В советское время практически все яхтсмены курили. Американский режиссер Вуди Аллен когда-то сказал: «Я перестану ухаживать за представительницами прекрасного пола, брошу курить и пить алкоголь, в этом случае моя жизнь будет немного дольше, примерно на несколько недель. В эти недели будет лить дождь».
Капитан по имени Сан Саныч не коллекционировал ничего, кроме забавных историй и интересных фактов, которые он с превеликим удовольствием рассказывал своим помощникам, своим «подрульным» как он говорил. Капитан курил трубку, сигареты и самокрутки. Однажды, знакомый матрос угостил его сигарой, которую привез с Кубы. Тогда Сан Саныч высказал свое мнение о коллекционировании, оно было отрицательным. Правильнее будет сказать, что он был не коллекционером, а хранителем. Что же он хранил? На его столе находилась коробочка с маленьким замком, была она причудливая с вензелями. Н кто не знал, что хранится в этой коробке, а спросить у капитана никто не решался, он не любил, когда ему задавали вопросы.
Откровенный разговор
Однажды, команда пришвартовалась на Онежском озере. После ужина, вся команда собралась в просторном кокпите – полюбоваться закатом и выкурить по сигаретке. Капитан любил повторять:
Если не можешь без курения, значит кури. Только помни, что курить запрещено во время заправки судна и, когда устанавливаешь газовый баллон для плитки. Кроме этого курить в постели опасно и в каюте в принципе лучше не курить. В дореволюционные времена, судовладельцы разрешали баловаться табачком членам своего экипажа только на баке. А в хозяйский кокпит им вообще запрещено было заходить без дела, не говоря уже о том, что кто-то из экипажа зайдет туда с трубкой или папиросой.
– На берегу можно курить? – спросил кто-то с усмешкой.
– На берегу можно. Только не тогда, когда работаешь с эпоксидной смолой. Если я увижу нечто подобное, то сразу же спишу на берег. Всем понятно?
Команда за дружеской беседой выкурила по сигарете и проводила закат, но никто не расходился. Сан Саныч задумчиво дымил своей сигарой. Однако, кубинские сигары имеют обыкновение заканчиваться, в первую очередь, когда их целиком не выкуривают, оставляя на следующий день. Выяснилось, что капитан тушил сигары, не докуривая до конца по известным только ему причинам. Он сходил в свою каюту и принес тот самый маленький ящик, достал из своего кармана маленький ключик.
Капитан начал открывать этим ключом ларчик. Сан Саныч пояснил, что это хьюмидор, то есть специальный ящик для хранения сигар, который он хранит еще с войны. Капитан рассказал, что подарил его английский матрос в Мурманске. Взамен Сан Саныч подарил англичанину свой кисет. Снаружи и изнутри хьюмидор был отделан кедровым шпоном.
Хьюмидоры всегда отделывают кедровым шпоном, так как он сохраняет нужную температуру, для того, чтобы сигары не пересыхали и не сырели.
Таинственный ящик
Когда ящичек был открыт, все увидели, что сигар в нем было, если не считать одного единственного окурка, на котором красовалась бумажечка-склейка с названием бывшей сигары. В ящике находились пустые сигаретные пачки. Капитан пояснил, что это «парусные» пачки, поэтому он и хранил их. Каждый подумал о пристрастии капитана к курению, но выбирал он папиросы на определенную, морскую, тематику. Потому что все кто знали о его увлечении, всегда старались купить особенные сигареты или папиросы ему в подарок. Когда подарок вручался Сан Саныч расцветал. Он выкуривал их исключительно у румпеля. Какое же это удовольствие.
В таинственном коробке, сверху лежала сигаретная пачка с надписью «Идеал». На этикетке красовался белого цвета кораблик. Один из членов команды узнал свой подарок капитану, привезенный из Казани. Также как и сигареты «Итиль», пустая пачка из-под которых была там. Сине-белого цвета с кораблем. Ребята, спросив разрешения капитана, стали рассматривать сигаретные пачки. Копошась в разнообразных пачках , вдруг осенила мысль о том, что в Советском Союзе любили покурить, и моряки были не исключением, в том числе недавние студенты. Баловались табачком и в застойные годы, не догадываясь тогда, что это прекрасное время скоро закончится и вместо «Дойна» и «Стюардессы» страна перейдет на «Кент» и «Мальборо».
По правде сказать, курили тогда гадость, не догадываясь об этом, это от того, что других сигарет не пробовали.
Хотя можно было «достать» заграничные сигареты, которые привозили моряки из загранок. Стоили они недешево—от семи до десяти рублей за пачку. По-настоящему оценить вкус сигарет можно только тогда, когда их куришь постоянно, а не пробуешь поштучно. В то время не каждый мог себе позволить покупать дорогие заграничные сигареты. Правильнее будет сказать, редкий советский человек мог позволить себе такую роскошь. Но, все знали, что «Космос» и «Аполлон» лучше, чем «Тройка» или «Друг». На эти сигареты денег хватало у всех. Наш народ с юмором относился к отечественным сигаретам, а также к болгарским. Так, сигареты «Стюардесса» называли «Стервой», а «BT» именовали не иначе, как «Бычки тротуарные». Вьетнамцам досталось больше всех, их произведение за «особый» запах и вкус стали называть «Портянки Хо Ши Мина».
На глаза попалась пачка от сигар «Лигерос», кубинского происхождения. Делали их из остатков сигарного производства, поэтому они были очень крепкие, за что и получили народное название «Смерть под парусом». Весьма символично пачка была иллюстрирована судном с белыми парусами. Были пачки с названиями морской тематики. Например, «Адмиралтейские» или «Каравелла». Капитан, покопавшись в коробке достал несколько пачек под названием «Беломор». Он пояснил, что изначально на упаковке было нарисовано три канала. Все понимали, что отечественный Беломорско-Балтийский длиннее, чем Суэцкий и Кильский. После постройки Волго-Донского канала, на пачках стали изображать только отечественные каналы. Было видно, что капитана охватывает гордость за отечественные достижения, он даже поднял вверх указательный палец, как бы грозя империализму.
Отечественные сигареты
Были когда-то сигареты под названием «Бокс», которые переименовали в «Прибой» после того, как наши спортсмены проиграли Олимпиаду в 1952 году. А в конце сороковых годов, сигареты с иностранными названиями переименовывали. Так, «Норд» стал «Севером» в пику западным странам. К сожалению, менялись только названия, а не качества сигарет. Но дым отечества нам сладок и приятен, курили то, что предлагала нам отечественная табачная промышленность. Разные пачки были в этом чудесном коробке. Например, были такие, которые выпускались в нескольких вариантах, как сигареты «Волна». Один вариант предполагал наличие плавных линий. Второй вариант содержал в себе небольшую лодку в дополнение к линиям.
– Сан Саныч, а Вам больше по нраву что?
– Больше всего мне нравится трубка и папиросы. Вкус у них лучше, а бумага натуральнее.
– Правду ли говорят, что табачные предприятия, в случае военных действий, могут перепрофилироваться на производство гильз, поэтому и диаметр сигарет такой, подходящий?
– Ерунда! Станки не такие совсем, а калибры совершенно разные. Чем выше сигаретный класс, тем дешевле сигареты и ниже качество. Например, сигареты «Север».
– Хуже «Севера» уже некуда? – произнес кто-то.
Капитан пояснил, что есть сигареты и более худшего качества, в сравнении с которыми «Памир» можно считать премиум-классом. Про «Краснофлотские» рассказывали историю: когда-то эти сигареты выдавали на флоте. Один матрос положил пачку, чтобы подсушить за отопитель, да и забыл про это совсем. Через несколько лет другой матросик нашел и решил покурить, так сигареты оказались такой крепости, что его в госпиталь положили. Видимо, с годами и сигареты крепче становятся. Так, что вопрос о том, какие лучше, а какие хуже – спорный. Команда продолжала ковыряться в ящике с пустыми пачками, а капитан рассказывал интересные истории про них.
Несколько пачек с названием «Причал» были скреплены одной скрепкой, также как и «Ракета» и «Речфлот» и многие другие.
«Яхта» Клары Цеткин
Были и сигареты под названием «День рыбака» и много других с морской тематикой. «Флотские» были представлены в различных вариациях пачек. Были и «Капитанские», ну понятно для капитана Сан Саныча, а сигареты «Боцман» для кого? На нашем судне боцман не курящий. Прежний боцман курил, пояснил капитан. Самыми ценными для капитана оказались сигареты «Химки порт» и «Волга», которые выпустили после строительства московского канала. Кроме этого, сигареты «Дон» с лодкой на этикетке, их начали выпускать после ввода в эксплуатацию Волго-Донского канала. Был в коробочке конверт с пачками. Сан Саныч сказал, что это самое ценное для него. Все сигаретные пачки, которые были в конверте, носили название «Яхта». Кто сейчас помнит, кого посетила светлая мысль выпустить сигареты с подобным названием на фабрике, которая носила имя Клары Цеткин, в те времена она называлась 3-я Ленинградская.
Говорят, что это благодаря работникам-комсомольцам, которые посещали яхтенный клуб, увлекаясь парусным спортом. Впоследствии поменяли картинку на пачке, но сигареты остались прежними. В пятидесятых государством был введен другой стандарт на табачную продукцию. Государственные мужи приняли решение сократить ассортимент. В связи с этим было принято решение выпускать только популярные марки. К счастью, «Яхту» оставили. Выпускали сигареты и папиросы с таким названием. После, эту марку подхватили многие фабрики Советского союза.
– Все? – спросил кто-то из команды.
– Нет, – сказал капитан, качая головой. – Не достает одной пачки сигарет, которые выпускала Первая Ленинградская фабрика. Пора спать, славно пообщались, но завтра рано вставать.
Русским людям поистине есть чем гордиться. Множество собственных достижений и табак тоже свой. Когда-то табачком называли набалдашник на палке при которой идут на шестах по Волге. «Под табак» значило, что палка доставала до самого дна. Если кричали «Дело – табак!», то все знали, что палка-шест не достает до дна или наоборот, судно скоро сядет на мель, потому что дно стало выше. Спустя время выражения, связанные с табаком распространились на всю территорию нашей необъятной Родины. Многие думали, что слово «табак» пришло к нам из Испании или из восточных стран, но правду не скрыть.
Слову этому и выражениям с ним связанным русский обязан бурлакам и морякам нашим, отечественным, а не заграничным.