На самом деле для развития яхтенного спорта Краснодарский край – бездна в хорошем смысле этого слова возможностей. По этой причине градостроители запланировали возвести сеть марин. Пока что речь идет о 6 проектах, на возведение которых понадобится больше 600 млрд. руб. Согласно архитектурному плану, в Сочи намереваются построить четыре стоянки, остальные разместить в Кринице и Джубге. Пока архитекторы начали рассмотрение вопроса с разработки дорожного проекта. Но так ли гладко пройдет строительство? Какие проблемы обозначились в начале пути?
Одной мариной не обойтись!
По мнению экспертов, строительство только лишь в одном регионе будет малоэффективным. Как считает Мария Золотухина, исполняющая обязанности министра курортов Краснодарского края, выступавшая на всероссийском форуме по туризму «Открытый Крым», проект лучше всего реализовывать совместно с Крымом. Возведение 1-2 гаваней недостаточно для формирования целой гармоничной системы. Оглядываясь на международную практику, яхтсмены нуждаются в обеспечении безопасного путешествия на протяжении 20-30 миль. Дальше спортсменам необходимо зайти в порт-убежище или заплыть в марину для комфортного отдыха.
Обычно именно так происходят все яхтенные заплывы из одной точки в другую. Территория Черноморского побережья не располагает возможностью использовать имеющиеся инфраструктурные объекты для полноценного развития яхтинга.
Важно! Начиная от Сочинской акватории до вод Геленджикского района (этот участок занимает более 90 м. миль), не построено ни одного порта-убежища.
Более того, владельцы яхт, пересекая этот участок, сталкиваются с неизбежным риском для лодок. Проблемой является и дефицит стояночных площадок. Лишь две из имеющихся гаваней представлены оборудованными портами для швартовки разных судов. Полноценно принимать яхтсменов готовы только «Сочи Гранд Марина» и «Порт Имеретинский». Лишь эти два крупных обустроенных объекта технически способны принять 600 лодок. Понятно, что цифра ничтожна, ведь регион насчитывает примерно 2 000 яхт! В высокий сезон туризма это количество во много раз увеличивается. По этой причине найти место для швартовки довольно-таки трудно. С какой еще сложностью приходиться сталкиваться?
«Больная тема» яхтсменов – аренда
Как считает Владимир Чубаров, руководящий парусным клубом «Переплут», второй проблемой является аренда стояночного места в летний период. В сезон турпутевок аренда 12-метровой яхты увеличивается до 70 тыс. руб. ежемесячно. Зимой цена уменьшается до 40 тыс. руб. За рубежом стоимость арендных услуг во сто крат ниже, независимо от сезона. По этой причине собственники яхт предпочитают пользоваться своим транспортом на юге РФ.
Руководитель приводит в пример марины Турции. Там в маленьких бухтах сервисы устроены так, что любителям ходить под парусами не приходится оплачивать швартовочные места. Достаточно пообедать в местном ресторане у причала, заплатив за обед. Кроме того, такие марины предоставляют возможность приема душа с возвратом на судно для ночевки. Утром можно отправляться в путь. В нашей же стране каждый человек с яхтой приравнивается к «денежному мешку». Хотя далеко не всегда под парусами ходят только состоятельные люди. Однако в России действует этот стереотип, но ведь человек мог и самостоятельно построить яхту.
Яхтенный сочинский клуб «Переплут» организован почитателями морских походов. В 2018 году к руководителю яхт-клуба обратился собственник гоночной суперяхты, построенной в 90-е годы. Лодка из-за долгого простоя потеряла возможность функционировать. Потому судно пришлось отдать в ремонт с целью дальнейшего участия в регате «Золотое кольцо Боспорского царства», проходившей от Геленджика до славного Севастополя. В итоге собственники яхт, любители сейлинга решились взяться за организацию услуг за стоянку и содержание лодки. Но поскольку сейлинг как вид отдыха пока еще находится в зародыше, в организации этого вида услуг огромное количество прорех, не сразу их удается распознать.
Если бы не «бумаготворчество»!
Трудность заключена в бюрократии. Административные барьеры по-прежнему мешают развивать яхтенно-спортивный сегмент. В Краснодарском крае большая часть гоночного водного транспорта попадает под границы морских портов, правила, касающиеся грузопассажирских кораблей. Сюда же относят и маломерные суда. В итоге приходится платить портовые сборы, оформлять допуск к плаванию.
К. Муругов, руководящий Ассоциацией развития яхтинга и спорта на Черном море, отмечает: подобные меры связаны с законодательными упущениями. Нормативная документация, рассматриваемая в яхтенном туризме, базируется еще на «древних» постулатах госпостановлений.
Немало трудностей сопряжено с нахождением Черноморского побережья под контролем солдат погранзаставы. В результате любой водный транспорт подлежит контролю со стороны погранслужбы. Каждый выход в море соответственно должен быть согласован. Как минимум, яхтсмену потребуется предупредить сотрудников заставы за два часа до отплытия. К. Муругов состоит в рабочей группе при губернаторе, с членами которой официально предложил ограничить контроль за парусниками со стороны военных. Это даст возможность крейсерским лодкам без препятствий курсировать вдоль берега. Нужно последовать примеру Крыма. Что еще предстоит решать?
Производство яхт плетется в хвосте
Актуальной проблемой для полноценного развития яхтинга является неотлаженное изготовление парусных лодок. Водный транспорт приобретают в Турции по выгодной цене. Однако таможенные пошлины, налоги составляющие половину от ценника лодки, усложняют сделки. К российским берегам турецкое «детище» конструкторов слишком дорого перегонять. В результате российские яхтсмены отправляются для участия в зарубежных регатах в Турцию.
На фоне рождения концептуально нового проекта, базирующегося на совместных усилиях частных предпринимателей и государства, вопросы развития яхтинга на юге становятся все более актуальными. В настоящее время ведутся работы по возведению Геленджикского морского порта, где расположена гавань с возможностью размещения 200 парусников, построен отель, концертно-выставочный комплекс. Здесь действует фитнес-центр и спа. Хорошая перспектива отражена в протоколе строительства порта для маломерного и парусного класса судов в Туапсинской акватории.
Эксперты считают расширение и развитие краснодарских портов выгодной инвестицией.
Яхтсмены-туристы считаются сегментом состоятельного потока. В путешествия они отправляются на авиалайнерах, предпочитают перекусывать в ресторанах, пользоваться услугами спа-процедур и останавливаться в фешенебельных гостиницах. Некоторые из бизнесменов, заранее готовы потратить хорошие деньги за недвижимость, построенную вблизи порта. Яхтсмены затрачивают больше средств по сравнению с остальной частью туристического потока, несомненно, суля краю экономическую выгоду.
P.S. После пересмотра генплана запланировано строительство 15 марин: из них 12 построят в Туапсинских водах, 2 – в Анапе, 1 – в Новороссийске.