Общественности следует принять к сведению действия испанского миллиардера Хайме Ботина, члена семьи, управляющего банком Santander SA. Ботин был приговорён к 18 месяцам тюремного заключения и получил штраф в размере 44,6 млн фунтов стерлингов (52,4 млн евро).
Связано это с признанием его виновным в «контрабанде культурных ценностей» – Ботин был арестован за изъятие картины Пабло Пикассо «Голова молодой женщины» из национальной территории без разрешения.
По словам Блумберга, в начале 1900-х Пикассо нарисовал «Голову молодой женщины», когда ему было всего 24 года, а Ботин приобрёл произведение в 1977 году.
В то время как произведения искусства зачастую украшают стены многих суперяхт нелегальным образом, существует официальный способ обладать этими произведениями искусства, используя специальные законы о культурном наследии, которые существуют именно для того, чтобы мы могли пользоваться национальными сокровищами страны.
В Испании эти законы являются одними из самых строгих в Европе. Согласно Artnet, «любое произведение искусства старше 100 лет считается национальным достоянием и, следовательно, требует разрешения на экспорт».
Ботин подал заявку на разрешение на экспорт для Пикассо, но его заявление было отклонено. Затем он, согласно судебным отчётам, попытался уклониться от этого закона, переправив картину из Испании на борт 67- метровой «Adix», трёхмачтовой шхуны.
Однако все владельцы суперяхт должны проконсультироваться со своими местными властями, если они хотят экспортировать произведения искусства за границу, поскольку могут потребоваться определённые разрешения, необходимые, чтобы избежать штрафов, особенно таких как выше.
По сообщениям, на Корсике Ботин планировал пересесть в частный самолёт, чтобы доставить картину в Женеву. «Когда французская полиция получила уведомление о том, что Ботин запросил разрешение на перевозку картины, они осмотрели яхту и обнаружили картину в каюте капитана, завёрнутую в упаковку», – утверждает Блумберг.
В то время как перевозка художественных работ явно была мотивом владельца картины и судна, должны ли те, кто работает на борту, больше знать о правилах и положениях, касающихся таких случаев?
«Капитаны яхт несут ответственность за соблюдение правил — как и капитаны самолётов по понятным причинам, и поэтому должны понимать нормативные последствия нелегальной перевозки изобразительного искусства и других объектов», – прокомментировал Пандора Мазер-Лис, специалист по искусству.
Конечно, не ожидается, что капитаны или команда должны знать разницу в стоимости от одного произведения искусства к другому, но растущее внимание средств массовой информации к таким случаям, как Ботин, может привести к требованию этих знаний.
«Владельцы суперяхт теперь хотят иметь «дом на борту» и иметь при себе свои заветные вещи, чтобы наслаждаться ими со своими гостями», – продолжает Мазер-Ли.
В то время как произведения современного искусства стоимостью в миллионы долларов могут демонстрироваться для гостей, капитаны и команда, вероятно, в большинстве случаев не будут осведомлены об этом.
«Те, кто посещал мои семинары, очень обеспокоены, когда узнают цену на произведение искусства, находящегося на борту, и спрашивают о страховании, кто несёт ответственность в случае аварии, и почему владельцы не объяснили им это или они не получили надлежащие инструкции по обращению», – заключил Мазер-Ли.
Ситуация, сложившаяся с Ботиным, может быть использована в качестве примера для всех владельцев суперяхт, и, если разрешение на экспорт произведений искусства либо не запрашивается, либо отклоняется и игнорируется, необходимо быть внимательным и хорошо продумать свои дальнейшие действия.