Fincantieri, итальянская группа компаний, разработала лодку, работающую на топливных элементах — уникальном устройстве, которое вырабатывает электричество путём объединения атомов водорода и кислорода.
Экспериментальный «зелёный» корабль, работающий на топливных элементах, является первым в своём роде в мире. Судно было названо Zeus — корабль с нулевым уровнем выбросов, и его установка прошла на заводе Fincantieri в Кастелламмаре-ди-Стабия. Завершение работ намечено на следующий год.
Производитель сообщает, что исследования на базе нового корабля касаются повышения экологической устойчивости круизных лайнеров, мегаяхт, паромов, кораблей и судов для океанографических исследований за счёт сокращения выбросов парниковых газов, а также оксидов азота, оксидов серы и сажи углерода.
Лодка имеет длину около двадцати пяти метров и водоизмещение около 170 тонн. Фактически, это будет настоящая лаборатория на плаву, предназначенная для сбора информации о поведении топливных элементов в реальных условиях. Такое электрохимическое устройство позволяет получать электричество непосредственно из водорода без процесса термического горения.
Как пояснил производитель, Zeus будет оснащён гибридным аппаратом (два дизель-генератора и два электрических двигателя), который будет использоваться как стандартная силовая установка. Более того, у него будет 130-киловаттный топливный элемент, работающий от примерно 50 фунтов водорода, содержащегося в восьми цилиндрах с металлогидридом. Такие инновационные технологии уже используются на современных подводных лодках. Вместе с системой аккумуляторов объект позволит автономно работать около восьми часов с нулевыми выбросами на скорости около 7,5 узла.
Архитектура силовой установки, согласно отчёту производителя, будет обеспечивать двигатели энергией четырьмя различными способами:
– нулевой шум, с использованием только литиевых батарей, способный гарантировать автономность четыре часа плавания со скоростью четыре узла;
– нулевой выброс вредных веществ за счёт использования электроэнергии топливного элемента;
– дизель-генераторная навигация с зарядкой аккумулятора;
– дизель-генераторная навигация для переездов, с автономной работой на 60 часов плавания со скоростью девять узлов.
Вторая цель исследования — разработать новый способ производства электрической и тепловой энергии на борту круизных лайнеров.
«Результат, который позволит повысить уровень комфорта пассажиров, уменьшив шум и вибрацию, производимые генеративными системами; повысит эффективность преобразования энергии за счёт внедрения генеративных систем без движущихся механических частей; повысит безопасность корабля, с одновременным повышением уровня резервирования используемых в настоящее время систем; уменьшение размера групп загружаемых дизель-генераторов».
Также будут протестированы решения по использованию новых «зелёных» материалов, включая новые покрытия, фотоэлектрические панели для поддержания заряда аккумуляторов и OLED-лампы с низким потреблением энергии.
Проект предполагает сотрудничество нескольких компаний группы Fincantieri. CNR, университеты Генуи, Палермо и Неаполя, ENR и RINA также внесли свой вклад в проект в качестве вспомогательных консультантов.
Экспериментальный проект будет реализован в рамках программы Tecbia (разработка технологий с минимальным воздействием на окружающую среду) и будет софинансирован Министерством экономического развития в рамках Национальной операционной программы.