Как Вы думаете, процедура регистрации яхты за границей выгоднее, чем в Украине? Давайте же рассмотрим все «за» и «против», которые предлагает украинский флаг, и попробуем подтвердить или же опровергнуть данное утверждение.
Первый балл в пользу регистрации судна в Украине – это разовый характер оформления всей необходимой документации. А это значит, что, заплатив единожды определенную сумму и предоставив все бумаги, Вам не придется обновлять их через, скажем, год или пять лет, что частенько случается в оффшорных зонах. Второй бонус – отсутствие налога на содержание яхты. Столь эпохальное событие свершилось в декабре 2014 года. А это значит, что Украина уверенно приближается к ведущим мировым безналоговым юрисдикциям. В-третьих, Украина может похвастать огромным количеством дипломатических представительств по всему миру, то есть в случае форс-мажорной ситуации на борту владелец лодки сможет без проблем обратиться в посольство или консульство Украины, находящееся в государстве пребывания судна (напомним, что плавание под флагом определенной страны означает и соответствие ее законам).
Что касается «минусов», то их, к сожалению, тоже предостаточно. Начнем с того, что система осуществляющих регистрацию органов весьма запутана и непрозрачна. Второй «минус» – сложная система расчета взимаемого за регистрацию судна сбора. Третий недостаток: в Украине нет международного реестра. Используемый в стране реестр национальный, то есть регистрировать суда могут исключительно или граждане Украины, или же юридические лица, здесь расположенные или гражданами Украины основанные. Таким образом, инвестору из-за рубежа на законодательном уровне запрещено регистрировать свои яхты в Украине или же развивать здесь яхтенный бизнес. Да, Кодексом торгового мореплавания Украины не предусмотрены ограничения по национальности для экипажа судна, но вот капитаном яхты обязан быть только гражданин Украины (подобная статья зафиксирована, кстати, и в датском законодательстве). Указанные выше недостатки, плюс обязательная коррупция (без нее никак!) не дают Украине возможности похвастаться значительным флотом. С грустью приходится констатировать, что в этом вопросе нас опережает даже Монголия, не имеющая выхода к морю.
В данный момент популярными оффшорными зонами, предлагающими идеальные условия для регистрации судов, являются Мальта, Панама, Джерси и Британские Виргинские острова. Среди преимуществ этих заморских территорий выделяют налоговые льготы или даже полное отсутствие такс и сборов, полную конфиденциальность, привлекательные условия для быстрой продажи и перерегистрации яхты, разрешение нанимать моряками иностранцев (капитана в том числе), подчинение правовой системе государства, в котором произошла регистрация, во время заключения договоров, меньший контроль со стороны государственных органов и многое другое.
Что же нужно знать будущему владельцу судна, если он захочет зарегистрировать его в оффшорной зоне? Во-первых, следует детально изучить необходимый пакет документов. Так, для панамских служб достаточно стандартного пакета, в который входят:
1) документ, подтверждающий право собственности на судно (это или купчая (Bill of Sale), или же строительный сертификат (Builder’s certificate));
2) исключение плавсредства из предыдущего реестра (если оно подлежало регистрации ранее). Хотите пройти регистрацию на Мальте или острове Джерси – дополнительно предоставьте тоннажный сертификат.
Вторая особенность состоит в том, что в большинстве оффшорных зон срок действия регистрации лодки ограничен. Например, в Мальте он составит всего лишь год, в Панаме – два, зато на Джерси – 10 лет.
Третий нюанс – вероятность определенных ограничений для владельца яхты. К примеру, регистрация на острове Джерси возможна только для граждан и юрлиц Британского содружества или же Европейского Союза. Посему нередко возникает такая ситуация, что сперва нужно будет создать компанию, а уже после приступать к регистрационным мероприятиям. Зато в Панаме подобных «подводных камней» нет.
Четвертая особенность – временная регистрация. В каких-то юрисдикциях это лишь дополнительная возможность (например, на острове Джерси временная регистрация составляет 3 месяца, а постоянная – 10 лет), а в каких-то – обязательный этап регистрации (так, в Панаме без временной регистрации постоянной быть не может).
Из положительных тенденций, которые можно выделить в Украине, назовем постепенный поворот государства к рыночным потребностям и интересам яхтенного бизнеса. Жаль, что процесс этот очень медленный, и регистрация яхт так и остается сложной и наполненной бюрократическими процедурами. Безусловно, кровь из носа необходимо принимать целостные законодательные акты, позволяющие однозначно регулировать подобные отношения. Прежде всего, речь идет о введении регулирования яхт-клубов, благодаря которым яхтенный туризм в Украине только бы и набирал популярность.