Добрая и старая традиция украшать нос судна скульптурой дошла до наших дней, хотя появилась она в стародавние времена. Издавна мореплаватели считали скульптуру на носу судна своим талисманом, в котором находилась душа судна. Эта фигура оберегала мореплавателей во время долгого путешествия. Очень плохой приметой считалась потеря или повреждение этой фигуры, украшающей нос корабля. Поэтому фигурку очень оберегали.
Традиция родилась в древние времена тогда, когда профессия моряка была связана с огромным риском, ведь в море человека подстерегали различные опасности: от бушующей воды до пиратов. Скульптуры служили оберегом для моряков. Египтяне крепили на нос диковинных птиц и образы Богов, которые имели для них сакральное значение.
Мифические существа
Египтяне были уверены в том, что изображения различных божественных существ защитит их и убережет от опасностей на воде. Но крепили не только фигуры богов и мифологических существ. Например, финикийские моряки крепили к носу лошадиную голову, сделанную из дерева. Это было символом быстроходности. Римские и греческие мореплаватели устанавливали на носу фигуры кабанов и драконов, которые были призваны устрашить команды, встреченных на пути кораблей. Драконья голова была распространенным символом у викингов. Они украшали этой фигурой дракары. Лев стал популярной фигурой, которую крепили на военных судах в XVII-ом и XVIII-ом веках.
Весьма полюбился лев британским морякам, а также голландцам и шведам. Именно у них российские моряки переняли эту традицию. Правление Петра I, который радел за сохранение за Российской Империей титула морской державы, ознаменовалось тем, что на кораблях красовались львиные головы. Молодой флот выглядел оригинально в таком оформлении. Если говорить о терминах, то именно в петровскую эпоху эти украшения называли «носовой фигурой». Однако, в документах той эпохи встречается термин «болван», относящийся к корабельным фигурам. Применяется к фигурам термин «гальюнная», происходящий от немецкого galionsfigur. Первоначально гальюном называлось пространство в носу корабля. Встречается термин «ростровая», происходящего от латинского «таран». В древнегреческом варианте фигура называется «кариатида». Итальянцы называют ее «подставное лицо».
Любимая игрушка королей
Оформлению судов всегда уделялось особое внимание, ибо флот всегда являлся самой любимой игрушкой монархов. Носовую фигуру старались сделать максимально красивой и оригинальной, но в тоже время устрашающей. Эти фигуры отличало обилие золота и шикарная отделка. Носовые фигуры всегда выглядели роскошно. На украшение военных кораблей средств не жалели. Частенько эти фигуры делали знаменитые скульпторы. Например, Бартоломео Карло Растрелли, отец знаменитого Франческо Растрелли изготовил портрет Петра I для одного из военных кораблей. Украшали отечественные корабли и другие именитые скульпторы. Разнообразие в эти фигуры было привнесено в XVIII-том веке.
Животные и античные герои, а порой целые композиции украшали нос корабля.
В XIX-том веке на отечественных кораблях начали размещать государственный герб. Красовался двуглавый орел под бушпритом военных судов. Торговые суда украшали скульптуры, моделями для которых были дети и супруги судовладельцев. Большинство резчиков по дереву неплохо зарабатывали на своем мастерстве, в те времена это было весьма прибыльное дело, ведь каждый новый корабль непременно украшался какой-нибудь носовой фигурой. При этом заказчики не скупились, заказывая фигуры. Носовая фигура считалась талисманом, защищающий во время плавания, поэтому скупиться было плохой приметой. Существует древнее поверье, если женщина предстанет голой перед Нептуном, то он утихомирит шторм и бурю. В связи с этим обнаженные женские фигуры и русалки были весьма популярны среди разнообразия носовых фигур.