Что мы знаем о Мальте? Мини-государство в Средиземноморье, выгодно расположенное на перекрестке морских магистралей из Старого Света в малоизведанные Африку и Азию.
И, тем не менее, великолепное географическое положение сделало Мальту одной из ведущих морских держав Европы, своего рода макси-гаванью как для отечественных судоходных компаний, так и иностранных инвесторов. Чем же так привлекают условия регистрации судов и компаний на Мальте? Почему потенциальные инвесторы из-за границы так и норовят побывать здесь и оформить выгодные сделки?
Преимущества мальтийского флага
Их всего лишь три, зато какие!
Во-первых, на Мальте нет никаких ограничений относительно национальности всего экипажа лодки, включая, конечно же, и капитана.
Во-вторых, не возникнет никаких проблем, если компанию, которая владеет де-юре Вашей лодкой (фирма, конечно же, с мальтийским «паспортом») придется продать или передать ей часть акций.
В-третьих, Вы с легким сердцем сможете продать или же заложить свое судно, неспешно плавающее под флагом Мальты. Никаких налогов платить ни в этом, ни в предыдущем случае не придется.
Как стать владельцем яхты на Мальте?
Данная опция доступна как юридическому лицу, так и физическому, что очень важно. Заметим, что подлежащей регистрации на Мальте яхтой может владеть или:
– гражданин сего островного государства (что, в принципе, логично);
– представитель любого другого государства, входящего в ЕС (при этом на Мальте должен быть зарегистрирован официально его агент, а сам гражданин ЕС его обязан номинировать);
– зарегистрированная на острове компания;
– иностранная компания, которую вносят в судовой реестр как «иностранного собственника» или официального представителя которой на Мальте необходимо номинировать, как и гражданина ЕС.
Необходимые для проведения регистрации документы также отличаются в зависимости от собственника судна.
Как и в других оффшорных зонах, типа острова Джерси или Панамы, регистрация лодки на Мальте предусмотрена как постоянная, так и временная. С Панамой объединяет и то, что временная регистрация обязательна и без нее о владении судном на постоянной основе речи быть не может.
А вот с Джерси объединяют Мальту требования к официальной документации. Так, например, одной общей информации о судне и наличии на нем радиооборудования явно недостаточно. Важным документом является так называемый Тоннажный сертификат (Tonnage Certificate). Если длина корпуса Вашей яхты превышает 24 метра, Вы обязаны предоставить мальтийским органам копию данного сертификата, как только приступили к процедуре временной регистрации. А вот на острове Джерси этот документ нужен уже на второй стадии – постоянной регистрации.
Учтите, что срок действия временных сертификатов – 6 месяцев. Продлить их можно еще на полгода, если Вы предоставите Реестру оригиналы таких документов, как Сертификат об исключении яхты из предыдущего Реестра (Deletion Certificate), Купчую (Bill of Lading) (только при условии, что Ваша яхта б/у) или Строительный сертификат (когда речь идет о покупке абсолютно нового судна), плюс Уведомление о маркировке яхты (Carving and Marking Note), с обязательным подтверждением его признанным сюрвейером или же местным адвокатом.
Примечательно, что и при постоянной регистрации нужна та же документация в полном объеме. К тому же, нужно будет дополнительно предъявить оригинал Сертификата об обмере тоннажа яхты (Tonnage Measurement Certificate of Survey), ну и расстаться с Сертификатом о временной регистрации судна. Не забудьте, что полномочиями на выдачу Tonnage Measurement Certificate of Survey наделены, как признанное классификационное общество, так и подтвержденный государственный сюрвейер. В случае, если Ваша яхта превышает 24 метра в длину, Вас попросят предоставить Тоннажный сертификат вместе со Свидетельством об осмотре судна.
Обновление Сертификата о постоянной регистрации судна на Мальте, то есть Certificate of Malta Registry, происходит раз в год. Для сравнения – в Панаме эта процедура осуществляется в два раза реже, а на острове Джерси – в десять раз реже (то есть раз в 10 лет).
Мальтийский законодатель предусмотрел только два типа яхт, которые могут быть внесены в Судовой реестр, – коммерческая или прогулочная. Яхту для прогулок нельзя сдать в чартер ни при каких условиях, ибо требования к коммерческим судам несколько иные, да и находятся они в юридическом поле международных морских конвенций.
Зато регистрируемые на Мальте лодки не подлежат «дискриминации» по тоннажу или возрасту. Тем не менее, есть ряд нюансов, о которых не стоит забывать. К примеру, Вы являетесь обладателем яхты, построенной после 1 мая 2004 года, то есть официального появления Мальты в Европейском Союзе, с длиной корпуса до 24 метров. Тогда Вам стоит предоставить судовому реестру еще и копию Декларации соответствия нормам ЕС (Declaration of Conformity или же CE Marking). А вот Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (International Sewage Pollution Prevention Certificate) потребуют от Вас только в том случае, если Ваше судно предназначено для перевозки более чем пятнадцати человек.
Регистрировать яхту на Мальте – одно удовольствие! Так что не упустите свой шанс сэкономить изрядную сумму денег и уберечь себя от излишних переживаний. Мальта ждет Вас!