Итак, вы почувствовали в себе силы и созрели для того, чтобы впервые сойти на воду. Многое может казаться непонятным, страшным и даже опасным. И это несмотря на то, что до этого вы прочитали тома теории и не раз были на яхте в качестве гостя. Главное – сохраняйте спокойствие и начинайте с простого. Но, перед тем, как учиться управлять парусами, неплохо бы освоить технику их закрепления.
Идеальные условия для первого плавания
Конечно, в первое плавание лучше всего идти под чьим-то руководством на чужом судне. Хорошо, если это будет близкий друг, с которым вы хорошо друг друга понимаете. Но ничто не мешает нанять опытного инструктора. Какие условия желательно соблюсти:
Выходите впервые при ветре от 5 до 12 узлов – идеальные условия для тренировки обращения с парусом.
Учиться лучше на небольшой яхте с одним парусом. Она должна быть достаточно устойчивой, чтобы вы чувствовали себя уверенно. Но если лодка оснащена гротом и спинакером, придется пользоваться ими обоими, т.к. попытка управлять только гротом не упростит, а наоборот, намного усложнит управление.
Учитесь ходить под парусом на открытых водоемах, вдали от дорогостоящих объектов. Например, чужих яхт, чтобы не испортить отдых себе и их владельцам.
Следите за погодой.
Не бойтесь допускать мелкие ошибки – именно так вы поймете все тонкости управления яхтой и начнете ее чувствовать частью своего тела.
Не спешите.
И главное: целостность вашего тела важнее целостности яхты. Поэтому, запомните золотое правило – сначала спасаем себя, а потом лодку!
Отходим от буя (муринга)
Перед тем как отходить от буя, нужно определить направление и силу ветра, а также характер его переменчивости сегодня. Итак, ваши действия:
Заранее мысленно нарисуйте себе путь отхода от стоянки, чтобы потом не метаться среди чужих лодок. Он должен пролегать на почтительном расстоянии от причалов.
Когда нос яхты установится в нужном направлении, и паруса полощут, потравите швартов. Лодка станет дрейфовать.
Теперь нужно повернуть румпель таким образом, чтобы корма лодки встала к ветру, а нос смотрел в подветренную сторону.
Можно и стаксель задуть, если протянуть его штоковый угол в наветренную сторону или повернувшись кормой к бую, отходя от него.
Теперь, когда вы отошли от буя и оказались примерно под углом 45° спиной к ветру, плавание начинается. Осталось только отойти подальше от места швартовки, работая румпелем. Подождите, пока стаксель не наберет достаточно воздуха (несколько секунд), потом закрепите его и подбирайте грот.
Теперь дождитесь, пока лодка наберет достаточную скорость и будет реагировать на движения румпеля.
На первых порах не стоит “лихачить”, т.е. брать слишком круто к ветру, чтобы не уйти в скольжение, сильно затрудняющее движение вперед. Вам нужно просто увалиться, набрать скорость и сразу выходить на курс.
Отходим от причала
Отходить от буя в принципе не сложно, так как пространства обычно достаточно. С причалом же все несколько сложнее и требует большего внимания и аккуратности. Во-первых, из-за ограниченного пространства, а во-вторых из-за риска неправильного срабатывания парусов и цепляния за гики.
Собираем волю в кулак, включаем все свое внимание и начинаем:
Сначала рассмотрим тот вариант, если вы стоите к причалу боком. По возможности, потравите швартовы кормовой скулы с подветренной стороны причала, чтобы установить лодку носом к ветру. Теперь можно отдать швартовы, и вы на ходу. Ветер наполнит паруса сразу после того, как вы оттолкнете скулу от причала. Подберите кливер-шкот и при отходе внимательно следите за тем, чтобы не задеть боком причал при развороте.
Все немного усложняется, если причал на наветренной стороне – тогда от него отойти невозможно. Тогда придется перевести лодку на более удобное место и отходить от него. Если и это не получается, значит нужно отгрести от причала и бросить якорь. Поднимите паруса, и когда они надуются, снимайтесь с якоря. Здесь главное, чтобы вас не прибило опять к причалу. Если яхта довольно крупная, якорь нужно завести в сторону, а потом подтягивать к нему лодку.
Если же вы стоите кормой к ветру, нужно отходить от причала только на стакселе, а грот поднимать только тогда, когда оказались на открытой воде и развернулись по курсу.
Уметь правильно отходить от причала – уже большое достижение для начинающего яхтсмена и даже повод гордиться первыми успехами.