Полюбившиеся европейцам ривьеры находятся вдали от Черного моря. Потому швейцарские яхтсмены отправились сюда под парусами, выбрав маршрут от Турции до дунайской дельты. Как об этом вспоминает Клаус Андрюс?
Прохождение по Босфору можно сравнить с продеванием нитки в иголку. Мраморное и Черное моря связаны узенькой колеей, пройти по которой под силу только опытному капитану. Местами между берегами ширина пролива доходит до 700 м. Во время маневра супертанкера на 30-километровом отрезке этого водного пространства остальные суда должны ждать, пока он выплывет. Крупным судам, конечно, уступают дорогу. О маломерках мало кто думает…
Босфор часто сравнивают с улочкой, где предусмотрено одностороннее движение. Причем это направление изменяется два раза на дню. Помимо профессиональных кораблей, курсирующих вдоль, плавают здесь и лодочки, перемещающиеся в поперечном направлении. Азию и Европу связывают водные «автобусы», рыбацкие трамвайчики, парусники и моторные катера.
Путешествие Андрюса и его друзей началось в турецкой марине Атакой, в южной части мегаполиса, где живет 15 млн. жителей, что в 8 км от Ататюрка.
Эта марина удобна для швартовки, и на причале нередко красуются белоснежные «американские» суперяхты. Однако это не американцы, а турки, водружающие флаг США над лодкой, чтобы укрыться от налогов, выдавая себя за иностранное судно. У яхты «Flynig Swiss-4», которая принадлежит крейсерскому клубу Швейцарии, подобных сложностей не возникает, хотя никто не освободил команду от уплаты сборов порта. Руководство марины берет 110 евро за ночлег лодки длиной в 14 метров. Команда решила не тратить время на разборки с таможенными операторами, наняв специального агента. Этому человеку было поручено посещение официальных инстанций и оформление бумаг.
Яхта, выходя из Турции, должна была подплыть к таможенной пристани для осмотра и проверки. Правда, служащий (на расстоянии 20 м) пытался сопоставить лица людей и фото в паспортах яхтсменов. Тогда начался отсчет часов на то, чтобы лодка покинула страну. На это давались сутки. Яхта должна была идти под двигателем вдоль узких участков Босфора, не по главному фарватеру. Для облечения работы мотора экипаж установил стаксель небольшого размера. Кратковременный дождик умыл столицу и ее берега, развеяв смог.
Прекрасная марина
Босфор прекрасен! Тут тебе и дворцы разных эпох, украшающие берега, и роскошное наследство Османов, прослеживающееся в каждом элементе городской жизни. Небоскребы сзади уходят верхними этажами ввысь, зовя и маня сказочной жизнью. Все это укрывает мелодичный звук от чтения муллой намаза. Город погружается в сумерки, экипаж к этому времени подошел к третьему мосту через пролив. Два моста построены хорошо, но часто утопают в пробках. На подмогу подходит третий мост, который все еще находится на стадии строительства. Автолюбители, простаивая в пробках, любуются Босфором и его берегами. Последняя ночь в этой стране прошла в деревне Рюмели, гавань которой защищена крупным молом. Лодке пришлось проделать немалый путь. Нос лодки вгрызался в водную гладь, укрытую нефтяными пятнами, пластиковыми бутылками и пакетами.
У пирса в тишине стояли рыболовецкие суда. Открытые и закрытые катера принадлежали тем, кто зарабатывает на жизнь рыбной ловлей. Если подплыть ближе, легко узреть сети, наполняющие кокпиты.
Интересно! Гавань была забита лодками. Спасатели предложили подойти к ним лагом, и деваться было некуда, так и сделали. Но лакомясь средиземноморской кухней в местном рыбном ресторанчике, яхтсмены столкнулись с недопониманием. Дело в том, что экипаж спасателей поменялся, вновь прибывшая на смену вахта не хотела мириться с таким соседством. В итоге пришлось приткнуться к барже с гигантскими окнами-панорамами.
Наутро марина показала свой характер. Только команда села за столик, начались «скачки» кофейных чашек. Бросившись на палубу, экипаж увидел, что баржа собиралась вдавить яхту в траулер, решив, что лодка выдержит, если ею воспользоваться в качестве транца. За секунду команда завела мотор и двинула назад, чтобы выйти из «железного плена». Буквально в ту же секунду два борта столкнулись, послышался жуткий визг стальных корпусов, окна рассыпались, словно хрустальные.
Баржа простаивала на сгнивших швартовых, и утренний бриз окончательно испортил ей жизнь.
Лодка двинулась из деревни под музыку легкого ветерка, ночью приблизившись к берегам Болгарии. Пересекая границу, лодка должна была пройти таможенный контроль в Бургасе.
Утро выдалось тусклым, когда завиднелся гористый берег. Остров Свети-Иван выключил маяк. Солнце начало свою светлую песню, задорно заглядывая в гостиничные окна. Песчаные дюны сменили гранитные набережные. Сзади берегов, пляжей были видные отдельные хороводы деревьев и сельхозугодья. Три раза яхтсменам дали указ на 16-канале: «Идти на гавань!». Границу Болгарии под парусом проходить нельзя. На 15 км раскинулось полотно супертанкеров, притомившихся в ожидании разгрузки, ведь здесь работает крупный южно-европейский терминал. Два красных буксира подхватили «за усы» очередной корабль.
Пришвартовавшись в Бургасе, капитан тут же увидел приближающегося к лодке полицейского. Процедура улаживания дел заняла 10 минут. После шефа сопроводили в пекарню, потчуя по пути историями города. На борт шкипер принес уйму свеженьких ароматных булочек.
Бургас
«Сердце» Бургаса наполнено зданиями, оформленными зеркалами. Оттого пространство кажется объемным, широким. Парки наполняются звуками музыки, что означает: сезон открылся. Да только набережная и пирсы не спешат наполняться туристами. Да и на пляже два спасателя делают зарядку от безделья.
Бургас отличается тем, что бухта тут впивается глубоко в берега. Поблизости находятся три лимана, соединенных соленой водой моря с узкими проходами. Острова типа Свети-Анастасия (200м) встречаются редко. Спустив тузик на воду, моряки отправились к берегу полюбоваться красотой и умиротворением монастыря. В былые времена этот объект использовался как тюрьма. Потом снова обитель превращалась в божий храм. Каждый раз смена рода деятельности проходила под девизом «надо что-то разрушить». После реконструкции монастыря Клаус Андрюс и его коллеги по яхте были первыми посетителями из зарубежного государства. В этом месте заработал музей, демонстрируя гостям старинные отремонтированные фрески. Восстановили садик, окружающий ресторан. Красота, умиротворение!
Паруса подняты, но покой нарушили туристические лодки. Дальше пока судно двигалось в северном направлении, пришлось провести лавировку вдоль высокого побережья, изредка прерывающегося узенькими полосками пляжей.
Близ Варны, это второй крупный порт страны, гордо развевали свои флаги корабли-гиганты на рейде. Пока команда Клауса швартовалась, предвкушая вкусный ужин, послышались сигналы от береговой охраны. Служивые интересовались нелегальными мигрантами, ведь за прошлый год в порту задержали около 6 тыс. нелегалов. Марина располагается на угловой части порта. Это аккуратный клубный бассейн, на котором выстроено небольшое здание.
Но рядом швартуются туристические лайнеры, разукрашенные пиратской веселой атрибутикой и гирляндами.
На мурингах лодки смотрятся как дряхлые старички, покрытые сединой-водорослями. Лодки используются редко. Поутру к судну подошел седовласый мужичок в фуражке капитана. В прошлом этот человек работал тренером, около 60 лет назад даже учил немецкий язык, на котором говорила команда Клауса. Правда, некоторые слова 75-летний шкипер немного подзабыл, как он сам признался немного разочарованно. Члены команды ушли в город с чувством тревоги за имущество, оставленное на пристани. Из-за ржавых ворот шкиперов терзали смутные сомнения. Благо, все закончилось благополучно.
Варна
На севере Варны поражает красота курортов «Солнечного берега» и «Золотых песков». В этом месте устремляются в чистое небо высотки-отели, отдаленно напоминающие лайнеры. Оформлять выход из Болгарии нужно в марине Балчик, где можно пойти в казино или рестораны. За этими заведениями открывается вид на чудесный город со старинной и современной архитектурой. Свернув на узкую улицу, яхтсмены увидели вывеску милого ресторанчика, где можно поесть бюджетно и вкусно, потратив всего 10 евро. Обрадованные малыми тратами, парни вернулись в гавань, только от былого настроения не осталось следа, ведь для яхтсменов не созданы нормальные условия. Взять хотя бы таможню, которая работает на стареньком пирсе, заваленном металлолом. Вода серого цвета, ставшая грязной от погрузки судов, мало привлекала.
Теперь предстоит проделать путь в Румынию, это 80 миль борьбы с трехметровой волной.
Вдоль левого борта потянулась пологая береговая линия, постепенно превращаясь во все более плоское полотно. Периодически из моря выползают мысы, на которых мигают глазом маяки. На карте куча мест, где терпели бедствие корабли. Румыния встретила огромными кранами в Мангалии. Корейская компания «Деу» выбрала этот берег как место для строительства крупнейшей верфи в Европе, где работает много горожан. В городе живет 40 тыс. людей, ожидающих постройки яхтенной гавани. Душевые пока не радуют тепленькой водой, хотя у бонов начали швартоваться суперлодки. Спустя 10 минут удалось отыскать крытый рыночек, магазинчики и рестораны.
Променад – излюбленный «рай» для вечерних семейных прогулок. Молодежь показывает выкрутасы на скейтбордах, мужчины заняты автомобилями. Команда Клауса отправляется в населенный пункт «Второе мая», напоминающий о румынском социализме. Поселок слегка ассоциируется с ботсадом. Близ домов разбиты цветники, иногда виднеются пастбища домашних животных и огороды. Кажется, что время ненадолго застыло в этих краях.
Румыния
Города-спутники встречаются на переходе до Констанци. Это гигантская гавань Румынии. Также тут порой виднелись рыбацкие деревни и фешенебельные отели. Костинест, к примеру, относится к таким деревушкам, где местным рыбакам приходится тащить лодки на берег часто. Сети сохнут тут на ветру. Песчаные банки протянулись до глубины моря. В этом крае в 1973 г. здесь села на мель «Евангелия» с грузом лимонов, апельсинов. Для аборигенов кораблекрушение показалось удачей, ведь они могли вдоволь насобирать лимонно-апельсинового урожая без затрат денег или сил. В памяти жителей те дни еще долго вспоминались. Лодка же превратилась в груду металлолома. Стальной корпус еще долго боролся с влагой, ливнями, но мачта уже покоится в воде, как и надстройки. Тузик «вгрызся» в дыру корпуса, и члены экипажа могли осмотреть внутреннее убранство гиганта. Но кроме чаек, обнаружить ничего более интересного не удалось.
Констанца тоже отличается мелководьем. Пирсы тянутся в море на 3 мили. Моряки работают изо всех сил на контейнерном терминале. Дунайско-Черноморский Канал кончается в этом месте. Благодаря этому участку лодкам удается сократить путь до Черного моря на 370 км. Только гавань стоит пустая, где простаивают заржавевшие краны. Работы нет.
Порт Томис назван в честь древнегреческого города и объят ресторанчиками и барами. К вечеру оживают огоньки, начинается ночная интересная жизнь. Около 130 парусников пришвартовано у причала. Но марина встречает в сезон 200 парусных лодок. В последние годы тенденция к увеличению их количества растет. Но от душевых яхтсмены остались не в восторге, хотя убогость санузлов можно списать на ремонтные работы, которые идут здесь.
Привлекательным лакомым кусочком для туристов стало казино. Это интересный объект, выстроенный в 1810 г. Теперь здание готовится к модернизации, после чего в нем откроют развлекательный центр. Город, надо сказать, производит двоякое впечатление: то ли разрушен, то ли строится. Бетонные гиганты начинают возвышаться над другими такими же объектами.
Поход в 850 миль занял 14 дней. Яхтсменам приходилось делать ночные длинные переходы. Последний рывок до дельты Дуная тоже оказался аналогичным. Вот уже Сфынту-Георге – маяк показался в первых лучах солнца. На этом отрезке южная часть реки встречается с морем, и четко виднеется граница между мутью береговой воды и морской чистой поверхностью в 3 милях от побережья.
Дунай разливается по трем рукавам, впадая в Черное море. Глубина южного рукава – полтора метра. Матросы решили зайти через Сулина-канал. Северный дунайский рукав делит Украину и Молдавию, но пока запрещен для прохождения на лодках. Сулина – провинциальный городок расположен в 4-х милях от воды. Однако в прежние времена в этот город стекались караваны торговых кораблей, поскольку он стоял прямо на берегу. Но тогда люди осваивали земли все больше, думая о собственной безопасности. В 1895 г. жители открыли прямой канал, безопасный для прохождения через дунайское устье. Течение в этом перешейке составляет 4 узла.
Ежегодно течение выбрасывает в пасть моря около 80 т. ила, мусора с пластиковыми отходами.
Дунайская дельта испещрена тысячами речек, островов, заводей. Во многие из них сложно добраться из-за особенностей природных зон. По дельте приходиться перемещаться лишь на лодочках. Желая съездить в город, местные покупают билет на «Ракету». Катер почти бесшумно берет высокую скорость и мчит в 32 узла скорости, почти не создавая волн.
В деревне Кризан приблизительно в 30-ти км выше по речному течению препятствием для перехода стала ЛЭП. Команде пришлось причалить к одному из многочисленных дебаркадеров у берега. Лодка с подвесным оборудованием благополучно доставила экипаж до необычного местечка «23-й Мили», состоящего из палитры деревянных домиков, связанных рекой. Школьники добираются до учебного заведения по воде. Широкие лодки используются в качестве речных трамвайчиков для матерей и детей.
Немудрено, что в этих краях рождались чемпионы по гребле.
Уходя от главного русла, приходиться сталкиваться с темной водой. Но в ее гуще виднеется дно, высвобожденное от наносов. Напор течения наклоняет «головы» водорослей к воде. Эти картины дополняют причудливые ковры из белых или желтых цветов. Рыболовы ловят «урожай» на сети. Воздух нагревается тут до +40 градусов. В небе уже стали виднеться темные грозовые тучи, слышатся громовые раскаты. Начинается ливень, погода шепчет, насыщая воздух озоном. Ночь «Flying Swiss» проводит в пути. Вот уже пора домой, оставляя позади цель, которая достигнута. Луна мается в темном небе, пытаясь встретить солнце. Лодка плывет в этом романтичном свете на юг.
FAQ и ответы
Черное море – одно из крупнейших водоемов Европы. Его самым глубоким местечком считается глубина в 2 212 м. Отличительной чертой является практически полное отсутствие островных территорий, если и есть – располагаются они в Бургасе.
О пограничниках
На стамбульской границе придется пройти бюрократический ад. Медработники, таможенные операторы, пограничники требуют к соблюдению их предписаний массу времени. Но все процедуры проще пройти с агентом, нанимая его за 300 евро. Выход в Болгарию тоже не простой, понадобится много сил, так лучше иметь запас времени.
На границе Румынии с Болгарией оформляться попроще, быстрее, да пограничники здесь приветливее. Правда, персонал мало что понимает в яхтинге. Ключ к оперативному прохождению пограничного контроля – иметь на руках судовые документы и круглую печать.
Сколько платить по портовому сбору?
Большая часть марин запрашивает до 30 евро за яхты в 14 метров. Дорогостоящее дело – стамбульский сбор (110 евро за ночь). Зато дунайская дельта обходится бесплатно, и экипаж на швартовке сможет вкусно поужинать в ресторане.
Как встречает погода?
Лето «балует» северными ветрами. Над берегами формируются термические ветра. Восточный ветер приносит волны-глыбы.
Береговая инфраструктура
Вкусно перекусить ресторанной едой можно на второй линии, в порту или на променаде. Только нужно иметь с собой приличный запас денег. Румынские булочные изобилуют свежей выпечкой. Пальчики оближешь, пробуя жареную слойку с рыбной начинкой, мясом и овощами – суберек. Невозможно забыть вкус слойки из жаркой печи, плацинту. Но превзойдет все ожидания гурмана апфельштрудель!