рукой подать: 10 миль, так что кранцы снимать не приходится. Но и расслабляться тоже! Приблизительно на полпути разместился аэровокзал, посмотреть на который стоит точно. Зрелище достойное селфи на память. Половина взлетной полосы располагается на ЖБИ-столбах. Диаметр опор – 3 м. В высоту они возвышаются над морем на 50м., потому без страха к ним можно подходить совершенно близко. Под конструкцией работает судостроительная компания, выпускающая лодки между столбами.
Фуншал – крупнейший пункт острова, где живет 112 тыс. жителей. Домики тянутся от самых берегов и до конечных точек гор. Первыми были португальские колонизаторы, выбравшие имя для острова по названию фенхеля. Обилие растений в этом месте впечатляет. В настоящее время отдыхающих здесь много, так что, пришвартовавшись, яхтсмены столкнутся с многочисленными вопросами туристов. Традиционно экипажи оставляют метки на стенах причала, их насчитывается более 100. Старейшую отметку поставили команды более 30 лет. Некоторые люди хотят видеть идеальную лодку, рисуя ее на стене. Есть и те, кто пишет название судна, двигаясь дальше.
Эта традиция наблюдается и на Азорах. С осени по декабрь в сезон трансатлантических путешествий Фуншал встречает парусники, так что яблоку негде упасть. Экипажи движутся на Карибские острова и делают тут стоянку. Потому пришлось сооружать дополнительные причалы для парусов.
Наблюдение! Расширять марину нужно обязательно, но и старые порты забрасывать нельзя. Пирс шаткий, ненадежный, душевые кабины оставляют желать лучшего. К тому же, объекты населены тараканами.
Собственники уже начали сборы денег на реконструкции.
Секреты Старого Города
Старый Город знаменит истинно португальскими ценностями. Улочки выложены булыжниками. Дома украшает аккуратно выложенная плитка. В сезон на местном рынке не протолкнуться. Продавцы владеют английским, немецким, радостно рассказывая о товарах. Частично рынок «наводнен» рыбаками, наперебой предлагающими морские деликатесы. Они ежедневно выкладывают товар. Рыбу разбирают мгновенно, потому лучше прийти рано на рынок для закупок. Туристам рынок покажется музеем с рыбой с острыми зубами. Тут всевозможные виды морских обитателей, но иногда лучше на них не смотреть.
Левады – оросительные каналы пользуются успехом у туристов, с удовольствием прогуливающихся по узеньким дорожкам. Кстати, первые создавались в XVI столетии. Вдоль них утоптаны тропинки. Правда, поначалу придется взобраться на плато Пауль-де-Серра (1278 м). Высота по сравнению с побережьем разная, что сразу ощущается. Отвесные ступеньки из камня с трещинами от времени ведут наверх, где появляется левада, кое-где подернутая мхом. Ширина и глубина левад составляет полметра. Эти каналы доставляют дождевую мягкую воду с севера на южную часть. Ледяная водицы тонкими ручьями весело сбегает с гор. Прогуливаться здесь нужно крепким людям, поскольку полуметровые дорожки тянутся вдоль обрывов. Причем ограждений тут нет, кроме тонкой веревки между прутьями из металла.
Путешествие в Калету
Повернув, можно встретить водопад в 200 м., щедро обдающий брызгами-льдинками со сладковатым вкусом. По возвращении в марину остается вернуться в Калету. Путь проходит вдоль скальной мозаики со спрятанными долинами. Красота впечатляет!
Калета – провинция, некогда цветущая от производства сахара. Однако сегодня туристы кормят жителей. Недавно открытая марина сможет служить официальным портом.
Рядом с гаванью работает хороший мол, где закупают провизию. Отдыхают же на «африканском» пляже, разместившемся неподалеку от портовой зоны. Город лежит на ровной земле, хотя сильное волнение воды не исключается. Причал пугает скрипом при малейшем ветре. В шторм Калета станет ловушкой, дав выбраться только в штиль. Несмотря на красоты острова, яхтсменам хочется на Карибы с их обилием солнца. Однако Мадейра – отличный уголок для подготовки.
Потому можно не заглядывать на Канары, отправляясь через океанические волны.
Вот уже парус надулся от ветра, весело подгоняя лодку. Сзади остается Мадейра. Солнце отражается от красноватых скал, проблескивая в левадах и на листочках растительности. Потрясающая картина! Атлантида или нет, но красиво и нескучно точно. Мадейра обязательно заставляет вернуться, и в этом особенность.
Путь до Мадейры, или как добираются до жемчужины Атлантики?
Большая часть авиакомпаний продает билеты на маршрут, предлагая в Лиссабоне пересадку. Перелет от столицы РФ займет 10 часов. Стоимость билета в оба конца от 730 евро.
О чартере
Выбирать яхту несложно, ведь коллекция чартерных компаний не богатая. В основном предлагается «Oceanis 323». Судно выстроено в 2006г., сдаваемое несколькими агентами. Яхта в идеальном состоянии, в ней есть продуманное оборудование. Здесь аварийный радиобуй, спасательная шлюпка предусмотрены. Заплатить придется за чартерные 7 дней 1805 до 2270 евро, все зависит от сезона. Оформлением чартера удобно заниматься в Сети.
Где встать на якорь?
Соседний остров Порто-Санто вместе с Мадейрой включают пять портов. Это городок Калета, уже знакомая Машико, марина Квинта-де-Лордо и Порто-Санто. Если пройти чуть восточнее, можно наткнуться на стоянку Байю-да-Абру. Понто-до-Соль в 2005 г. построило еще гавань. Однако случился первый шторм, показавший все инженерные огрехи. Потому как защитные сооружения с задачами не справились. Вход в гавань перекрыли громадные осколки сооружений, которые были сломаны волной. Теперь картина представлена руинами, оставляя надежды на восстановление объекта.