Желанием заядлого путешественника становится победа над стихией. Но что важно еще для осуществления мечты для любителя парусных путешествий?
Международная экспедиция «Кон-Тики 2» выбрала для путешествий в океан бальсовые плоты. Благо ориентиром выступала практика прежних искателей приключений. Это более 15 попыток с серьезной подготовкой, чтобы проколесить Тихий океан вдоль запада и востока. К тому же, свои наработки мореплавателя из Норвегии Торгейра Хиграффа сыграли свою роль. В 2006 г. этот человек пустился по морю с экипажем, поскольку зажегся пройти путь Тура Хейердала, стартуя от Южной Америки до берегов Полинезии на «Тангароа» (плот повторял название лодки мореплавателя из Перу Караведо). Исторический пьедестал лидера, казалось, близок. Однако попытка в 2016 г. пришвартоваться на континенте по возвращении с о. Пасхи окончилась фиаско. Что не хватало нынешним яхтсменам, жаждущим славы, повторения приключений прошлых веков?
Причины фиаско
Легко рассуждать, сидя на берегу, или когда все испытания позади, легко. На старте все казалось простым и понятным. Команда могла бы, покинув Полинезию, пришвартоваться на берегах континента Южной Америки, став первенцами в прогрессивном веке. Плоты «Кон-Тики-2» тоже имели все шансы на успех, экипажи могли бы выжить. Все эти мысли не давали покоя. Почему тогда не удалось примкнуть к берегам? Виной тому стала обычная суетливая жизнь горожанина, который готов противостоять не океанским сложностям путешествия, а постоянно бороться со стрессом. Кроме того, яхтсмены сделали упор на понятии «быть на плаву в бизнесе, при деле». Это обязанности, от которых не уйти, что означало неспокойное плавание, полное переживаний. Ведь приходилось думать о том, как прийти вовремя к финишу, чтобы успеть на работу. Можно ли рассчитывать на комфортное интересное путешествие, если ограничен во времени, на руках терзают душу билеты обратно?
Современный путешественник несвободен! Вот его удел, губящий смысл экстремального тура. Несбывшаяся мечта Хейердала, знаменитого плотогона, прийти к берегу Южной Америки, пока что остается несбыточной для моряков мира. Кому удастся это дорогостоящее мероприятие, неизвестно…
В океанической «пустыне», когда фиаско уже ощущалось нутром всей команды, в голове гудел только один вопрос: не сплавиться ли еще раз, попытавшись организовать «Кон-Тики 3». Тишина говорила в ответ. Целых 72 дня провела команда на плоту, проплыв более 1800 миль, отойдя лишь на 1000 миль острова Пасхи.
Океан упорно не пускает к этим землям.
Водными тропами древних инков
Полторы тысячи лет назад инки подтверждали путешествие Тура Хейердала. Об этом свидетельствуют археологические находки исследователей, так лодки путешественника все-таки высадились на берегах континента. Почему же эту теорию, которую заложил мореплаватель, так сложно доказать на практике сегодняшним морякам, обладающим столь прогрессивным потенциалом?
Сложность заключается вот в чем. Не все представители XXI века осознают само понимание «древний человек», представляя зачастую неандертальца в грубой шкуре убитого животного с дубинкой в руке. Древние народы, включая инков, отнюдь не были столь убогими существами, которые только и делали, что думали о выживании. Это класс высокообразованных людей, чьи жены не стояли у огня с палкой, поддерживая пещерный огонь. Интересную, богатую культуру представляли тогдашние жители планеты, рассекретившие тайны суровых океанов, непокорные характеры стихий. Причем взяв за образец культуру инков, гораздо проще в этом факте убедиться на практике, чем сравнивать жизнь предков евразийцев.
Относительно плаваний в океане, инки во многом выигрывали, обладая плотами. Повезло им в том, что на их территориях произрастала и в нынешние времена радует появлением, бальса. Это дерево годами сохраняет плавучие свойства. Столь могучей, практичной древесины больше нет нигде! Обладай русские племена таким деревом, могли плавать, делать великие географические открытия, отправляясь за полинезийскими невестами.
Кроме того, океаническое турне на плоту – дело занимательное, несравнимое с яхтингом или гребными лодками. Это совершенно иной мир морских путешествий. По этой причине плотогоны – люди весьма неординарные, полные энтузиазма. Тема эта еще дорогостоящая, отстающая от парусного спорта. Но в этом эксклюзивность плота, ставшего раритетом, дорогой жемчужиной в ожерелье современных мореплаваний. Торгейр Хиграфф стал первым исследователем, обратившимся к древним лодкам, возродив грандиозную давнюю, полезную традицию. Долго этот человек вынашивал идею о путешествии, подобно своему предшественнику-идолу Хейердалу, полному надежд попасть на заветный континент, пройдя полинезийские земли. В итоге в голове родилась мысль об экспедиции «Кон-Тики 2». Правда, мечте не суждено было сбыться. Увы…
Состязание с собой через 60 лет!
Тур Хейердал хотел защитить мечту-теорию, пытаясь веcти плот в 1947 г. Писал моряк об этой затее не один раз (книга «Тур Хейердал. Приключения одной теории»). Однако Тур увлекся иными землями, эпохальными событиями, традициями других народов, отодвигая мечту на задворки сознания. Конкуренты подхватывали идею, к примеру, Эрик Де Бишоп, первым заявивший о намерении повторить путь мореплавателя.
Спустя 10 лет после Хейердала Де Бишоп отважился соорудить плот, отправиться на нем. Судно мужчина соорудил, взяв на основу бамбук. Плот успешно прошел дистанцию от Таити до Южной Америки. Жаль бамбуковая основа подвела. Бальса не растет на Таити, перуанские бревна доставлять на остров – затея сумасшедшая. Потому энтузиаст выбрал бамбук. Плот «сдался» в 800 милях от точки Чили, куда намеревался прийти путник. Плот ушел в воду, едва удерживая капитана.
Спасение пришло с крейсера «Бакедано» с чилийской командой.
Если бы знать, что эта участь постигнет моряков на «Кон-Тики 2», то вряд ли эта шутка понравилась бы им. Реальность же повторила судьбу предшественника. Приблизительно в тех же местах плот спустя 60 лет не выдержал, не дойдя 400 миль до точки Эрика Бишопа. Новые странники под управлением норвежца Торгейра Хиграффа спасались на корабле. Экспедиция отмела сомнения, что сможет вернуться из Полинезии на континент. Ерундовый отрезок в 880 миль воспринимается простым, когда позади осталось целых 4 000 миль! Стоит ли пробовать вновь через половину эпохи?
Теперь же экипаж «Кон-Тики-2» (2016) решил пробовать вновь покорять эту непокорную вершину. Для моряков 1 200 миль пути до Вальпарайсо кажется вполне осуществимым. Однако формально команда нынешняя и прежней эпохи не смогли ступить на берег, прибыв сюда своим ходом. Древние же инки смогли!
Опыт древних инков
В каменном веке плоты из бальса строились стандартно. Конструктивно эти варианты вполне понятные, простые, потому Тур взял такой плот. Здесь акцент делается на деталях, технических секретах. Фишка лодок заключалась в стремлении сохранить баланс судна на волне. Современные строители лишены этого ключа к разгадке сего производственного секрета. Набраться опыта на плоту сложно, только читая книги из библиотеки. Необходимо практиковаться самостоятельно, набираясь опыта. Норвежец так и поступил, в 2006 г. сколотив команду из крепких ребят, назвав плот «Тангароа». Команда отшвартовалась из Кальяо, двигаясь на запад по тропам Тура Хейердала.
До архипелага Туамоту экипаж шел прекрасно, продержавшись 85 дней в океанической «пустыне». Помогали им в этом попутные ветра, течение бодро подгоняло конструкцию. В 2016 г. парни сформировали новый маршрут, сделав его абсолютно отличным, уникальным, назвав его «По ревущим 40-м». Это был дебютный поход, трудный даже для кораблей. Плот и цель, как и прежде, придерживались западного направления к южноамериканским берегам. Норвежский исследователь применял на практике знания, полученные методом проб и ошибок. Причем пример Бишопа не особенно устраивал из-за разницы в древесине конструкции. К тому же, Бишоп описывал маршрут приблизительно, четко не дав анализа пути. Выходит, что реально работающего образца в истории не наблюдалось.
Поход 2016-го «Кон-Тики 2» считается первым экспериментом за историю мореплаваний. Удивительно было бы, если бы повторить путь Тура было столь легко.
Что взять от древних инков
Глядя на последние и прошлые стремления переплыть Тихий, остается удивляться. Только команда Де Бишопа и последняя 2016-го года предусматривали движение не в западном направлении. Все остальные выбирали только этот путь. Значит, эти маршруты не являются желанием доказать что-то миру. Мореплаватели слышали о существовании теории, да что с того? Вполне объяснимым намерением искателей приключений было путешествие, сам факт, космические ощущения, драйв! Уильям Уиллис, пытавшийся в 1954, 1963 г., Эдуард Ингрис (1955-1959), предпринявший успешную попытку Витал Альсар (60-е и 70-е годы), Марио Валли – все они хотели добраться сюда. Но их маршруты заводили в новые лабиринты разума, игры воображения. Инки с легкостью добирались до берегов мечты. При этом жители древней эпохи четко определяли цель – вернуться обратно.
Бесспорные аргументы, тестирования генетики, подтверждают: полинезийцы – близкие родственники южноамериканцев. Хейердал при этом считал так же, хотя уже устарели взятые им во внимание артефакты (станки для ткачества, лингвистика, растения, гончарная утварь, бетель-жвачка и напиток кава, вино из пальмового дерева, музыкальные инструменты, колесо или орудие в виде лука со стрелами). Случайно предметы быта распространиться не могли, доказывая тесную связь народов. Выступления, касающиеся того, что инков буквально «ветром и течением надуло» на берега Полинезии, кажутся теперь смешными. Чужаков обычно съедали, чтобы не отдавать им жен, культурно-исторические ценности. Заниматься разведением странных «чужих» растений люди не собирались.
Питались моряки в былые времена особенно, загодя и очень основательно готовясь к путешествию по воде. Можно прочитать книжку «Таити-Нуи» (Де Бишопа). В этом произведении показано искусство хождения на каноэ, на бальсовых судах вне зависимости от направления (через Гавайские острова к северу или по 40-м к югу). Эх, древним инком стать бы хоть на время!
Люди же XXI века продолжают почему-то ошибаться в конструировании плота или выборе маршрута.
Остров Пасхи манит – как добраться?
Выгодные свойства плавучести плота крайне сложно сберечь. Хиграфф решил упростить схему маршрутной линии, доставив плоты на старт. Выстроенные осенью в Кальяо сооружения «Кон-Тики 2» увидели свет, встав на волну. В ноябре плоты вышли до острова. Команда прошла этот отрезок за 43 дня, не отклоняясь от курса, минуя 2000 миль. Плот шел скоростью 47 миль в день. Через две недели экипаж отмечал Рождество на островной территории, оставив плоты на швартовке.
Бревна бальсы уже находились к этому моменту в воде 70 суток, эта нагрузка для них еще приемлемая. Только 4 члена экипажа двинулись на второй этап. Команда состояла из молодых норвежцев – кэпа Ола Боргфьорда, женщины-капитана Сигны Мелинг, взявшей управление вторым плотом. Хиграфф тоже вышел в путь, как и Андрей Чесноков из столицы России. Кроме того, С. Гольцов из Тюмени (медик), кинооператор, журналист Е. Штиль тоже вошли в группу. Состав обновился, вышел в путь из Хангароа на двух экзотических лодках в воды Тихого. Устремляясь на юг, лодки шли носами вперед к цели, к «ревущим сороковым».
Экипажи включали по семерке моряков. Борт «Тупак Япанки» состоял только из мужчин под управлением «вожака» экспедиционной группы. На «Рахити Танэ» плыли три женщины в дружной команде с четырьмя мужчинами. Мореплаватели из пяти государств (шведы, русские, норвежцы, новозеландцы, перуанцы) двигались к мечте!
Маршрутные сюжеты
Стандартно на старте никто не сомневался, ничто не нуждалось в поправке. Маршрут до Парайсо был прост, понятен. План сразу стали шуточно называть «банановым маршрутом». Тропа предполагала встречу с ветрами, течениями, выдающими возможность судну набрать скорость до 60 миль за 24 часа. Большая часть экспедиции рассчитывала провести на борту 60 дней, с уверенностью купив обратные билеты, выбрав фиксированную дату. Наивные думали заглянуть в инковские цивилизации, к примеру, Мачу-Пикчу и другие знаковые местечки, места силы. Сложность заключалась в том, что никому не дано было знать точную дату возвращения домой. Единственным советчиком выступал Де Бишоп. Опять же его книжка «Таити-Нуи» не дает точные сведения о влиянии атмосферных и океанических масс в восточных территориях. Да и в «ревущих» широтах Бишоп не бывал.
Остается посмотреть на карту его хода, указывающую на максимальную точку южной широты равную 35 градусам. Но южнее моряк не плавал! Хотя карта хода стала бы удобным помощником в деле в 2016 г. Лидер группы картой не воспользовался, члены экипажа тоже не знали о ней, не обращали внимания. Вероятно, аналогично и ошибочно поступили предшествующие экспедиции.
Хотя в этой ситуации карта стала бы подспорьем, еще больше утвердив имя Бишопа как второго успешного мореплавателя, шедшего по тропе Тура Хейердала.
Приглядевшись к картографическим данным «Таити-Нуи», можно увидеть следующее. На участке, отмеченном 5-15 янв. 1957 г., 1-12 февр., 27.02.-14.03. того же года, вырисованы петлеобразные линии. Размер их достигает до 250 миль в поперечном направлении. Приблизительность вековых измерений, сделанных секстантом, сложность, связанная с необходимостью, выполнять замеры неоднократно на дню не мешает связать карту прошлого с нынешними географическими данными. Остается только удивляться, наложив карту норвежца и Бишопа. Что за петли? Ответы скрыты «одеялом» океанической бездны. Но ведь у норвежского исследователя GPS, как тут не довериться умной технике?! Самоуверенность, кажущаяся крутой техподготовка в результате подвели.
Как было дело?
Интернациональная команда шла чуть южнее предшественника. Правда, внутрь «ревущих сороковых» окунуться не удалось, прошли только вскользь, едва затрагивая их кромку. Шагни они чуть глубже, столкнулись бы с адскими условиями, создаваемыми атмосферой. Погоду «делает» южная сторона, буйные, бешеные пятидесятые. Район хода плота тоже нельзя отнести к спокойным, отрезок полон «винегрета» воздушных масс. Циклоны мощные, рожденные пятидесятыми широтами, двигались на восток. Океанские волны, захваченные в их суровые лапы, поднимались ввысь столбом, пригоняя нешуточные ветра.
Район «колошматило» от ветровой нагрузки, заставляя ветер вращаться против хода часовой стрелки.
Плотики ложились в дрейф, стойко пытаясь бороться, противостоять, показывать характер. Петли было не избежать! Чересчур высокая парусность даже при зарифенном полотне. Такелаж, надстройки с рангоутом ловили сильнейшее течение ветра, заставляя судно двигаться со скоростью улитки в полтора узла. Циклонический кошмар длится долго – почти неделю. Плоты под парусами проходят быстрее, выдавая 3,5 узла. Однако в неделю все равно ощущается неспешный шаг лодочки-домика.
Трехсотмильная петля отбрасывает судно на два шага назад при одном вперед. О «банановом маршруте» вспоминается только потом, тут встреча иная, на высшем уровне волн. Опыт 50-х годов на эту природную беду указывал достаточно доходчиво. Команда лишилась провизии, опустошила душу, как во времена прошлого, так и в нынешнюю эпоху супераппаратуры. Вдруг кому-то удастся «Кон-Тики 3» или «Таити-Нуи 3»? Будет грандиозное событие! Хотя бы теперь яснее стала картина с петлями на маршруте.
Что дальше?
Предыдущая практика морских путешествий показывала все стороны жизни, открытые аспекты стремлений человечества, его достижения, которых удалось добиться на Земле. Фактически путешествие XXI века по океаническим водам представляет собой «демонстрацию» разноплановых человеческих достижений.
Сомневаться, что предки могли перемещаться по морям-океанам, используя столь же современные для того исторического периода достижения, технику, тактики, не приходится. Моторные прогрессивные времена не продвинулись в знаниях: Бишоп пользовался секстантом, норвежский моряк – GPS, карты в результате получились почти одинаковыми. Хотя теперь большое уважение вызывают древние разработки скоростей, замеров, судостроительства и картографии. Нынешние корабли колесят по тем же маршрутам, пользуясь в качестве подмоги попутными течениями, ветрами, сберегая силы, топливные ресурсы. Лодки не вгрызаются носом в непонятные маршруты, предпочитая идти проверенными методами, водными дорогами. Возвращение из Полинезии через буйные широты невозможно отрицать. Лодки ходили! Только как – остается под пластом тайны.
Зная о фишках былых мастеров-судостроителей, можно было бы достичь берегов желанной, веками зовущей Полинезии. Практические исследования могут показать, открыть миру и яхтсменам, любителям плотов, как инки ходили обратно до родных полинезийских территорий. Нужно углубляться до 45-го градуса. Полезно узнать глубже о ветровом течении, царствующем в этих землях, хоть и не столь сильным. Хотя 15-20 миль за 24 часа ветер все же дает. Командам 2016 года раскрыть секрет не удалось.
В настоящий момент стало понятно одно: для сокращения дрейфа плота необходимо синхронизировать с работой подводных парусов. Бытует мнение, что осенью лучше не выходить. Правда ли это так? Походы, вероятно, лучше проводить летом. Опоздал и Де Бишоп.
Совет! Экспедиции будущего, стартуйте летом!
Время важно, планирование имеет значение. Экспедиция 50-х годов практически 200 дней прошла по 4 тыс. милям от Таити до Чили. Путешествие в «Таити-Нуи» характеризовалось скоростью 20 миль за сутки: приемлемый показатель. Выйдя от о. Пасхи по следу «Кон-Тики 2», экспедиция должна рассчитывать на 4 месяца океанических приключений.
Вопреки скептическим взглядам
Некоторые скептики к плотам относятся негативно, ставя под сомнение их надежность, практичность, остойчивость, баланс, комфортные ощущения. Эти люди считают транспорт древних инков отставшим, подлежащим только списанию на берег. Скептикам не помешало бы столь загадочное путешествие на «маленьком плоту». К их удивлению, плот отлично повел бы себя в океанических неспокойных волнах, прекрасно справляясь с разными условиями, силой ветра и высотой волн. Даже волна в 5-6 метров нипочем плотику из дерева в дрейфе или под парусом. Бок, нос, раковина страдали от волн, но всегда удерживали хозяина. Корпус состоит из двух слоев бревен, издавая рык только при встрече с шумной волной.
Плоты менее подвержены качке, нежели суперяхты. В зыбких местах яхта выдает рывковые качки, плот – нет. Приблизительный вес плота в 20-25 т. не позволяет ему поддаваться воздействию океана. Деревянные суда из бальсы не управляются с помощью рулевого весла, подобно ладьям славян, живших в древности, или дракарам варягов. Управляют бортом гуары, или иначе их называют «швертами». Тур Хейердал использовал их, но у путешественника-исследователя было много сомнений относительно надежности борта, мотивировав его соорудить это злосчастное весло. Подстраховался, но не угадал: команда с ним только устала. Шверты на носу и корме – вполне достаточны для передвижения лодки.
Шверты работают хорошо, к ним парусному спортсмену не привыкать. Дело тут в выборе баланса между проскальзыванием кормы/носа борта по отношению к силе паруса. При движении корпус рыскает, уходя на 30 градусов в левую или правую сторону, что зависит от направления волны. Судно удержать на заданном направлении сложно, физически тяжело, ведь вес шверта 30 кг. Заруливая «в ноль», лодочник перенаправит массу борта на руки. Эксперименты такого плана оказались неуместными из-за неизбежности рыскания. Против рыскания нет приема, потому и держать на руле не стоит.
Пространство в 100 квадратов и второй уровень, состоящий из каюты-крыши и навеса, весьма удобное жилое помещение, несравнимое с яхтой. На плоту можно организовать разные точки для членов экипажа и рабочих задач. Можно даже организовать спортзал или научно-исследовательское помещение, что было сделано в «Кон-Тики 2». Камбуз достаточно просторный. Провизия хранилась на складе в спецпомещении, вмещающем газ, воду, бензин.
Плот выглядит надежно, обеспечивает жизненный ресурс гораздо больше по сравнению с яхтой.
Личное пространство вполне комфортное с возможностью обустроить кабинет. Реализовать амбиции здесь гораздо проще. Парус удален от жилых и рабочих помещений, такелаж рассредоточен по палубе комфортно. На яхтах постоянно приходиться смотреть под ноги. Океан на палубе плота близок, ноги всегда облизывает любопытная волна. Такого шарма ни на одном судне не встретить. Свобода мысли, свобода пространства, независимость от политических перипетий, трудностей жизни! В любых коллективах случаются ссоры, недопонимания, если стеснены условия. На плоту этой проблемы удается избежать. Добрые человеческие взаимоотношения, адекватный психоэмоциональный комфорт ощущается.
Для решения проблем можно провести на берегу тщательный подбор состава, устроив тесты на уживаемость. Хорошо помогает профилизация психологического портрета, фильтрация, аналогичная той, что устраивает комиссия в армии. Но лучше отправляться с друзьями, семьей. Хотя всегда помогает одна цель, объединяющая единомышленников. Этот вариант выбрал Торгейр Хиграфф. Команда борта «Рахити-Танэ» особенно бодро взялась на «штурвал». Никакие споры на тему политики, религии не возникали. Уникальный состав, тщательно собранный, мог и теперь справиться с поставленными задачами. В следующей главе мы расскажем о том, как недружелюбно встретила экипаж земля острова Пасхи, почему остров не хотел отпускать «Кон-Тики 2» и других приключениях команды.