Барселона претерпела значительные экономические и географические изменения за последние 35 лет. Прогнозы предполагают, что к концу десятилетия количество суперяхт более 90 метров может удвоиться по сравнению с текущим парком.
Экспоненциальный рост рынка мегаяхт привёл к буму строительства пристаней для яхт и модернизации инфраструктуры в течение последних пяти-десяти лет. Тем не менее, некоторые города были подготовлены к такому подъёму, и за последние пару десятилетий для таких мест, как Барселона, он стал движущей силой в трансформации экономического и географического ландшафта окружающей среды.
Нидерланды, ещё одно выдающееся место для создания суперяхт, теперь демонстрируют экономические плоды стабильной и уважаемой индустрии нового строительства на протяжении более 50 лет. Когда индустрия суперяхт впервые появляется на новом рынке, на ум обычно приходит первоначальный образ позитивной экономической модели, предполагающей бум как прямой, так и косвенной занятости. Недавние исследования показали, что в голландских судостроительных компаниях и поставщиках морского оборудования напрямую работают около 12 000 и 17 000 человек соответственно.
Теперь, со стабильной и безопасной экономикой, города в Нидерландах принимают альтернативную экономику, такую как экономическая модель пончика в Амстердаме, которая фокусируется на повышении качества жизни и ограничении воздействия на окружающую среду, а не на чистом финансовом росте. Этим фундаментальным изменениям способствует ряд судостроителей. Поскольку Барселона извлекает выгоду из своих предыдущих инвестиций в морскую инфраструктуру, индустрия суперяхт может оказаться той рукой, в которой она нуждается после того, как была парализована годом без туризма во время пандемии COVID.
Выступая в прошлом году в отчёте капитанов суперяхт, Пепе Гарсия-Обер, генеральный директор и президент MB92 Barcelona, сказал: «Учитывая характеристики Барселоны как центра технологических инноваций, а также богатство знаний и опыта в рамках признанных ассоциаций и ведущих компаний отрасли, у города есть невероятные возможности для развития как одного из центров создания суперяхт на Средиземном море».
Лето и осень 2020 года были странным временем для жизни в Барселоне, особенно для прогулок по обычно заполненным улицам Барселонеты, изредка проходя мимо местных жителей в масках. В течение долгого времени район напоминал город-призрак, но стоило войти в ворота MB92, как всё стало как обычно, во многом благодаря помощи специальной команды по коронавирусу, которая каждые две недели проводила ПЦР-тесты.
Капитан Ян Робертсон работал над ротацией в Барселоне в течение последних 16 лет: «Зимой 1993 года мы прибыли в MB92 на 75-метровой яхте Leander. Когда мы швартовались, именно Пепе Гарсия и его дочери поймали наши тросы и помогли связать нас. Теперь он генеральный директор одной из крупнейших верфей в мире. Рост и развитие, которые Барселона наблюдала за последние пару десятилетий, были огромными».
Тем не менее, местные жители всё ещё сопротивлялись, когда марины в Барселоне решили разместить более крупные яхты. «Вы можете понять, почему, – объяснил капитан Робертсон, – в Барселоне всегда было такое изобилие небольших местных компаний с блестящими мастерами-ремесленниками, Здесь так много великих сварщиков и плотников, но маленькие лодки вытеснили мегаяхты, и сейчас здесь работает много иностранных компаний. Так что это определённо тема для разговора при обсуждении влияния суперяхт в Барселоне».
Что касается воздействия суперяхты на окружающую среду, капитан Робертсон сказал: «Экологическое развитие суперяхт движется в правильном направлении, но, в конце концов, подумайте о количестве береговой мощности, которое суперяхта более 150 метров использует каждый день, когда она стоит у причала в Барселоне. Это очень важно».
За этим стоит Барселонский план действий в области климата, дорожная карта, направленная на сокращение выбросов на 45% к 2030 году, чтобы к 2050 году стать углеродно-нейтральными. Этот план получил поддержку в январе 2020 года, когда мэрия объявила чрезвычайную климатическую ситуацию и пообещала потратить к 2025 году более полумиллиарда евро.
Согласно планам нынешнего мэра Ады Колау, город увидит ещё большую трансформацию городского ландшафта, но не только в интересах сообщества суперяхт. Цель состоит в том, чтобы построить вокруг города более 500 «суперблоков», чтобы превратить всю центральную сеть в более зелёную и удобную для пешеходов зону.
Перед Олимпиадой 1992 года Барселона была известна тем, что «стояла спиной к морю». Но за последние тридцать лет город серьёзно занялся суперяхтенной и морской индустрией. К настоящему времени пристань для яхт и верфи в городе продемонстрировали существенный и достойный похвалы прогресс и обязались активизировать свои усилия на благо будущего. Но после пандемии жители Барселоны начали возвращаться к земле, чтобы решить некоторые насущные проблемы. Возникает вопрос, изменится ли индустрия суперяхт вместе с Барселоной, или Барселона изменится сама?