Ирина Грачева — любительница яхтинга, проживающая в Санкт-Петербурге. Она получила звание первое в Российской Федерации женщины, которая поучаствовала в одной из самых известных яхтенных гонок под названием Mini Transat. В ходе соревнования участники должны пересечь Атлантический океан, используя для этого небольшие шестиметровые суда открытого типа, и при этом они не должны нигде останавливаться, а связь полностью отсутствует. Кроме того, максимальное количество членов экипажа — один человек, то есть участники соревнуются без людей. На данный момент девушка находится на самоизоляции во Французской Республике.
Гонка Mini Transat
Mini Transat – единственное, в своем роде, соревнование, которое отличается от других регат по ряду причин. Во-первых, такую длительную дистанцию участники проходят полностью в одиночку, что для яхтенных соревнований является очень редким явлением. Во-вторых, пересечение Атлантики проходит без каких-либо перерывов. В большинстве подобных соревнований спортсмены останавливаются для того, чтобы восполнить запасы, провести ремонт или попросту отдохнуть.
Состязание делится на два этапа. В первом участники должны пройти 1 300 морских миль, пересекая воды Бискайского залива. Этап начинается в Португалии, а заканчивается на Канарских островах. Вторая часть состязание — пересечение океана и финал на Карибских островах. Одно из основных отличий данного соревнования — размер судов. Дело в том, что в регатах на длительную дистанцию обычно принимают участие большие лодки, а здесь средний размер составляет всего шесть метров. Такие суда, в сравнении с более крупными вариантами, не очень стабильны. Кроме того, на судах, которые участвуют в Mini Transat, установлено большое парусное вооружение.
Участники должны прожить время путешествия в достаточно трудных условиях: туалет и душ полностью отсутствуют, а режим сна часто сбивается.
Различные соревнования длятся по-разному, но среднее время составляет двадцать пять дней. Бывают и двадцатидневные, и месячные регаты. Главный фактор, от которого зависит скорость проведения соревнования — скорость и направление ветров. Женщина один раз принимала участие в состязании, и она потратила на него двадцать один день. И это учитывая то, что его не удалось завершить из-за произошедшей поломки.
Первые мысли об участии в таком масштабном соревновании начали появляться еще в 2016 году. В то время девушка была полностью вовлечена в занятия яхтингом, и ее развитие продолжалось довольно активно. На тот момент она никогда не принимала участия в одиночных соревнованиях, а участвовала в длительных гонках на шестьсот морских миль. Женщина желала найти для себя достойное испытание и узнать о возможностях своего организма. И действительно, путешествие на длительных дистанциях без экипажа — гораздо более трудная задача, чем обычные состязания, ведь абсолютно вся ответственность лежит на одном человеке и ее нельзя разделить.
На подготовку к началу регаты ушло примерно три года. В соревнованиях нужно принимать участие на своей яхте, которая должна соответствовать целому вороху различных требований. Кроме того, купленное судно пришлось подготовить и научиться им уверенно управлять. Кроме того, дополнительное условие — прохождение обязательной дистанции в 2,5 тысяч морских миль. Для того, чтобы участвовать в соревновании спокойно, нужно было найти спонсоров и представить им свой проект для того, чтобы они выделили средства.
Условия соревнования и устройство судна
В некоторых аспектах пересечение океана проще, чем обычные состязания вдоль берега. Океан — место, где практически нет никаких происшествий. Маршрут состязания проходит в местности с активными пассатами и практически постоянным попутным ветром. Временами девушка шла по одному парусу на протяжении нескольких дней. Единственные задания — смена парусов и слежка за ветром. В одиночку делать это достаточно трудно, но задача вполне посильная. Конечно, времени на такие развлечения, как просмотр кинофильмов и чтение книг практически нет, но на здоровый сон хватает.
Но сон в море отличается от обычного: например, девушка каждые сорок минут устанавливала будильник, после чего осматривала судно и, в случае, если все хорошо, могла продолжить спать.
Многие аспекты соревнования существенно упрощаются благодаря тому, что на судне присутствует система автопилота. Благодаря ей капитан получает все актуальные данные о том, в какую сторону дует ветер, с какой скоростью идет судно и какова сила качки. Однако не стоит забывать о том, что море может меняться, и автопилот помогает далеко не во всех случаях. Например, если ветер сменил свое направление, то необходимо вскочить и быстро сделать все необходимые вещи.
На данной регате действуют особые и достаточно строгие правила. Запрещается использовать электрические навигационные приборы и другие гаджеты, с помощью которых можно просто рассчитать маршрут передвижения на ближайшее время. Однако без некоторых электронных приборов попросту не обойтись из-за того, что пребывание на судне без них станет небезопасным. Например, присутствует самая простая модель GPS-навигатора, с помощью которого можно определить координаты и курс. Кроме того, установлена система AIS, которая предоставляет информацию о находящихся неподалеку судах с этой же системой. Океан полон различных опасностей, и нередко суда сталкиваются друг с другом. Единственное доступное средство связи — простейшая рация системы VHF, максимальная дистанция действия которой ограничена 6 морскими милями. Кроме того, запрещается любая связь с сушей и получение информации из других источников. В качестве примера можно привести то, что в правилах запрещено узнавать любую информацию у соседних судов.
Единственные поводы для начала радиосвязи — расход по разным маршрутам, запрос медицинской помощи. В правилах соревнования указана еще одна, достаточно необычная причина — психологическая. Она относится к тем людям, которым очень трудно находиться в открытом море без человеческого общения. Однако за все время соревнования можно и вовсе не встретить никаких судов.
Еда на судне достаточно простая. Для воды на судне присутствует так называемое устройство Jet boil, которое во многом напоминает обыкновенный примус. На кипячение воды уходит несколько минут. Продукты делятся на две части: сублимированные и стерилизованные. Первые необходимо заливать водой, а вторые — просто разогревать. И это не какая-то быстрорастворимая лапша, а полноценная еда, которая создавалась диетологами специально для того, чтобы обеспечить энергией путешественника. Девушка всегда берет с собой фрукты, которые сохраняются длительное время — яблоки, апельсины, шоколад и так далее.
Опасности открытого моря
Наибольшую опасность при нахождении в океане — объекты, плавающие там, и которые достаточно трудно заметить. В морях с теплым климатом это — контейнеры, выпавшие с грузовых судов из-за сильного ветра, гигантские бревна и прочие вещи. Все это является прямой опасностью для корпуса судна. Иногда суда сталкиваются с морской жизнью — например, китами, и они также достаточно опасны. Хотя столкновения с ними и более мягки, из-за них можно потерять киль или вовсе перевернуться.
Фактически избежать подобных столкновений попросту нельзя. Скорость судна – 15-17 узлов, и даже если при передвижении безостановочно вглядываться в морскую гладь, все равно опасные объекты станут видимыми только в то время, когда нельзя будет изменить направление лодки. Подобные ситуации предусмотрены организаторами соревнования, и на каждом судне есть спасательная лодка. Перед началом соревнования каждый участник обязан пройти испытание: достать спасательную шлюпку за пятнадцать секунд. На лодках установлены специальные буи, с помощью которых подается сигнал SOS.
Авария во время первой гонки
Первое соревнование Mini у девушки прошло не очень удачно и из-за аварии пришлось сойти с дистанции. В середине соревнования началась резкая смена погоды. Ветер был все еще попутным, но при этом существовали достаточно мощные порывы и сильный дождь. Скорость ветра была крайне нестабильной, и за ней попросту невозможно было успеть совершить необходимые действия. Если днем на горизонте замечается туча, то все уходит на подготовку к шторму. Однако в ночное время все гораздо труднее. Истинное спортивное мастерство — уметь передвигаться, оставляя скорость максимальной, но при этом не повредив лодку.
В ситуации девушки ночью неожиданно появилась туча, вместе с которой пришел и очень сильный ветер, уничтоживший мачту. Девушка из-за этого была очень расстроенной. Дело в том, что большая часть участников соревнования желает лишь одного — дойти до конца соревнования. Дело в том, что около пятнадцати процентов гонщиков сходят с дистанции, и в большинстве случаев виной этому являются именно аварии.
Поломка мачты — одна из самых распространенных поломок, которой все пытаются избежать, но не у всех удается это сделать.
Продолжать соревнование с уничтоженной мачтой было попросту невозможно, но девушка поставила второй парус на остатках мачты и начала медленно двигаться к цели. Однако расстояние до ближайшей цели было крайне большим — более тысячи морских миль, и, к тому же, перестал работать автопилот. В итоге девушка отправила в координационный центр просьбу о помощи. Девушка покинула яхту и перешла на лодку спасателей.
Одиночество в открытом море
Первое состязание девушки длилось двадцать один день, и все это время она находилась в одиночестве. Однако этот маршрут не являлся самым трудным: гораздо более тяжелым испытанием было десятидневное испытание, по которому определяют участников состязания. Хоть основная гонка и длиться больше, но во время участия в ней осознаешь, что на относительно небольшом расстоянии есть почти сто лодок, и ежесуточно с девушкой связывались организаторы, сообщая погоду на ближайшее время.
Наверное, ощущения, схожие с пребыванием в открытом море, ощущают исследователи космоса. Сильнее всего это чувство проявляется в ночное время, когда видны только звезды. Главная цель испытательного маршрута — вовсе не оценка мастерства гонщика, а определение возможностей его психики. Дело в том, что находится в открытом море без контакта с людьми на протяжении почти месяца — это крайне трудная задача.
В море очень трудно правильно спать. Все время появляются новые трудности, которые требуют решения, и яхтсмены могут не спать до двух суток. Из-за длительного нахождения в одиночестве и крайней усталости у многих владельцев яхт появляются различные галлюцинации. У девушки подобных явлений не было, но ее знакомые сталкивались с подобным. Они могли видеть близких людей или слышать их.
Одиночество является существенной проблемой только первое время, потом наступает привыкание. Средства связи отбирают практически во всех крупных соревнованиях. Это нужно для того, чтобы гонщик не отвлекался от своей основной цели и сосредоточился.
Во время соревнования постоянно появляются новые задачи, и свободное время практически отсутствуют. Даже во время отдыха человек продолжает думать о том, что будет делать в ближайшее время. У девушки на судне присутствовал плеер для музыки.
Также на судно разрешается брать и другие средства развлечения: литературу или проигрыватели видео.
В начале своего пути одиночного гонщика девушка очень боялась того, что в середине соревнования поймет, что не любит данный формат состязаний. Однако от этого страха удалось легко избавиться во время прохождения испытания. Оно было очень трудным: переставали работать различные приборы, погода была ужасной. Однако спустя некоторое время девушка обрела состояние гармонии с морем. Она осознала, что одиночные путешествия даже в чем-то лучше командных, и полюбила их.