В настоящее время геннакер на круизных яхтах фактически полностью отодвинул назад спинакер. И это обусловлено тем, что работать с ним гораздо проще. В рамках данной статьи будет рассказано о нескольких настройках, позволяющие яхтсмену взять от паруса все то, на что он способен.

В настоящее время для многих яхтсменов геннакер стал прекрасной альтернативой спинакеру. Так, по словам специалиста компании Элвстром, специализирующейся на изготовлении парусов, Серен Ханзен, сегодня приблизительно 80% судовладельцев заказывают для своих лодок геннкакер. Основной причиной такого выбора стала его легкая эксплуатация. Отныне топенант, оттяжка и спинакер-гик уже не потребуются, парус будет обслуживаться несколькими шкотами. На достаточно длительных галсах без возможности лавирования можно и вовсе отказаться от бризань-шкота. Поэтому сейчас более востребованными становятся приспособления, предназначенные для закручивания. Благодаря им парус может завинчиваться вокруг отфорштага, а также может устанавливаться и разворачиваться в завернутом виде. Так, если внутри очень мало места, то стаксель в завернутом виде может оставаться до прибытия в марину.

Еще к неоспоримым плюсам можно отнести обширный спектр эксплуатации. Как говорит Хансен, они практически десять лет воевали за острые галсы. Так, смесь спинакера с генуей, которая стала основой для создания геннакера, в предыдущих вариациях для свершения полных галсов она не подходила. Стаксельное полотнище укрывалось гротом, тем самым минимизируя их эффективность. В подобных случаях спинакер лучше подошел бы, так как он обладал лучшими качествами для подобных курсов.

Стоит отметить, что новые геннакера позволяли выйти из-под грота, таким образом улавливая поток ветра.

Новый выбор

По этой причине на хороших суперяхтах выстрел для геннакерного приспособления попросту не нужен. Для этого будет достаточно закрепить галсовый угол стакселя на якорный механизм. Здесь нужно, чтоб форштаг не являлся помехой для работы стакселя. Удлиненные рангоуты, предназначенные для нанесения геннакера, на круизных морских судах практически не имеют какого-либо смысла. И это обусловлено двумя причинами. Первая заключалась в том, что их крайне сложно внедрить в основу крейсерской суперяхты, а вторая – станут помехой при швартовании. Идея наличия такого рангоута состоит в том, чтобы увеличить по максимуму дистанцию между грот-мачтой и галсовым углом.

Помимо этого, бушприт способен вывести геннакер из тени, создаваемой гротом. И все-таки суперяхта не способна передвигаться быстрее, нежели максимальная скорость передвижения. В этой ситуации геннакер больших размеров позволит существенно быстрее достичь «шумового барьера», но не больше. При этом, работа со стакселем огромных объемов будет значительно сложнее. Помимо этого, и стоимость такого приспособления возрастает непропорционально его габаритам.

Невзирая на то, что ультрасовременные геннакеры зарекомендовали на полных маршрутах, так или иначе широкую популярность заполучила техника нанесения на бабочке: благодаря спинакер-гику геннакер устанавливается на борту, который является противоположным гроту. Так как нижняя часть шкаторины паруса достаточно длинная, то необходимо будет применить спинакер-гик. В данном случай грот не будет его затенять.

Хождение на судах под геннакером предоставляет колоссальное удовлетворение, необходимо хоть раз попробовать, предварительно установив его, используя специальную закрутку.

Подводка геннакера аналогичная подводки генуи, что делает существенно упрощает работу с данным приспособлением.

Существуют несколько методов подводки шкотов. Так, на крейсерских морских судах без удлиненного рангоута шкоты подводят впереди штага. В случае разворота стаксель устанавливается на противоположную сторону морского судна. Если имеет удлиненный рангоут, то при свершении разворота мягкая сторона парусного полотнища перебрасывается на другую сторону между передней частью шкаторины и штагом. В носовой части галсовый угол стакселя может быть зафиксирован жестко, а также с применением «летучего галса». Он дает возможность очень точно настроить парус, что облегчает его установку и уборку. В данном случае оттяжка не потребуется, но в то же время она помогает при настройке стакселя. В сильные порывы ветра на ней могут появляться видимые усилия, потому ее лучше всего завести за одну из брашпилей.

С помощью шкотов осуществляется регулировка угла атаки паруса. Из-за того, что геннакер обдувается ветром, как и генуя, то принцип настройки будет аналогичен настройкам стакселя.

Для того чтобы парус после выполнения установочных работ наполнился ветром, нужно постепенно приводиться, вместе с тем добирая трос. После того, как парус заполниться ветром, нужно будет очень быстро поставить шкот. Если этого не сделать, то такое мероприятие приведет к большому крену и повороту посредством фордевинд.

Работа с парусом

У нынешних геннакеров для круизных суперяхт передняя часть шкаторины, как правило, на пять-восемь процентов больше, нежели дистанция от фалового и галсового угла. В связи с этим прибить канат вплотную не получится, а это стоит лодке определенной высоты – круче восемьдесят-девяносто градусов она не пойдет. Однако парус приобретает округлость и становится обширным. Это становится отправной точкой для того, что стаксель при полном галсе немного смещается в сторону ветра, таким образом его мягкая сторона выходит из-под тени грота. Это существенно увеличивает площадь паруса к открытому ветровому потоку, что предоставляет возможность идти на полных курсах без наличия гика.

Аналогичное поведение стакселя можно усилить за счет незначительного протравливания геннакер-фала. Максимальный эффект будет получен благодаря стравливанию фала на 2-3 процента от длины передней части шкаторины. От таких манипуляций передняя шкаторина приобретает округлую форму и лучше выходит на ветер. Вместе с тем, поведение паруса становится очень беспокойным и не таким стабильным, ввиду чего ним управлять нужно будет крайне внимательно.

Всего несколько тросов необходимо для легкого и комфортного управления стакселем. Это свидетельствует о том, что можно справиться даже самому.

При наличии установленного галсового угла геннакер существенно лидирует благодаря легкости пилотирования. Если протравить и позабыть про оттяжку, то в случае совершения поворота появляется возможность регулирования парусом с применением определенного количества шкотов. Таким образом, галсовый угол нужно обязательно вынести немного вперед от штага, как это выполняется фактически на круизных суперяхтах. Ввиду этого, при совершении поворота необходимо отдавать заветренный трос и максимально быстро выбрать бизань-шкот на новеньком галсе. В противном случае возникнет риск обронить трос в воду, который попадет под морское судно. В данном случае иногда помогает только отдача стаксель-шкота с брашпиля. Ввиду этого, пневморедуктор мотора перед свершением поворота под воздействием геннакера должен обязательно быть выставлен на задний ход. Если этого не сделать, то возникнет колоссальный риск сматывания троса на винтовую часть судна. Геннакер, оснащенный закруткой, порой нужно скручивать перед тем, как совершить поворот и затем разворачивать его на новеньком галсе, что иногда оказывается значительно легче. По завершении поворота необходимо выбрать оттяжку.

При максимальном ходе при ветровых порывах шкот должен обязательно быть протравлен, чтобы дать возможность паруснику уйти по ветру. Стоит отметить, что в данном случае угол поднимается вверх. Это послужит открытию задней части шкаторины и минимизации тянущей силы парусника.

Таким образом, оптимальный профиль стакселя может достигаться за счет оттяжки. Она являет собой оснащение, которое отведено за бризань-шкот при помощи пневмоблока и точки, расположенной по центру суперяхты, идет в кормовую зону на стопор. В определенном состоянии такая оттяжка способна натягивать шкотовый угол стакселя, который находится рядом с палубой, тем самым прикрывая шкаторину, расположенную сзади.

Подводя итог, можно отметить, что неопытным яхтсменам лучше всего будет отказаться от оттяжки, поскольку ее нужно будет протравливать каждый раз. Иначе профиль паруса будет очень закрытым, что послужит созданию тормозящего и уваливающего момента.