В начале двадцатого века буерный спорт распространился на территории Российской Империи и потерял статус экзотического вида спорта, став вполне обычным и распространенным. Среди буеристов было немало известных личностей, среди которых такие известные писатели как Чуковский, Житков, Куприн и так далее.
Буерный спорт появился относительно недавно — в семнадцатом веке, однако популярность обрел только спустя два столетия. Несмотря на идеально подходящие для этого вида спорта климатические условия, первое буерное соревнование в Российской Империи прошло только в конце девятнадцатого века. Этот вид спорта идеально подходит для любителей паруса, которые зимой оставались без дела.
Николай Фельтен
Николай Фельтен — журналист, проживавший в Российской Империи. Он попал под арест, но ему удалось выйти, внеся в залог гигантскую на тот момент сумму в пять тысяч рублей. Следователь знал, что у мужчины нет таких больших денег, и рассчитывал отправить его в тюрьму. Однако человек, пожелавший остаться неизвестным, внес за него все пять тысяч рублей, тем самым подарив журналисту свободу. Конечно, об этом человека знал адвокат Фельтена, которому и была передана эта сумма, однако он так и не сказал правды о благодетеле.
Возможно, мужчине бы не удалось избежать заключения, однако ему очень повезло с депутатом — он относил себя к так называемым «толстовцам».Эти люди положительно относились к произведениям Толстого, веря в его учение. Фельтен занимал пост совладельца достаточно крупной издательской компании «Обновление», и, пользуясь своим положением, издавал книги Льва Толстого и способствовал их распространению. И это при том, что многие произведения Льва Николаевича на территории Российской Империи было строго запрещено издавать. Собственно, и под арест он попал именно из-за того, что издал известную брошюру писателя «Не убий».
После внесения необходимой суммы следствие больше не выдвигало обвинений против журналиста, и его опустили, предупредив больше не нарушать закон. Кроме того, на него был наложен ряд ограничений, ведь дело не считалось прекращенным. Ему было запрещено выходить за пределы Санкт-Петербургской губернии, ведь его в любой момент могли вызвать для того, чтобы получить дополнительную информацию по уголовному делу. Около тюрьмы его встречали друзья на пролетке — легкой четырехколесной коляске. Его друзьями были члены яхтенного клуба, куда друзья сразу же и направились. На тот момент известному журналисту исполнилось всего двадцать три года, и его товарищи были так же молоды.
Однако мужчина так и не прекратил распространения произведений Льва Толстого, запрещенных в Российской Империи. Летом, в 1907 году, в самом конце лета, когда уже заметно похолодало, но все еще можно было без проблем путешествовать под парусом, мужчина вышел на воду на своем парусном судне. И причиной этого выхода было не просто желание прогуляться. Потомственный дворянин, среди предков которого был известный архитектор Георг Фельтен, помогавший в трудах великому Растрелли, решил заняться контрабандой. Он владел собственным судном, которое не могло похвастаться большими размерами, но было вполне быстрым.
Зимой он планировал продолжить свое занятие, но уже на буере.
Мужчина круглый год занимался доставкой в Российскую Империю нелегальных книг Льва Толстого, которые были напечатаны за границей. В летнее время года опасность была достаточно высокой, ведь даже такую небольшую яхту могли остановить пограничные службы, а вот зимой, на буере, он имел полную свободу действий. У стражи попросту не было причин подозревать мужчину, всего лишь путешествующего на небольшом судне.
В яхтенном клубе, членом которого был мужчина, во всю шла подготовка к зимним занятиям. Обрабатывались перед первыми выездами буера, правились коньки и так далее.
В яхтенном клубе все были в отличных отношениях друг с другом, и радостно восприняли весть об освобождении журналиста. Многие решили отменить занятия, чтобы отпраздновать успешное освобождение мужчины. Однако волнующая всех тема ареста быстро себя исчерпала, и друзья начали вновь разговаривать о парусах. На тот момент Николай ни разу не путешествовал на льду с помощью буера, и он интересовался абсолютно всем об этом необычном транспортном средстве — начиная с истории происхождения и заканчивая техническими деталями.
История возникновения и развития буера
Достоверных данных о первом применении этого необычного транспорта нет, однако существует необычная легенда. В ней сказано, что в далеком семнадцатом столетии одна нидерландская женщина решила отправиться на рынок, однако не хотела проходить по длительному и многолюдному сухопутному пути. Тогда она пошла по льду. В это время зима была очень холодной, и ветер дул достаточно сильный. Согласно легенде, юбка женщины превратилась в парус, доставив ее в кратчайшие сроки к рынку. Местные рыбаки, которые видели очень быстрое передвижение женщины, решили попробовать сделать так же, но уже на своих судах. Они достали свои суда, подготовили их к передвижению по льду, подняли парус и с очень высокой скоростью отправились по льду.
Именно так появился буер, у которого также есть второе имя, данное ему в честь женщины — Linda.
Спустя некоторое время буера распространились по всей Голландии. В каждом канале было много буеров, и моряки традиционно начали совершать соревнования, чтобы скрасить путешествие. Буерные суда тех времен достигали достаточно большой скорости — в письменных источниках указывается, что по современным меркам они достигали сорока километров в час. Однако эту легенду нельзя считать верной. Дело в том, что парус на льду используют уже несколько тысячелетий, но раньше делали это более сложным способом.
Рыбаки доставали свои суда, вытаскивали на ледяной покров и передвигались, попросту отталкивая судно. Парус просто играл вспомогательную роль, и существенного влияния на скорость передвижения не влиял. Суда таким образом перемещались очень медленно, ведь ставить на коньки лодки никто не догадывался. Этот способ использовали в самых разных местах — рыбаки Балтийского моря, которое в то время замерзало полностью, Ладожского и Онежского озера. Однако это все было необходимо для того, чтобы заниматься промыслом и в зимнее время года, а вот буерный спорт как развлечение придумали именно в Голландии.
Приключения Фельтена получили достаточно большую популярность в обществе того времени. Многие выражали беспокойство по поводу журналиста. Даже сам Лев Николаевич, который на тот момент был жив, отлично относился к Фельтену, испытывая по-настоящему отцовские чувства. Великий писатель считал его одаренным юношей, однако не мог понять странной любви журналиста к парусным соревнованиям. Лев считал ее очень странной, ведь такое «легкомысленное» увлечение он никак не мог связать со значительными успехами ноши в философии и литературе.
Куприн
Куприн, как и Фельтен, находился в отличных отношениях с Толстым. Последний положительно о нем отзывался.
Мужчина имел незаурядную физическую силу, оказывал приятное впечатление на окружающих, однако самым главным качеством писателя считается азартность, хотя уместнее использовать другое слово — лихость. Именно из-за этого мужчина предпочитал распространенному в то время театру цирк, при этом он особо выделял так называемых «летунов под куполом». Кроме того, он отлично относился к борцам, которые участвовали в многочисленных соревнованиях. Мужчина очень любил наблюдать за ними и постоянно их посещал.
При этом он обладал достаточно большой физической силой. В Киеве он стал организатором местного атлетического сообщества, в Одессе совершил достаточно рискованный поступок — походил по морскому дну, используя водолазный костюм. В этом же регионе он на рыбацком судне добывал камбалу и скумбрию. При этом рыбаки были немало удивлены тем, что мужчина отлично управляется с парусным судном.
Мужчина очень искусно управлялся с парусом. Этому его научил известный крымский любитель морских путешествий Николай Костанди. Он передал ученику все свои знания, и он, даже на не самых лучших судах умел грамотно ловить ветер даже при достаточно сильных порывах. Обучался мужчина в достаточно трудных условиях, управляя знаменитой яхтой «Баба Ягурж». Она принимала участие в различных спортивных соревнованиях, и перемещаться на ней было очень опасно. Количество парусов было нехарактерно для таких размеров, корпус слишком хрупким, а киль, для достижения большой скорости, облегчили.
Он любил парусные соревнования и путешествия на высоких скоростях.
Это судно, несмотря на крайний риск экипажа, показывало просто прекрасные результаты. Оно занимала первое место практически во всех соревнованиях, в которых принимала участие, причем с достаточно внушительным отрывом. Однажды яхта перевернулась, учитель Куприна был накрыт парусом и мог захлебнуться, но ему повезло. После этого происшествия он, однако, продолжил так же рисковать своей жизнью на судне. Он часто кренился, при этом в таком перемещении не было никакой нужды. Кроме того, мужчина рисковал для своего удовольствия, игнорируя состояние судна, при этом не жалел и чужих яхт.
Мужчина нередко увлекался путешествием до такой степени, что таранил соперников, чем вызывал смех экипажа и неудовольствие противника. Из-за подобных происшествий мужчина был обвинен в неподобающем поведении для профессиональных спортсменов и Императорский Черноморский Одесский яхт-клуб запретил ему принимать участие в соревнованиях, которые организует данное сообщество.
Конечно, путешественник потерял возможность соревноваться на своем любимом судне, однако продолжал увлекаться достаточно экстремальными занятиями. Он, совместно с писателем, продолжал путешествовать, но теперь по воздуху, используя воздушный шар.
Несмотря на то, что писатель на некоторое время был разлучен с парусным спортом, вскоре он опять начал им заниматься. В 1911 году мужчина приобрел небольшой дом в Гатчине, недалеко от Финского залива. Куприн любил там путешествовать, и каждое лето отправлялся в Петергоф для того, чтобы наблюдать за парусными состязаниями. Несмотря на огромное желание поучаствовать, он длительное время оставался простым наблюдателем.
Вместе с ним за соревнованиями наблюдал еще молодой, но уже получивший достаточную известность литератор Николай Корнейчуков, которого большинство людей знает под другим именем — Корней Чуковский. Куприн был знаком с ним благодаря тому, что Николай владелец сатирическим журналом «Сигнал», в котором Куприн периодически издавал свои произведения.
Куприн, которому очень нравились летние парусные соревнования, расстроился из-за того, что парусный спорт зимой замирал. Однако, как выяснилось, он ошибся.
Друзья однажды находились в доме известного художника Ильи Репина, который проживал в финской деревне Куоккала (ныне Репино, неподалеку от Санкт-Петербурга). Там Фельтен просто общался с Репиным, и в это время Чуковский посетил их, ведь жил неподалеку от известного художника и часто посещал его дом.
Проведя достаточно длительную беседу, друзья наконец заговорили о том, как хорошо было наблюдать за парусными соревнованиями в Санкт-Петербурге летом. Куприн еще пожаловался собеседнику на то, что Санкт-Петербург расположился в такой холодной местности, где зимой все замерзает. В ответ на это Чуковский пообещал ему совершить небольшое буерное путешествие.
Спустя десятилетия Корней Чуковский будет описывать свое небольшое путешествие совместно с Куприным в Финском заливе. В день прогулки стоял достаточно холодный, но в то же время яркий день. Куприн на парусном судне, которое было установлено на лыжах, с поразительной скоростью шел по гладкому ледяному покрову. До этого известный писатель ни разу не выходил в замерзшее море, но опыт спортсмена дал о себе знать — он разобрался с устройством буера буквально за несколько минут и сразу же отправился в путь. В то время использовались достаточно необычные лыжи — на узких полозьях, которые необходимы для того, чтобы не расползаться на льду.
Куприна очень впечатлило данное небольшое путешествие и существование буерного спорта. Ему так понравилось совершать буерные прогулки, что он не пропускал ни одного выходного, выходя на лед и путешествуя неподалеку от Петергофа. Однако он далеко не всегда занимался этим видом спорта, предпочитая оставаться наблюдателем, ведь времени хватало далеко не всегда. Елизавета Морицовна, которая являлась женой известного писателя, многократно писала своим родственникам письма, в которых жаловалась на Куприна. Она заявляла, что Александр очень сильно увлекается буерным спортом и планирует приобрести буер, и в этом его останавливает только одна вещь — желание построить данное транспортное средство собственноручно.
За время наблюдений за соревнованиями на Петергофе мужчина завел огромное количество знакомств среди буеристов. Среди них был и Николай Фельтен. В то время он был очень популярен в местном обществе, ведь в 1909 году прошло длительное судебное разбирательство, в результате которого его посадили в тюрьму на шесть месяцев за то, что он издавал запрещенные на территории Российской Империи книги Льва Толстого. Среди любителей парусного спорта мужчина также обрел немалую популярность — в первую очередь благодаря очень сильной любви к буерному спорту.
Буер в Российской империи
Увлечение буерным спортом в Российской Империи было достаточно старым. Например, инженер из Великобритании, приглашенный на территорию Российской Империи правителем Петром Первым, в своих воспоминаниях о этом путешествии писал о буерах.
Он заявлял, что у царя было несколько собственных лодок, которое сделаны специально для того, чтобы кататься по льду.
Для того, чтобы кататься на буере, император отдал приказ расчистить дорогу на сто метров в длину и тридцать в ширину. Об этом необычном увлечении правителя писал А. Нартов. Он заявил, что Петр Великий очень увлекался плаванием на судах, однако лето в местах, где он пребывал, было очень коротким, при том у него было очень мало времени из-за постоянных забот о государственных делах, Он попросту не успевал насладиться путешествиями на воде, и решил заниматься парусом на льду. Он отдал приказ неподалеку от своего дворца очистить лед и, поставив небольшого размера суда, установить их на специально подготовленные полозья с коньками. Он, совместно со своими знакомыми, дворянами и военными катался по льду, развивая достаточно большую скорость. Во время этих путешествий вместе с ближайшими знакомыми пил горячий пунш и общался.
Спустя несколько десятилетий после этого Петр Великий вновь вспомнил о буере, но обратил внимание на свое увлечение с практической точки зрения. Он решил использовать ледовые парусные суда в хозяйственных и военных целях. 31 августа 1721 году был издан соответствующий указ, в котором основывалась почтовая служба между Санкт-Петербургом и о. Котлин. Также он дал указание сотрудникам Партикулярной верфи, приказав им сделать специальные почтовые буера. Также он планировал использовать данные необычные суда для ведения военных действий против Швеции, ведь так можно было в кратчайшие сроки попасть туда. В современном мире Балтийское море уже не замерзает, но во время Петра Великого, когда шел Малый Ледниковый период, оно покрывалось твердым льдом практически ежегодно, что нередко использовалось во время ведения военных действий.
Петр приказал изготовить несколько так называемых парусных площадок, которые должны были вмещать по двадцать военных. Однако полной информации о делах того времени у современных историков нет, так что о реализации буерной почты нет абсолютно никаких данных, остался только указ и редкие свидетельства. Однако есть один факт, который подтвержден доподлинно — во время создания известного яхтенного клуба «Невская флотилия», который многие историки считают первым в мире яхт-клубом, появился специальный флаг для буеров.
Однако после того, как великий российский император умер, память о буерах исчезла, и этим видом спорта начали заниматься только спустя одно столетие, но даже тогда оно не получило должного распространения, став чем-то экзотическими необычным. В 1819 году на территории Санкт-Петербурга, В адмиралтейской верфи, построили первый буер, который должны были использовать фельдъегери. Причем он был построен настолько качественно, что его активно использовали на протяжении более чем семидесяти лет. Кроме того, примерно в это же время буера стали применять и в военных целях . Например, неподалеку от реки Сестра, которая стоит на границе Российской Империи и Финляндии, патрулировали именно буера. Точнее, там вели патруль члены первой пограничной бригады, а буерные суда были лишь частью снаряжения военных. Однако скорость тех судов была достаточно плачевной, причем это было связано не с недостатками конструкциями, а с практически полным отсутствием должного ухода за судном.
Николай Фельтен и контрабанда
В 1907 году Н.И. Фельтен неоднократно покидал Стрельну, разведывая акваторию. Его целью была передача распечатанных произведений Льва Толстого из Финляндии в Российской Империи, где многие из них были попросту запрещены. Он планировал печатать книги и брошюры за границей, а потом уже перевозить их на территории своей страны.
Он нашел идеальное место для того, чтобы установить печатный станок — небольшую прибрежную деревню в Финляндии.
Там верный человек занимался печатью книг, а Фельтен периодически посещал это место на своем парусном судне, упаковывал получившиеся книги и брошюры в тюки, и прятал их под палубой. После этого он покидал воды Финляндии и на территории Санкт-Петербурга встречался с доверенными курьерами, которые развозили распечатанные произведения по адресам, которые хранились в тайне.
За свою жизнь мужчина совершил относительно небольшое количество таких контрабандистских путешествий, и все они заканчивались успешно — правительственные сотрудники ни разу не смогли обнаружить книги. И это при том, что залив был наполнен огромным количеством лодок пограничников, которые досматривали даже самые небольшие суда. Однако под подозрение спортивные яхты не попадали. А вот суда рыбаков представляют собой гораздо больший интерес — их очень много, и в них практически ежедневно находят самого разного рода товары — начиная с контрабандной мануфактуры и заканчивая табачными изделиями.
Однако, нарушая законодательство Российской Империи, мужчина всегда оставался настороже и просчитывал время своих поездок, планируя его до малейших деталей. Это он делал даже на буерах, которые практически никогда не обыскивали.
Всего на буерных судах он совершил больше десяти подобных контрабандистских путешествий, и все они заканчивались максимально успешно.
Однако однажды он попал в не очень удачную ситуацию. Совершив больше десятка путешествий, мужчина хотел делать последний переход — уже наступала весна, льды таяли, и скоро использовать буер было бы будет нельзя. Он загрузился произведениями Толстого и отправился напрямую к Петергофу. В то время землю покрыл туман, и из-за мыса неожиданно появилось буерное судно пограничников. Они подали несколько знаков, в которых приказывали прибыть для проведения осмотра судна. Однако если бы мужчина согласился с требованиями сотрудников пограничных служб, то он бы с максимальной вероятностью отправился в тюрьму. Он решил попытаться сбежать — так у него был хоть и небольшой, но все же шанс остаться на свободе. Он не убрал паруса и ускорил передвижение, вскоре попав в плотный туман, где и скрылся. Дальше он направился к противоположному берегу и, окончательно оторвавшись от погони среди множества других буеров, передал книги курьерам, отправившись домой.
Буерный спорт был очень популярен среди членов Петергофского кружка любителей спорта. Именно эта организация проводила самые крупные и масштабные соревнования на буерных судах. В некоторых из состязаний принимали участие до ста судов — очень большое для спорта того времени число. Ученики Петергофского кружка любителей спорта занимали первые места на большинстве соревнований по буерному спорту. Петергоф получил звание столицы буерного спорта Российской Империи, хотя изначально это звание держал за собой Кронштадт.
В Тридцатых годах девятнадцатого столетия там было три небольших буера, которые принадлежали командиром нескольких больших судов, которые любили развлекаться так в зимнее время года. Спустя несколько десятилетий количество судов увеличилось до семи, а в 1875 году сотрудники мастерских Речного Яхт-клуба, который действует и сейчас, построили специально подготовленный для спортивных соревнований буерный корабль «Метель». Появление такого необычного судна, которое могло развивать очень большие скорости, поразило местное спортивное сообщество. Это судно завоевало огромную популярность, и по прошествии пяти лет количество судов, подобных этому, увеличилось до нескольких десятков.
В конце девятнадцатого века прошло первое буерное соревнование. В нем принял участие самый крупный на территории Российской Империи буер «Елка», длина которого составляла пятнадцать метров, а суммарная площадь парусов — почти двести квадратных метров. Именно в это время был поставлен необычный рекорд — относительно небольшой буер прошел расстояние в шесть километров между Кронштадтом и Ораниенбаумом, потратив на это чуть больше семи минут.
Этот вид спорта продолжал активно развиваться, и постоянно появлялись новые, более совершенные модели буерных судов. Они больше не считались чем-то экзотическим и необычным, весили гораздо меньше первых моделей. Немалую роль в популяризации этого вида спорта сыграла относительно небольшая стоимость буереных лодок. В то время был настоящий расцвет буерного спорта на территории Российской Империи. Наибольшая активность этого вида спорта пришлась на 1913-1914 года. Соревнования проводились еженедельно, и очень часто любители буерного спорта совершали длительные путешествия, а не обычные прогулки.
За гонками с Петергофа наблюдали тысячи посетителей. Соревнование пользовалось заслуженной популярностью публики благодаря непредсказуемости. Например, зимой 1914 года во время соревнования поднялся очень сильный ветер, который уничтожил большинство судов. На финиш пришла только одна лодка, которая, к тому же, была изрядно повреждена. Спустя месяц один путешественник попытался установить рекорд по максимальному пройденному расстоянию за день на буере. Он соперничал в этом вместе с владельцем другого буера, но погиб, хотя и установил рекорд, пройдя практически сто восемьдесят верст, то есть 192 километра.
Николай Фельтен активно принимал участие в различных соревнованиях в области буерного спорта, которые организовывало руководство Петергофского кружка любителей спорта, Речного яхтенного клуба и других спортивных сообществ тогдашней российской столицы. Он получил огромный опыт и его неоднократно назначали на роль судьи. Эту, несомненно, очень важную роль он получил во многом благодаря тому, что редактировал журнал «Рулевой», где занимался буерным спортом. Также он неоднократно побеждал в достаточно крупных соревнованиях, что положительно сказалось на репутации.
Нелегальные произведения Льва Толстого мужчина перестал ввозить в Российскую Империю, ведь после смерти великого писателя многие из них разрешили издавать.
Дальнейшая судьба писателей
Николай Фельтен пережил революцию, Ленина, голодные времена, суровые зимы и введение новой экономической политики. Изменил свои взгляды на жизнь, начал бриться налысо, походка стала грузной. Он больше не был «толстовцем», а стал большевиком. Однако любовь к морю осталась прежней — все еще продолжал путешествовать на яхте, соревноваться на буерах и так далее.
Он нашел идеальную для себя работу — сотрудником журнала «Торговый флот».
Куприн, несмотря на свою любовь к буеру, так и не смог построить свое судно, и даже не приобрел его. Он постоянно откладывал это, потом началась первая мировая, революция, из-за которой он был вынужден отъехать в Париж, где писал свои мемуары.
Николай Евгеньевич находился в отличных отношениях с Корнеем Чуковским, знакомый которого, Борис, решил собственноручно построить буер. У него получалось не очень хорошо, но помочь ему взялся Фельтен.
Борис и Евгений Штейнман решили заняться строительством буера. Они потратили огромное количество усилий на постройку данного судна. Они постоянно посещали местный рынок — искали места, где можно дешево купить бревна, скрепы, парусную ткань и так далее. Приобрели очень толстые бревна, которые неизвестным образом дотащили до квартиры. На протяжении зимы они занимались обработкой бревен, где-то взяли гигантские коньки из толстого и цельного железа. Когда строительные работы закончились и буер был окончательно готов, заняв всю комнату в квартире, Чуковский решил пригласить своих друзей для смотра получившегося судна — Фельтена и Житкова.
Фельтен, увидев буер, оценил его очень плохо. Как выяснилось, прикладывали огромные усилия зря — судно необходимо строить не из толстых бревен, а с использованием обыкновенных досок. Коньки нужно было брать из дерева, и обивать его небольшим количеством железа.
Когда юноши вернулись, Фельтен рассказал им об огромном количестве ошибок. Сначала они насупились, и попросту не верили словам одного из лучших буеристов своего времени, ведь Борис Житков, один из строителей, сам предлагал план постройки судна. Он сначала пытался спорить с Фельтеном, но потом понял, что ошибся. Сначала юные кораблестроители не верили в то, что Житков, их одноклассник, совершил ошибку. Тогда Фельтен пригласил их к себе домой, где показал чертежи настоящих буеров и даже подарил мальчикам номер «Торгового флота», где было несколько статей о буерном спорте. Сначала они попросту не поверили, но, спустя три дня Борис осознал свою ошибку и начал чертить модель нового буера. Тогда, чтобы мальчики не потеряли любви к парусному спорту, Фельтен решил их пригласить в яхтенный клуб, чтобы прокатиться на буере. Однако ветер практически полностью отсутствовал, и яхта передвигалась с очень маленькой скоростью, но это не помешало мальчикам управлять судном.