В 2013 году проходила выдача наград в области парусного спорта и яхтинга «Яхтсмен года». Место лучшего тренера по парусному спорту заняла Светлана Кротова, которая начала заниматься тренировкой еще во времена Советского Союза, и ее общий стаж составляет более чем пятьдесят лет. Причем она продолжает обучать юных любителей яхтинга искусству управления судном.
Женщина очень любит парусный спорт. Даже в ее квартире около Московской кольцевой абсолютно каждый элемент интерьера напоминает о море — книги, картины и так далее.
Обучение детей в современном мире
Женщина тренирует исключительно детей. Как она заявила, обучать взрослых спортсменов не очень интересно. Дети — чистый лист, и их можно обучать собственной методике с нуля, и в ней они смогут стать настоящими профессионалами. Ученики Светланы всегда показывали хорошие результаты как на всероссийских, так и на международных соревнованиях.
Как считает женщина, сейчас детей обучать гораздо труднее. Раньше они могли просто отправиться тренироваться на велосипедах, без сопровождения. Сейчас такое если и возможно, то далеко не со всеми детьми. Большая часть детей посещает соревнования вместе с родителями, и редко удается тренироваться больше двух часов — родители забирают детей слишком рано. Школьные нагрузки на детей в последнее время очень увеличились, и им приходится тратить на обучение гораздо больше времени, и на спорт остается совсем немного.
Конечно, и раньше детям давали достаточно большую нагрузку, однако, в любом случае, она была меньше нынешней. Кроме того, дети успевали совмещать яхтинг не только с учебой, но и с различного рода кружками. Раньше детям попросту нравился парусный спорт, и они пытались провести на судне как можно больше времени — сразу после прихода со школы быстро делали все домашнее задание и быстро отправлялись тренироваться. Сейчас у детей появилось гораздо больше развлечений — компьютерные игры и так далее, которые многие считают более увлекательными, чем парусный спорт. Из-за этого у детей нет желания посещать даже условный соседний футбольный клуб, не то что далекую парусную школу.
Даже мотивация изменилась. Раньше дети по большей части сами проявляли инициативу — читали книги о морских путешествиях или смотрели фильмы, после чего, наполнившись желанием путешествовать, отправлялись в парусную школу. Теперь же процент читающего населения серьезно уменьшился, но количество желающих заниматься этим видом спорта осталось таким же. Большая часть детей не очень сильно хочет это делать, но их заставляют родители, которые раньше занимались этим видом спорта. Также некоторые дети путешествуют вместе с родителями и сами хотят научиться управлять судном. Конечно, «династии» парусных спортсменов существовали еще во времена Советского Союза, но их было гораздо меньше.
Многие из родителей участвуют в тренировках вместе с детьми, причем большинство делает это не из-за желания помочь ребенку, а чтобы просто посоревноваться самим.
Светлана имеет огромный опыт в обучении детей. Она, например, не перегружает детей обучением, и они продолжают интересоваться спортом практически все время обучения. Она считает, что в большинстве случаев дети прекращают занятия этим видом спорта из-за страха. Для восьмилетнего ребенка огромная водная гладь кажется огромным непреодолимым препятствием, и главная задача учителя на начальных этапах обучения — помочь воспитаннику преодолеть эту боязнь.
Например, в 2014 году женщина проводила сборы в Дахбе, и к ней на обучение привел своих детей мужчина-яхтсмен. Дочь, которая была старше сына мужчины, быстро привыкла к морю и отлично проходила обучение. А вот мальчик, которому на тот момент было около восьми лет, боялся даже стать на судно. Светлана сначала пыталась уговорить его попробовать, но он отказывалась. Потом это попробовала сделать мать, но все оказалось бесполезным. После этого к нему подошел отец, сказал что-то и мальчик сразу же отправился на судно, преодолев страх. И ему сразу же понравились путешествия на яхтах.
Большинству людей нравится парусный спорт, однако на осознание этой любви может уйти немало времени. В последние годы работы Кротовой у нее почти отсутствовали дети, не любящие яхтинг — ушло всего несколько человек, которые были слишком маленькими для обучения.
Многие родители хотят, чтобы их дети стали профессиональными парусными спортсменами и зарабатывали на жизнь, участвуя в различных соревнованиях. Однако такое пожелание не совсем верно, хотя и весьма похвально. Дело в том, что, в большинстве случаев, ребенок рано заканчивает учебу в школе и все время проводит в парусных соревнованиях, не получив своей профессии.
Родители ставят перед ребенком цель — стать чемпионом, и он делает все возможное для ее достижения. Но профессиональный спорт — достаточно ненадежная профессия. Человек может запросто потерять возможность участвовать в состязаниях, например, из-за травмы или просто отсутствия желания. И если спортсмен захочет прекратить профессиональную деятельность, то на суше у него попросту не будет нормальной работы из-за того, что он все свое время тратил на совершенствование в яхтинге.
Светлана считает, что нельзя заниматься исключительно яхтингом — всегда нужно иметь основную профессию, чтобы, в случае непредвиденных обстоятельств, была возможность быстро устроиться на оплачиваемую работу.
Конечно, победа в чемпионате — отличная цель, но ее исполнение требует огромных физических и психологических вложений.
Одни дети очень серьезно воспринимают поражение, часто доходит до слез, однако все успокаиваются, понимая, что будут и другие состязания, в которых появится шанс одержать победу. Судить по детским достижениям о качествах будущего спортсмена нельзя. В истории есть множество случаев, когда дети, показывающие очень плохие результаты в парусном спорте, с возрастом становились настоящими мастерами и одерживали победы на международных чемпионатах.
Ученики
Светлана следит за тем, как продвигается карьерное развитие учеников. Некоторые воспитанники достигают больших успехов, другие — меньших, но на обучение всех она тратит одинаковое количество сил и времени. Женщина никогда не выделяла учеников на фоне других. Однако у нее был любимый выпуск учеников, которых она обучала в районе Строгино. В большинстве случаев ученики, проходящие обучение, имеют абсолютно разные умения — некоторые знают азы управления судном, а вот другие вовсе никогда на него не становились. В этом выпуске у всех были одинаковые навыки, и обучать их было очень интересно.
Например, Анна Илюхина тренировалась вместе со Светланой во время подготовки к первым детским Олимпийским играм. Это было зимой, и многие не понимали такого странного решения, однако и ученице, и учителю нравились эти занятия. Кроме того, они принесли немалую пользу, ведь в это время другие участники не занимались тренировками.
Выпуск из района Строгино успел совершить путешествия для участия в соревнованиях во многие места — начиная с Гарды и заканчивая Израилем. И в каждом месте они проявляли себя достаточно неплохо, но самое трудное состязание было именно на озере Гарда. Там проходит одна из самых необычных регат — более тысячи яхт класса «Оптимист» одновременно. Участники не потерялись среди тысяч других и сумели показать себя на достаточно высоком уровне, хоть и не одержали победы. Обучать одинаковых учеников попросту невозможно: кто-то будет усерднее, кто-то — талантливее и так далее. Все, в основном, зависит от работоспособности ученика.
Сразу узнать о способностях ученика попросту невозможно. Конечно, с первого взгляда можно предугадать некоторые особенности, однако результаты полностью зависят от самого воспитанника. С первого взгляда все дети выглядят практически одинаково, и большую часть особенностей поведения можно узнать, только проведя некоторое время вместе. Например, Светлана могла кому-то рассказывать важные вещи, а дети только делали вид, что ее слушали, а на самом деле занимались совершенно другими делами.
Еще один способ узнать усердных учеников — тренировки по очереди. Дело в том, что иногда судов не хватает, и приходится обучать всех по очереди. Некоторые рвутся на судно, а другие попросту уступают место. Хотя, конечно, и это не является показателем работоспособности ученика. Многие дети, которым в первое время заниматься скучно, по прошествии нескольких дней понимают, что им нравится парусный спорт и начинают тренироваться всерьез.
Примеры для подражания
Светлана занимается парусным спортом достаточно давно, и помнит многих, кто занимался яхтингом вместе с ней. Со многими спортсменами она была знакома, и среди лучших, которых она приводит в пример своим ученикам, отмечает Тимира Пинегина, Льва Шаврина и других.
Лев Шаврин выделялся среди остальных, и с ним было связано огромное количество необычных историй. Например, когда-то спортсмены обсуждали отличия новых и старых лодок, считая, что на старой очень трудно обогнать современную. Шаврин подошел к ним и предложил соревнование на необычных условиях: попросил дать ему самую худшую из лодок и дал остальным участникам пятиминутную фору. В результате он пришел на финиш первым, победив всех на самом плохом судне. У него была болезнь, связанная с легкими, и он умер очень рано, хотя мог достичь огромных успехов. Женщина никогда не рассказывает истории о других яхтсменах намеренно, а только в тех случаях, когда они приходятся к месту. Например, историю выше она чаще всего повторяет тем ученикам, которые расстраиваются из-за того, что им дают старые суда.
Все эти люди были своего рода фанатиками этого вида спорта. Они были влюблены в яхтинг, при этом находились в очень теплых отношениях друг с другом. И при этом во время состязания они были злейшими противниками. Например, друзья А. Чучелов и В. Манкин соревновались друг с другом в классе «Финн». В то время одержать победу было очень трудно — даже победа на чемпионате Москвы считалась огромным достижениям, не говоря уже о всесоюзных соревнованиях по парусному спорту. Из-за массового распространения яхтинга среди населения участников было действительно много, и на крупные соревнования попадали лучшие из лучших.
На мировой арене из-за этого советские спортсмены нередко занимали первые места.
После распада Советского Союза парусный спорт стал находиться в плачевном состоянии. Он стал не таким массовым, как ранее, и на мировой арене российские спортсмены стали выступать заметно хуже советских. Однако все задатки для развития у российского спорта присутствуют, и он в последнее время стал гораздо лучше. Светлана очень увлекается парусным спортом и старается делать все возможное для того, чтобы российские спортсмены снова стали занимать первые места на международных соревнованиях по парусному спорту. Женщина очень увлекалась не только самими состязаниями, но и всем, что было связано с яхтингом. Она постоянно была вовлечена в ремонтные работы — красила, полировала и так далее. Такое воспитание дает гораздо больше положительных эффектов, чем негативных.
Сейчас дети обучаются в условиях, когда не нужно заниматься подготовкой судов — все уже приготовили сотрудники школы. Достаточно сесть на судно и отправиться на тренировку. Такое отношение, как раньше, осталось совсем у немногих, и любовь к своим яхтам распространена, в основном, среди любителей класса «Финн» и «Дракон». И такое отношение зависит, в первую очередь, не от детей, а от законов государства, так что юное поколение обвинять в разгильдяйстве нельзя. Просто появилось слишком много запретов и административных штрафов, и приучать детей к труду попросту невозможно. Хотя у такого отношения есть и плюсы — драгоценное время можно полностью отдавать тренировкам.
Карьера Светланы
С самого детства женщина любила море, ведь жила неподалеку от него. Родители девочки принимали участие в восстановительных работах «Артека» после ВОВ. Она и ее брат проживали в этом лагере до 1949 года, когда они начали обучение в школе. Тогда мать вместе с детьми отправилась в столицу Советского Союза, а отец решил остановиться там. Кстати, не так давно в «Артеке» начал действовать центр парусного спорта.
Женщина очень любила море с самого детства, но в Москве его, конечно же, не было. Однако после переселения женщине повезло еще раз — они с матерью жили на Войковской, неподалеку от ЦСК ВМФ. В каждую школу приходили тренеры в области парусного спорта, которые предлагали обучаться искусству управления судном. Девочка сразу же захотела заниматься этим видом спорта, но существовало ограничение по возрасту — начинать заниматься можно было только с четырнадцати лет. Впервые судно она посетила только в 1956 году.
Она показывала огромные успехи, и уже спустя три года получила первое место на первенстве СССР по парусному спорту. Как она позже рассказала, этой победы не было бы без тренера Марины Синягиной, в состав команды которой входила девочка. Она была шкотовой, однако ей сразу же не понравилось это занятие — она мечтала управлять своим судно. Вскоре ее мечта сбылась, и она стала капитаном.
На своем пути она совершала множество ошибок. Например, управляя судном, допускала себе излишнюю мягкость, давала приказы вежливо. Многие, с кем женщина начинала свой яхтенный путь, продолжают увлекаться парусным спортом, хотя большинство покинуло яхтинг.
Работа тренером
Женщина достигла пика своей карьеры. На Олимпийские игры она попасть просто не смогла бы, ведь туда нельзя было идти женщинам-яхтсменам. Отношение к представительницам слабого пола было гораздо хуже, чем к мужчинам. Когда она решила начать тренировать детей, ей попросту запретили обучать девочек. Тренером может стать далеко не каждый яхтсмен, даже если он лучший из лучших. Эта работа требует особых умений, и простого мастерства никогда не хватает. Женщина решила начать работать учителем благодаря своему мужу, Алексею Рудницкому. Он работал в клубе «Спартак», и хотел, чтобы женщина соревновалась именно там. Там была детская группа и свободное рабочее место тренера, которое она и заняла.
Специальное образование у женщины отсутствовало, так что ей приходилось обучаться общению с детьми на ходу. В то время наличие педагогического образования не играло особой роли, главным условием было наличие спортивных достижений. У женщины было звание мастера спорта Советского Союза. По мнению Светланы, умение педагога зависит не от знаний в этой области, а от личных качеств человека. Конечно, для улучшения своих умений женщина читала специальную литературу — ей очень помогли книги Макаренко.
Она считает, что главное — любить и понимать детей. К этому женщина была предрасположена, ведь даже ее родители работали именно с детьми.
Дальше она с мужем отправилась в «Аврору». После этого у них родился сын. Дальше женщина начала обучение в пединституте, и была вынуждена взять отпуск на работе, приостановил тренировки. После этого состояние здоровья ее свекрови очень ухудшилось, и нужно было постоянно ухаживать за ней, ненадолго оставив обучение в институте. Кроме того, нужно было следить за ребенком и тратить на него время. После того, как сын вырос, она продолжила обучение, но родился второй сын. Работать тренером женщина попросту не могла — слишком большое количество проблем, которые нужно решать. Тогда она выбрала профессию лаборанта. График работы идеально ей подходил, и у нее хватало времени на детей.
Она вернулась в парусный спорт по случайности — летом отправила сына в спортивный летний лагерь ЦСКА, однако оказалось, что там отсутствует тренер, и детей обучать не выйдет. Она решила учить детей в лагере ЦСКА, отправилась туда, ее приняли на работу. С того момента она ни разу не оставляла занятия парусным спортом. Она ушла из лагеря ЦСКА в «Водник», потом вернулась в «Аврору», где продолжала работать вплоть до распада Советского Союза, когда у большинства клубов настали очень тяжелые времена.
Некоторое время у пары были проблемы с жильем, и они жили прямо в яхтенном клубе «Аврора», при этом воспитывая маленьких детей. Тогда руководство построило им дома на заднем дворе, и место работы стало идеальным — не нужно было идти, все было под рукой. Однажды женщина совершала небольшое путешествие на парусном судне в Пирогово, а Алексей ждал ее на суше с маленьким ребенком в коляске, которого нужно было скоро покормить.
Женщина решила, что она успеет вернуться вовремя, ведь отошла не очень далеко, однако резко начался штиль. На судне не было двигателя, и без паруса оно попросту не имеет возможности передвигаться. При этом необходимо было срочно кормить ребенка. Она сообщила на берег о своей проблеме, ей прислали катер, который доставил женщину на берег. Там Алексея и коляску окружала толпа мужчин, которые решали, как кормить ее сына.
В один момент все это кончилось. Советский Союз распался, «Аврора» закрылась, и она около года работала там вахтенной. Думала, что скоро все наладится, и можно будет вновь работать тренером. Однако прошло достаточно много времени, и зарплаты вахтенной стало не хватать. Кроме того, помощи от мужа не было, ведь он участвовал в соревновании в честь двухсотлетия со дня основания Соединенных Штатов, пытаясь заработать приз победителя. Путешествие шло по пути Колумба.
Женщина устроилась на работу в бассейн инструктором. Первый рабочий день был особо трудным — в бывшем яхтенном клубе «Аврора» было просторно, а в бассейне душно, и сильно воняло хлоркой. Она очень расстраивалась из-за того, что не могла путешествовать на яхте. Однако она на некоторое время вернулась в яхтенный спорт, но в качестве судьи, которым она стала благодаря помощи Олега Ильина. Однако этого, в любом случае, не хватало, ей хотелось побыть в море больше, обучать детей спорту. Однажды она шла под парусом и увидела вдалеке два парусных судна, отправилась к ним и встретила там Василия Бессонова, который любил серфинг и организовал небольшой клуб парусного спорта.
Организация была совсем небольшой — в флот входило четыре старых судна класса «Оптимист», которые раньше являлись частью клуба «Труд», который прекратил свое существование. В клубе был свой тренер, однако он был не очень хорошим — большую часть времени находился на суше, читая книги, пока дети тренировались на воде без какой-либо помощи. Женщина попросила устроить ее на работу, и Василий согласился. Так она начала работать в Строгино.
Клуб за все время своего существование переименовывался много раз. Он носил название «Норд Вест», парусная секция ДТ «Строгино», после этого начались проблемы с землей, которую хотели отобрать, однако не удалось. Вода в этом месте идеально подходила для парусных соревнований. Парусная школа переименовывалась еще множество раз, но теперь носит название спортивной школы №26 Московского комитета спорта.
С количеством судов в клубе всегда было не очень хорошо. Но клуб на начальных этапах не был чем-то значимым — там просто подготавливали учеников к обучению в Школе высшего спортивного мастерства. Детей набирали, отправляли в «Норд Вест», обучали азам и дальше они уходили в другие школы. Большая часть судов, которое находились в распоряжении клуба, принадлежала именно Школе высшего спортивного мастерства.
Потом произошла одна история, в связи с которой пришлось расторгнуть договор с ШВСМ. Все суда организация забрала, однако спустя некоторое время клуб нашел спонсоров в виде торговой сети «Алые паруса». Ее руководство выделило средство на покупку пяти судов класса «Оптимист», шести класса «Ракета» и четыре современные яхты класса «Лазера». Многие суда покупали родители детей, которые обучались в школе.
Регаты
Во времена существования Советского Союза каждый яхтенный клуб вне зависимости от ведомства обязан был проводить соревнование в области парусного спорта для детей. У каждого клуба были свои индивидуальные соревнования с разными названиями и условиями. В клубе «Аврора», где и проработала большую часть жизни женщина, соревнование носило название «Веселый ветер». Она предложила идею проведения такой же регаты руководителю клуба, и он согласился.
С возрождением данной регаты, кроме самой Светланы Кротовой, справлялся Анатолий Кондаков — человек, по-настоящему влюбленный в парусный спорт и все вещи, связанные с ним. Другие ветераны этого вида спорта также положительно отнеслись к возрождению старинной регаты и оказывали посильную помощь. Многие помогали материально, другие просто занимались популяризацией соревнования.
Во времена основания в состав флота этой регаты входили только суда класса «Оптимист» и «Луч», но за время существования появилось гораздо больше классов.
Тренеры и парусный спорт
В девяностые практически все мужчины-тренеры уволились в связи с очень низкими заработными платами. Когда ситуация стала лучше, вернулись совсем немногие. Среди нового поколения тренеров тоже немало, но особенности немного отличаются. Например, Александра Решетова, бывшая воспитанница Светланы, работает тренером. Она занималась парусным спортом, училась в Московском Государственном Университете, является детским психологом. Но официально не имеет права работать тренером, ведь у нее нет педагогического образования — только психологическое. В Москве зарплата, которую получают тренеры, очень мала, и мужчины редко на нее соглашаются. А вот в других городах России ситуация с этим намного лучше. Например, в одном нижегородском клубе молодой парень стал участником программы «молодой специалист». Ему выдали жилье, но за него он должен некоторое время работать.
Светлана все еще не считает себя полностью уверенной в своих силах, хотя ее близкие всегда считали ее отличным тренером, и она воспитала несколько десятков победителей международных чемпионатов. Второй муж женщины, Вадим Прибылов, входил в состав сборной СССР по парусному спорту и все еще путешествует на судах. Старший сын также любит яхтинг, а вот младший стал фотографом, который, однако, любит фотографировать корабли. Внук женщины тоже любит парусный спорт, а ее брат даже приобрел небольшое собственное судно, на котором путешествует вся семья.
Женщина воспитала множество учеников, которые получали награды и почетные звания. Например, Сергей Волчков, который начал учиться у Светланы в возрасте одиннадцати лет, сейчас является заслуженным мастером спорта. Получил звание чемпиона мира в классе «Солинг», также получил несколько наград на международных соревнованиях.
Другой воспитанник женщины, А. Макаров носит звание мастера спорта Советского Союза с 1980 года, побеждал на международных регатах, принимал участие во всех соревнованиях серии Rolex.
Женщина получила огромное количество наград, связанных с ее тренерской деятельностью. Кроме того, о ней отлично отзывались практически все ее воспитанники, многие из которых добились огромных успехов в области парусного спорта. Женщина считает, что главное — привить любовь к парусному спорту и морю. Одна из последних наград — лучший тренер по версии организаторов мероприятия «Яхтсмен года». Однако церемонию награждения женщина посетить не смогла, ведь проводила тренировку.