Парусный спорт, наряду с другими видами этого направления человеческой деятельности, является не просто средством к достижению целей, к обретению здоровья. Это удачный инструмент в бизнесе. Недаром крупные зрелищные мероприятия проходят под эгидой спонсорской поддержки, продвигающей собственные товары, услуги и бренды.
Реклама, как общеизвестный двигатель прогресса, способствует эффективному продвижению бренда и его продукции. В этом деле парусные лодки тоже используются как хороший инструмент рекламного плана. В СМИ освещается большинство спортивных состязаний, привлекая мировое сообщество зрителей. Возникает отличный инфоповод, чтобы собрать нужную аудиторию и сделать бренд узнаваемым в широких массах.
Продвижение посредством ТВ
Барак Обама. Все помнят этого президента США. Его первую инаугурацию просмотрело 38 млн. телезрителей. Ко второй праздничной клятве главы государства интерес ослаб: двадцать миллионов телезрителей, чего не скажешь о матчах. Спорт всегда собирает много друзей, поклонников, букмекеров, любителей ставок. Полуфинальные части Чемпионатов мира отличаются завидным постоянством в привлечении зрителя, собирая более 35 млн. людей у экранов ТВ. Пример: Зимняя Олимпиада в Канаде собрала более 80% населения государства. Ни один фильм, другое масштабное событие, не вызывает такого интереса, как спортивное соревнование международного уровня. Целых 150 млн. человек в мире было приковано к «голубым экранам».
Вывод! Большой спорт – прекрасное волшебное средство для продвижения бизнеса, способное удерживать в течение длительного периода большое число граждан по всему миру.
Спортивные соревнования – это не просто зрелищность, это удобная мотивация, диктующая населению заняться спортом, собственным здоровьем. Наряду с этими событиями удобно размещать рекламу от спонсоров – ее увидят миллионы! Рекламные ролики, транслируемые по ТВ в паузах, отталкивают, мешая наслаждаться бесконечностью любимого спортивного момента. Что касается парусного спорта, это осознали французы, первыми задумавшиеся об этом. Именно они решили не надоедать зрителям бесполезной рекламой, отталкивающей потенциальных клиентов. Разместив рекламные баннеры на яхтах, удается ненавязчиво представить фирму широкой публике.
Парусник для размещения постера – выгодно ли?
Французская сторона организовала несколько кругосветных гонок, привлекая внимание крупных «родных» компаний. Заинтересовались подобным предложением предприятия международного уровня. Проводя эти гонки, французы задействовали издательства, сувенирные лавочки, размещая на их продукциях изображения с лодками, на которых рекламируются различные бренды. Тенденцию подхватили и другие страны. Пример. Компания «Вольво Cars» решила использовать право на изменения, выкупив возможность переименовать «Whitbread Round the World Race» в регату под названием «Volvo Ocean Race».
Машиностроительный концерн с давних пор проявляет интерес к яхтингу. Около 40 лет назад фирма участвовала в подготовительных мероприятиях и обеспечении материальными благами яхты «Sverige» из Швеции, чтобы команда этого судна завоевала Кубок США. Итог – рекламный успех превзошел ожидания, несмотря на сокращение яхт-участниц. Гонка моментально стала ведущим спортивным событием, привлекающим зрителей куда больше, чем Олимпийские игры.
Удачный маркетинговый подход
Тщательно продумав свои ходы, маркетологи привнесли существенный вклад в развитие мирового бизнеса и экономического сектора. Почему менеджеры не прогадали? Дело в том, что регату смотрят 200 млн. человек. Это доставило немало радости титульным спонсорам, участвовавшим в регатах. Зрелищные портовые гонки было принято расширить, размещая рекламу на супер-лодках. Дальше – больше.
Какие лодки выбирать для рекламы
Маркетологи пришли к окончательному выводу: использовать яхты для рекламы – дело крайне выгодное, вызывающее доверие миллионов. Яхту можно легко перевозить в контейнере в 40 футов, чтобы качественно привезти к месту регаты. Анализируя рынок яхт, принимавших участие в гонках Гран-при, менеджеры обнаружили интересную особенность. Они решили не игнорировать катамараны, отличающиеся большей скоростью по сравнению с лодками B и C категорий. Менеджеры также выбирали катамараны в качестве рекламной платформы как более бюджетные, легко транспортируемые суда по отношению к 60-футовым многокорпусникам, относящимся к круизным вариантам Крупными лодками труднее управлять.
Выбирая ассортимент лодок, маркетологи пришли к выводу, что наибольшую выгоду принесут лодки в 40 футов длиной. В чем секрет? Существенно упрощается транспортировка катамаранов подобного габарита. Он помещается в контейнер для перевозки. В итоге доставка яхты обойдется недорого. Что придумали французы?
Рождение нового парусника
Главная идея заключалась в следующем. Возникла необходимость, сконструировать легкий, скоростной и доступный в управлении вариант парусного болида из серии One Design. Его преимуществом должна была стать внушительная скорость даже при умеренной силе ветра. Для этой задачи пригласили лучший дуэт Митча Блуса и Ив Лодэя, это экс-чемпионы по катамаранному виду гонок в классе «Торнадо». Именно этим мужчинам можно доверить проект лодки Volvo Extreme 40. Самые прогрессивные материалы использовали для конструкции. За базисный стройматериал корпуса взяли углеткань, практичные соты из номекса дополнили корпус как наполнитель. Инновационная ткань номекс отличается показателями термо- и огнестойкости, гигроскопичности. Инженеры приняли решение, прибегнуть к углепластиковой мачте в 19 м высотой. Изюминкой мачты является составной характер, что встречается крайне редко.
Мачта демонтируется легко на две части, без труда помещается в емкость, куда помещают основное судно.
Корпус запекают в автоклаве под давлением, под воздействием повышенной температуры в 120 градусов. Матрицы, в которые запекают корпус, произведены на заводе «Heol Composites». Это французское предприятие, занимающееся изготовлением высокотехнологичной продукции из композитных средств. Матричные болваны вырезали на другом заводе «Matra» из пенопласта. Компания известна как производитель боевых, космических ракет, гоночных каров. Этот класс стал гордостью гонок Volvo Ocean Race, проведенных в 2005-06 годах.
Гонки, проведенные для 40-футовок, Grand Prix Racing Series стали лакомым кусочком для спонсоров и соответственно публики. Сама судьба диктовала лучшие условия: близость к берегу, зрелищность, оперативность регаты. В тот момент возникли первые хорошие предпосылки для использования катамаранов в качестве альтернативы однокорпусных яхт на Кубке Америки. Первое «боевое крещение» лодки с размещением спонсорской рекламы принесло должные плоды. Конструкция обладала великолепной технической подготовкой, умея разогнаться до 30 узлов и выше при сильном ветре, не говоря уже о скоростях в штиль. Шло время, постепенно новый класс лодки продвинулся вперед, оставив позади первые волнения его основателя компании «Вольво».
Новая жизнь «Экстрим 40»
С 2007 г. катамаран живет собственной жизнью, участвуя в гоночной серии «Extreme Sailing Series». Поначалу, в течение 3 лет, гонка проводилась для участников из Европы, постепенно расширяя географию команд. Судно стало тяготеть к гонкам, принимая участие на Востоке, в кругу богатейших стран. В 2011 г. гонки стали проводиться в Соединенных Штатах. В 2013 г. о регате узнали во всем мире, будучи проводимой в 8 государствах на трех континентах. Общественный интерес к этому виду возрос особенно, когда в ней стали принимать участие 21 спортсмен из команд Олимпийских игр, около 36 участников из Кубка Америки, 7 яхтсменов пришли с кругосветки, и 47 человек пришло с разных гонок по парусному спорту с разных концов планеты. Это был настоящий бум для тех времен, которого сейчас уже не встретить! Среди флагманов «звездного состава» были Ян Уильямс, австрийский моряк Роман Хагара, ставший двукратным чемпионом летних Олимпийских игр, «властелин океанов» Лоик Пейрон из Франции, Бернар Лабро – это толика профессионалов, участвовавших в гонках на лодках Extreme 40.
Секреты организации яхт-гонок
Один день полностью посвящается «оффшорной гонке». Далее идут три дня для гонок на короткие расстояния Stadium Racing. Действо проходит на виду у большой аудитории. Организаторы выбирают дистанцию, состоящую из отдельных пространств по 500 м. Процесс борьбы продумывают тщательно, чтобы зрители могли увидеть.
Суммарная длина выбирается с одной целью – определить лидера, успевающего проскочить участок за 10-12 мин.
В итоге в день удается организовать восемь гоночных соревнований. Такая краткость не позволяет ошибаться, предъявляя к гонщикам высокие требования на старте и во время борьбы. Регата не уступает в плане эмоций, тактики, спортивной агрессивности матч-рейсам. Особенный накал страстей возникает ближе к финалу. В финишных этапах увеличиваются очки участников соревнований. В серии проходит 8 этапов, поэтому на весь процесс уходит чуть больше месяца.
Выгодные преимущества для брендов
Эта серия регаты относится к бюджетным, высокоскоростным мероприятиям, вызывая интерес с обеих сторон: спонсорских фирм, MassMedia. Небольшая зависимость от погоды (регату проводят только при силе ветра от 4 до 35 узлов) делает их популярными. Плюс время заездов коротко, упрощая телеоператорам встроить прямые репортажи в вещательную сетку. В связи с этим мало удивительного, что участниками, спонсорами отдельных этапов, партнерами выступают мировые бренды: SAP, разработчик программного обеспечения для крупного бизнеса, машиностроительный концерн Land Rover, Red Bul.
Выгодным моментом для компаний является небольшой процент инвестиций. Бюджет участия в серии оценивают в более 700 тыс. евро/год. Арендовать супер-лодку обходится в 150 тыс. евро. Приобретение же выльется в сумму 400 000, но можно приобрести и б/у лодку в полцены. Такой объем вложений даже для небольшой фирмы вполне приемлем. Чем объясняется избегание лишних материальных трат?
- Легкий вес яхты.
- Небольшая команда.
Как выигрывают участники гонок, потратив деньги?
Прекрасное профессиональное освещение мероприятия телевидением. Это многочасовое вещание в прямом эфире! Результат – возросший объем трансляций по сравнению с прошлыми годами. Регатные состязания в 2013 г. просмотрела многомиллионная зрительская аудитория. Такой формат показа подействовал в плане привлечения бизнес-партнеров в компании, рекламировавших свой бренд на бортах яхт.
Большой оборот денег. В 2007 г. регата собрала 3 млн. евро, через пару лет эта сумма впечатляюще возросла до 26 млн. в евровалюте.
По мнению Марка Тернера, руководителя OCSports, задачей предприятия являлась выгодная отдача инвестиций в максимальном формате. Спонсоры стремились сделать регату конкурентоспособной, не делая вид, что это самое крупное спортивное событие планеты. Спонсор понимал, что в спортивном пространстве имеют право существовать и другие спорт-состязания с большими бюджетами. Однако директор этой фирмы считает, что вклад в парусный спорт неоценим с приходом спонсоров.
Эти слова подтверждались тем фактом, что в следующем 2014 году, возросло количество городов-претендентов на участие в регате. Крупные бренды принимали активное участие в этой гонке.
Нацеленность на B2B отношения в бизнесе также послужили поводом для обращения спонсоров внимания на этот вид спорта. Для этого приглашались VIP-персоны. Для них специально организовывалась программа. За год серию посещает до 500 человек с высоким социальным статусом. Для комфорта, налаживания сотрудничества для них обустраивались комнаты для подписания соглашений.
Каждый этап предполагает развертывание до 30 точек соприкосновения деловых людей. Таким способом бизнес развивается успешно, ведь предпринимателей объединяет общий интерес к этому мировому мероприятию.
Не менее важна публика. Для нее организуются мероприятия. Для того чтобы рекламу на судах было хорошо видно, следует продумать максимально возможную близость лодок к береговой линии. Десятки тысяч людей приходят на этот грандиозный праздник. В 2012 г. более 40 тыс. зрителей посмотрело соревнования.
Благо есть на что посмотреть: неожиданно опрокинувшаяся команда катамарана вызывает большой ажиотаж, делает мероприятие зрелищным.
Особые хитрости гонок
Катамаран составляет в длину 12,2 м. Он предполагает работу экипажа из 4 человек. По общей массе вместе с контейнером водное транспортное средство весит чуть более 2 т. Его удобно транспортировать, используя трейлер, прикрепленный к тягачу.
Когда катамаран вынимают, его собирают, «вооружая» тремя яхтсменами за 5 часов до гонки. Сборка облегчается за счет расположения поперечных балок, фиксируемых всего восемью болтами. Для монтажа мачты кран и ли подъемник не потребуется. Установить ее легко, обращаясь к гику и шкотовым лебедкам судна.
Командный состав включает в полном объеме пять человек, четыре из которых профессионалы, пятый человек может выступать пресс-менеджером, VIP-персоной, спонсором. Как обстоят дела в РФ с этим вариантом лодок?
Российская версия
Пока что на российских водах катамаранов такого формата мало. Они представлены в Санкт-Петербурге. Первый вариант дебютировал в 2010 г. Идеей купить этот катамаран обладал член Попечительского совета ВФПС Леонид Казинец. Он основал предприятие «Баркли», профессионально занимавшееся яхтенным спортом. Лето 2012 г. стало переломным для этого концерна. Она решила подготовить российскую команду для участия в мировой серии Extreme. Для этого сформировали главную команду из Леонида Казинца, занявшее призовое место в Атланте. Также в команду включился Георгий Шайдуко. К ним присоединился призер мировых чемпионатов по водным гонкам в классе «Торнадо» Сергей Джиенбаев. К ним примкнул член российской Сборной по парусному виду спорта в категории 49 er Павел Калинчев. Также в состав вошел двукратный призер Чемпионата Европы Валерий Ушков.
Такой «золотой состав» приступил к освоению водохранилища на Клязьме в 2012 г.
Акватории Санкт-Петербурга, Сочи, Владивостока эксперты посчитали удобными для проведения подобных мероприятий на воде. Позже парашютист и яхтсмен Казинец с командой тренировались на Пироговском водохранилище. Гонка состоялась в Санкт-Петербурге в 2014 г.