Всегда казалось странным, что бизнес-регаты так называются. Если деловая составляющая в таких гонках все же в некотором количестве присутствует, то соревновательного духа обычно явно недостаточно. Впрочем, любому общеизвестному правилу всегда нужны счастливые исключения. «Карибская парусная неделя РБК – Кубок Land Rover» – как раз одно из таких исключений. Очередная (уже четвертая) гонка этого цикла прошла в марте на острове Антигуа (входит в группу Малых Антильских островов Карибского моря). Эта статья – наш репортаж с мероприятия.
Нельзя не высказаться по поводу самого государства со странным названием Антигуа и Барбуда. Как и большинство стран Карибского бассейна, это настоящий остров контрастов. Люди здесь живут в жутких хибарах, больше похожих на многократно увеличенные в размерах будки для собак, а между хибар можно запросто встретить автосалон какого-нибудь премиального бренда. Олдскульные американские тачки, триста раз переделанные домашними умельцами в лучших традициях безумного кубинского тюнинга), делят улочки городов с представительскими лимузинами самых последних моделей, великолепные виллы сменяются совершенно нетронутыми пляжами – уголками девственной природы.
Глядя на подавляющее большинство жителей острова Антигуа (да и остальных островов архипелага), можно подумать, что все они получают от государства какое-то пособие за курение травы, и его вполне хватает на беззаботную жизнь. Сервис в отелях (даже самых дорогих) часто напоминает какой-нибудь замшелый пансионат под Анапой.
Чтобы местный сотрудник, к примеру, согласился отнести в прачечную корзину с постельным бельем, нужно прямо очень-очень попросить его это сделать, и как водится – позолотить ручку.
Развлечение белого человека
Белому человеку делать на острове как бы и нечего. Яхтинг, вероятно, единственное, что привлекает в страну богатых европейцев и американцев. Для яхтинга, впрочем, здесь есть все необходимое. Это и первоклассные виллы с индивидуальными причалами, и безопасные (главное слово тут) марины, расположенные в небольших укромных бухтах, и, самое главное для настоящего яхтсмена — постоянный, ровный ветер, всегда дующий с одной и той же стороны. Резюмируя, можно сказать, что для яхтенного спорта остров Антигуа подходит идеально, и отдаваться любимому хобби здесь можно почти круглый год. На его поклонниках держится почти шестьдесят процентов ВВП всего небольшого государства.
Для участия в Карибской парусной неделе РБК на острова прибыло более двух сотен участников, среди которых мы заметили топ-менеджеров и владельцев крупнейших российских компаний. Многие из них участвовали в регате впервые, но были и достаточно опытные шкиперы. За время участия в трех прошедших гонках под эгидой РБК некоторые бизнесмены настолько прониклись яхтингом, что даже успели обзавестись собственными парусниками.
Видимо, для того чтобы оправдать звание бизнес-регаты, Карибская парусная неделя началась с небольшой конференции. Как нам показалось, на самом мероприятии его участникам было довольно скучно. В кулуарах они вели странные разговоры о возможности скорого начала войны с Ираном, Выступающих же, похоже, вообще никто не слушал. Бизнесмены рассказывали о своей деятельности, что вероятно не несло особенно новой информации для присутствующих. Российский бизнес-бомонд и без того достаточно узок, а круг увлекающихся парусным спортом коммерсантов – и подавно. Все очевидно ждали начала, собственно, парусной недели.
Интерес гостей проснулся лишь когда речи сменились жеребьевкой яхт и представлением капитанов.
Было заметно, что организаторы Карибской парусной недели отчаянно пытались сместить формат мероприятия от бизнеса к, собственно, регате, от болтовни – к спорту. Шкиперами экипажей в этот раз стали настоящие спортсмены, в том числе Андрей Арбузов и Евгений Никифоров, хорошо знакомые каждому, кто всерьез увлекается парусным спортом.
Участвующие в регате экипажи судьи поделили на три дивизиона. Их предсказуемо (но, согласитесь, довольно обаятельно) назвали именами входящих в состав государства островов – «Антигуа», «Барбуда» и «Редонда». В первый дивизион вошли двенадцать яхт Sunsail 44i, во второй – одиннадцать Harmony разной длины, в третий – яхты Dufour 425. На смену брюкам, пиджакам и галстукам наконец-то пришли шорты и гавайские рубахи.
Стоит отметить, что организаторы подготовили крайне насыщенную, интересную и разнообразную развлекательную программу в Карибском стиле. В сочетании с невысокой технической сложностью гонки (в основном она состояла из коротких петлевых дистанций) это дало отличный эффект и предопределило настроение всех участников и гостей. Повезло и с погодой, и с водой – не было ни сильного ветра, ни высоких волн.
Как проходила регата
Первый день был немного подпорчен небольшой аварией. Две яхты столкнулись при расхождении на контргалсах во время лавировки. Похоже, что вышел из строя руль. Судна были сильно повреждены. Проявив настоящее благородство, тренер российской сборной Сергей Джиенбаев уступил одному из пострадавших экипажей свою яхту. Судьей соревнований выступил знаменитый Вениамин Гусев.
В первый день состоялись всего три гонки, но в дивизионе Редонда успел наметиться явный лидер – экипаж Андрея Арбузова. В других дивизионах интрига сохранялась. Второй и третий день заняли две продолжительные гонки – до острова Барбуда и обратно. Перерыв экипажи провели на Пляже принцессы Дианы, представляющем собой несколько миль белоснежного песка, совершенно нетронутый уголок удивительной карибской природы.
В качестве культурной составляющей программы, участникам показали местного вождя (безусловно ряженого) артиста, проходящего под висящей над землей горящей жердью. Яркий персонаж изрядно повеселил женскую часть команд, мужчины предсказуемо скучали. Все изменила последующая вечеринка Lobster Party, довольно традиционная для этих мест.
Вернувшись на Антигуа, яхты встали на якорь в знаменитой марине Фалмута (Falmouth Marine), где участники регаты смогли прикоснуться к истории парусного спорта. Например, вживую можно было увидеть настоящий раритет – монегасскую Tuiga, построенную еще в 1909 году Уильямом Файфом. Для многих яхтсменов именно эта часть культурной программы оказалась наиболее запоминающейся. Еще бы!
В завершение дня, магистр клуба «Что? Где? Когда?» Илья Новиков провел игру (кстати, именно его яхта пострадала в столкновении в первый же день гонки). Вопросы были не столько сложными, сколько заковыристыми. Участники изрядно поломали головы, но при этом не забыли и повеселиться. Накал страстей был ничуть не меньший, чем в самой гонке.
Кроме того, тут нужно добавить, что игра проходила в рамках тропической вечеринки в белом, что безусловно добавило происходящему карибского колорита.
Последним этапом гонки стал переход до марины заповедника Nelson’s Dockyard («Доки Нельсона») — бывшего форпоста британской метрополии в регионе. Там же состоялось и награждение победителей с последующей вечеринкой. Поздравить яхтсменов прибыл премьер-министр Антигуа и Барбуды Гастон Браун, что безусловно подчеркнуло ее значимость для страны. Организаторы не раз отметили, что принимающая сторона оказала им огромную поддержку при подготовке и проведении соревнований. Ничего удивительного — влиятельные гости изрядно пополнили казну небольшой страны, не производящей вообще ничего. Да и гуляли российские яхтсмены шумно и весело – настоящий карибский ром лился рекой, как в переносном, так и в самом прямом смысле этого слова. Впрочем, победителей ведь не судят. Кстати, самое время назвать их имена.
Победители соревнований
В Дивизионе «Антигуа» победил экипаж Евгения Никифорова на яхте Balaou, в «Барбуде» сильнее оказалась команда Алексея Ганженко на яхте Belle ile. Ну, а в «Редонде» предсказуемо победил экипаж Андрея Арбузова, не оставивший конкурентам даже призрачных шансов еще в самом начале гонки.
Российская бизнес-регата прошла вполне на уровне самых крупных соревнований карибского бассейна (в первую очередь, Antigua Sailing Week и Heineken Regatta). Организаторы уверены, что скоро им удастся переплюнуть заморских коллег. В следующий раз РБК отправит бизнес-яхтсменов с Сардинии на Корсику. Уверены, будущая гонка будет ничуть не менее интересной, чем прошедшая Карибская парусная неделя на Антигуа.