Построенный Lürssen и спущенный на воду в 2002 году как проект 9906, культовый 70,7-метровый Skat сегодня имеет статус, которым обладает лишь горстка яхт в мире. Известная своим привлекательным дизайном, завораживающим чувством таинственности и этой скандинавской прохладой, которую невозможно объяснить, яхта имеет потрясающие бортовые возможности и инновации. Все они столь же актуальны сегодня, как и ранее были новаторскими, когда проект только начал формироваться почти два десятилетия тому назад.
В рамках проекта, возглавляемого брокером Стюартом Ларсеном, команда проверенных дизайнеров вместе с опытным капитаном и менеджерами по строительству была собрана, чтобы построить первую суперяхту владельца на немецкой верфи. Теперь, когда судно впервые на рынке, глаза мира снова прикованы к безупречному судну Skat.
Для дизайнера экстерьера и морского архитектора Эспена Ойно история Skat началась в конце 90-х годов. Покинув Francis Design, чтобы создать себе имя, Ойно добился успеха в Lürssen, подписав свой самый большой проект в то время – 126-метровый Octopus. Skat последовал вскоре после этого. Поскольку владелец Skat происходил из той же части мира, что и проект Octopus, всё произошло благодаря этим связям.
Справедливо будет сказать, что даже по прошествии всех этих лет именно эти два знаковых проекта Lürssen для многих по-прежнему формируют мнение о работах знаменитого дизайнера. Поскольку владелец Skat происходил из мира высокооктановых компьютерных технологий, Ойно пришлось соответствовать скорости работы владельца, что привело к очень динамичному рабочему партнёрству. Результат? Одна из самых технически совершенных и требовательных к дизайну яхт своего времени.
«Во время нашей первой встречи владелец очень подробно рассказал о дизайне. Он не хотел, чтобы Skat был похож на обычную яхту. В то же время он очень логичный человек и хотел чего-то максимально нейтрального. После моей первой встречи я вернулся в Европу, озабоченный тем, как достичь пропорций, описанных владельцем: строительные материалы будут из стали и алюминия, и нам пришлось разобраться с некоторыми сложными формами и изогнутыми поверхностями.
Я видел его четыре недели спустя в Европе, чтобы он изучил первое предложение, и ему понравилось! После этого всё пошло очень быстро, концепция и дизайн были завершены в течение шести месяцев. И до сих пор, много лет спустя, это самый быстрый проект, который мы когда-либо делали». Но не всегда всё шло гладко для норвежского дизайнера и его самого первого завершённого проекта с немецкой верфью — партнёрства, в результате которого с тех пор было построено более 30 суперяхт всех форм и размеров.
«Было много людей, которые были очень удивлены, когда лодка впервые вышла из строительного корпуса и её геометрия стала очевидной. Эту конструкцию сложно понять из 2D-эскиза. И так, когда её впервые увидели, люди говорили: Ого, это очень круто, а я думал, что это будет самая уродливая лодка, которую мы когда-либо строили! В то время я был намного моложе, чем сейчас, и не всегда был настолько уверен в себе. Приятно осознавать, что то, что вы считали правильным когда-то, многие люди принимают и сегодня».
Перенесёмся почти на два десятилетия вперёд – Skat повсеместно считается одним из лучших сокровищ яхтинга. Все эти годы программа Skat эксплуатировалась исключительно в личных целях, и в её основе лежала опытная и преданная основная команда, специальный график технического обслуживания и ремонта и знающие владельцы, которые считают Skat своим вторым домом.
Один из капитанов с самым большим стажем работы объясняет: «Skat уникальна тем, что у неё был только один владелец, который настаивал на её полной конфиденциальности и исключительном состоянии. Она была создана для холостяка, но постепенно модернизировалась за счёт брака и детей, продемонстрировав свою огромную гибкость в дизайне, чтобы справиться с растущей семьей».
Изначально она использовалась в качестве удалённого рабочего места для своего амбициозного владельца, превратившись за долгие годы в полноценную семейную яхту, но что осталось неизменным, так это идентичность судна как пригодного для жилья глобального круизёра. Её эклектичный интерьер Marco Zanini перекликается с целенаправленными элементами, которые делают внешний вид Skat настолько привлекательным, и представляет его в минималистском ансамбле функциональных жилых помещений, разбросанных по четырём палубам.
«Skat была построена как дом, а не как чартерная яхта», – объясняет капитан. «Во время многочисленных ремонтов и обновлений владелец старался отдать должное оригинальному дизайну Skat с его намеком на скандинавскую чистоту, но при этом сочетая комфорт и новые цвета». В конечном итоге дизайн выдержал испытание временем, и с тех пор появилось несколько проектов, которые могут попытаться взять на себя индивидуальность, делающую Skat такой уникальной яхтой. Именно эта индивидуальность и непримиримая крутизна дизайна не позволяют сказать, что Skat был создан более 20 лет назад.
«Люди либо ненавидели, либо любили эту лодку, когда она впервые спустилась на воду», – вспоминает Ойно. «Я переживаю сейчас нечто подобное с Olivia O. Большинство людей её любят, но некоторым она очень не нравится; интересно испытать те же эмоции через 20 лет. В любом случае, я думаю, что это намного лучше, чем просто говорить «о это ещё одна обычная белая лодка».
Внутренняя история
Ойно и Занини работали в тесном сотрудничестве с владельцем, чтобы найти баланс в целостном дизайне судна, и неудивительно, что интерьер следует внутреннему минималистичному подходу, который делает жизнь на борту Skat в течение длительного времени такой приятной. «Владельцы придерживаются основного принципа в интерьере — недопустимость беспорядка. Поначалу это может показаться странным или слишком чистым, но вскоре гости замечают, что всё находится именно там, где нужно, и ценят, что вещи всегда на своём месте», – объясняет капитан.
Удобства тоже были доведены до самого необходимого в изысканном, но не показном дизайне. Полноразмерная каюта владельца и пять дополнительных гостевых кают составляют схему размещения, которая проходит вдоль главной палубы с ритмичными прорезями в корпусе, видимыми снаружи, и с открытыми видами из каждой каюты.
Ещё одним ключевым запросом владельца была плавная и бесшумная поездка, и Lürssen адаптировала упруго установленный двухпалубный плот, на котором смонтированы все двигательные и генераторные механизмы, чтобы максимально снизить уровень шума и вибрации. «Skat работает исключительно тихо повсюду, но особенно в гостевых зонах с показаниями до 34 дБ в мастер-каюте на крейсерской скорости», – утверждает капитан. Далее на корме главной палубы гости найдут столовую на 12 человек и главный салон/кинотеатр.
Вид сверху
Среди множества необычных элементов внешнего дизайна, одной из самых узнаваемых особенностей Skat, без сомнения, является почти безрамная панорамная мостовая платформа в кормовой части. Эта крытая/открытая «капсула», известная как «зимний сад» для тех, кто находится на борту, предлагает гостям панорамные виды и стала самым популярным местом для отдыха. «Яхта проводит много времени в Скандинавии, поэтому эту палубу нужно было защитить, но при этом пропускать как можно больше света», – поясняет Ойно.
Большие раздвижные двери соединяют внутреннюю гостиную в передней части с открытой кормовой обеденной зоной, которая имеет выходы для запотевания и охлаждения воздуха для теплого климата и верхние обогреватели, чтобы продлить сезон, когда ночи становятся прохладнее. Универсальность и невероятные виды из этой области гарантируют, что гости полностью узнают о местонахождении яхты и её деятельности. По направлению к мосту находятся гостевой офис и библиотека, которые считаются идеальным местом для отдыха, где можно почитать или поработать, наслаждаясь проходящими пейзажами практически со всех сторон.
Идеальная посадка
Основная причина, по которой время, казалось, не повлияло на Skat, несмотря на её активный круизный маршрут, сводится к неуклонному вниманию, уделяемому содержанию яхты на протяжении многих лет. «Основная команда Skat была последовательна на протяжении большей части её операций и напрямую отвечала за обширную программу технического обслуживания, проводимую в соответствии со строгими стандартами владельца», – говорит капитан.
За каждой успешно управляемой яхтой стоит береговая команда квалифицированных партнёров, на которых можно положиться в любой момент, и Skat не исключение. Экипаж сформировал прочные связи по обе стороны Атлантики, создав береговую инфраструктуру обслуживания с одними из лучших в своём бизнесе. Skat часто полагался на JC Lenoir и его увлечённую и опытную группу из Other Angle Yachting во всех основных технических и эстетических работах. В Карибском бассейне яхта пользуется исключительной поддержкой со стороны компании IMM в Гваделупе, которая, помимо других проектов, выполнила 10- и 15-летние исследования Skat.
Это партнёрство, основанное на взаимном уважении, объясняет Норина Эдельман из IMM, что сделало Skat одним из самых приятных проектов на сегодняшний день. «Skat действительно представляет лучшее из яхтенной индустрии. Это красивое судно, хорошо построенное, с чрезвычайно преданной и компетентной командой, которая очень хорошо заботится о судне. Команда на борту смотрела на нас как на партнёров, стремящихся достичь только одной цели: добиться наилучшего результата для яхты и её владельца».
Skat также получил отличный уход от ремонтного подразделения Royal Huisman’s Huisfit. Работы на протяжении многих лет включали в себя комплексный инженерный ремонт большей части оборудования, пятикратное увеличение резервуаров для хранения яхты, чтобы обеспечить более длительные периоды пребывания в зонах с нулевым сбросом, полную замену тикового настила и перил на Teak Solutions и реконструкцию большей части палубной мебели наряду с обновлением макетов внешней палубы.
Для выполнения множества покрасочных работ и непрерывной окраски фасадов Skat с 2008 года полагался на ACA Криса Аткинсона, а с недавних пор — на Finishing Deluxe, чтобы применить полную систему окраски Jotun под техническим надзором Сэнди Кирквуда из Safinah Group.
DWH из Дрездена была одним из первых интеграторов, которые построили интерьер Skat в 2001/2002 году и с тех пор выполнили всё внутреннее переоборудование и капитальное обслуживание на борту. «Невероятно приятные и успешные рабочие отношения с DWH на протяжении многих лет — одна из причин, по которой Skat находится в такой прекрасной форме», – сказал её капитан.
Оттенки серого
«Учитывая, что она планировала плавать от тропиков до Скандинавии, стекло было важной частью дизайна, что в те дни не было таким обычным явлением. Я думаю, это из-за того, как этот материал использован в конструкции, что придало лодке своего рода военный вид». Ойно объясняет, что известная сегодня ассоциация яхты с военно-морским судном является чистой случайностью и никогда не упоминалась в первоначальных записях.
«Оглядываясь назад, я полагаю, что это может выглядеть именно так, но на самом деле это никогда не было намерением. Серый тон — это тот же оттенок, который используется в собственности владельцев и на их частных самолётах. Для них это нейтральный цвет».
На палубе
Чистота в дизайне Skat распространяется и на открытые гостевые пространства, где на палубе не хранятся никакие лишние предметы. Два 8,5-метровых тендера надёжно спрятаны в гараже по всей ширине на нижней палубе в кормовой части вместе с множеством водных игрушек рядом с пляжным клубом, который открывается на откидную платформу для плавания, образующую безопасный транец во время движения яхты.
Skat также хорошо оборудован для перевозки по воздуху благодаря специальной вертолётной площадке, которая оснащена бортовой заправкой топливом и встроенной цистерной. Также здесь, на верхней палубе, гости могут воспользоваться спортзалом с климат-контролем, обращённым к корме, который можно настроить практически для любого типа тренировки. На этой палубе дополнительно можно найти увеличенное семейное джакузи, окружённое площадкой для загара и бесконечным видом на окрестности.
Одобрено экипажем
Учитывая, что Skat используется владельцем в качестве дома на воде вдали от настоящего дома, удовлетворение экипажа всегда было главным требованием для её успеха. В связи с тем, что общественные зоны экипажа и спальные помещения во многих проектах часто задумывались как второстепенные, проектная группа Skat с первого дня определила этот предмет как неотъемлемую часть дизайна. Размер и качество помещений для экипажа не уступают любой яхте этого класса, с очень широкими коридорами и лестницами, четырьмя сухими кладовыми, трёмя холодильниками, а также несколькими большими палубами и инженерными кладовыми, расположенными вокруг яхты, – всё это добавляет Skat автономность и адаптивность в крейсерских планах.
Поскольку все операции на борту оптимизированы для минимального количества рук, дополнительный бонус — это относительно небольшой экипаж из 16-17 человек, что позволяет использовать всего несколько просторных кают. Но даже коридоры нижней палубы и все каюты экипажа отделаны тиком и стенами из высококачественного пластика HPL, что делает Skat исключительным местом для жизни и работы.